Автор работы: Ксения Веселова, 12 Августа 2010 в 16:09, реферат
С ранних лет проявил интеллектуальную одарённость, которую его отец, Джеймс всячески способствовал. Джон начал учить греческому языку с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии. В подростковом возрасте испытал сильный душевный кризис, который едва не привёл его к самоубийству. Большое значение в его жизни имела поездка в южную Францию в 1820 г. Она познакомила его с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и вызвала в нём сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни.
Биография Джона Стюарта………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….….4
Стоимость, цена и деньги……………………………………………………..6
Капитал и прибыль…………………………………………………………….7
Теория денег, кредита и торговых кризисов…………………………………9
Экономический прогресс и социальные перспективы……………………..12
Литература……………………………………………………………………..15
и свободы действия, кроме запрета на причинение вреда другим людям».
Милль выступает против обычной критики частной собственности, считающей
несправедливым право человека на вещи, им не созданные. Например,
рабочие на фабрике создают весь продукт, но большая его часть
принадлежит другому. «Ответ на это возражение состоит в том, что труд на
фабрике является является всего-навсего одним из условий, которые
необходимо объединить для производства товара. Работу нельзя выполнять
ни без материалов и оборудования, ни без сделанного заранее запаса
средств к существованию для снабжения рабочих во время производства. Все
эти вещи являются плодами предшествующего труда. Если бы рабочие имели
эти вещи, им не было бы необходимости делить продукт с кем-нибудь, но,
поскольку этих вещей у рабочих нет, им следует отдать некоторый
эквивалент тем людям, которые располагают этими вещами, - как за
предшествующий труд, тик и за бережливость, благодаря которой продукт
этого предшествующего труда... сохранен для производительного
использования». Из сферы частной собственности, однако, должна быть
исключена земля (поскольку она не является продуктом труда).
Абстрактным коммунистическим
идеалам Милль
естественную эволюцию капитала, приводящую к тому, что в некоторых
случаях произойдет объединение работников с капиталистами, в других -
объединение работников между собой. В любом случае возникает кооперация,
предоставляющая всем работникам право на участие в прибылях. Постепенно
владельцы капитала будут всё больше убеждаться в том, что выгоднее
предоставлять свой капитал ассоциациям, чем действовать самостоятельно.
Капитал будет предоставляться под всё более низкий процент. В конце
концов «капитал, возможно, будет предоставляться в обмен на
обязательства
выплачивать его владельцу
определённого времени. При помощи такого... способа вся масса
накопленного капитала может честно и естественно... превратиться в
конечном итоге в общую собственность всех тех, кто участвует в его
производительном использовании. Осуществлённая таким образом
трансформация капитала... кратчайшим путём привела бы к достижению
социальной справедливости и наиболее выгодной с точки зрения всеобщего
блага организации промышленного производства, какую мы только можем себе
представить в настоящее время». Однако при этом надо заботиться о
сохранении конкуренции между ассоциациями.
Поддерживая принцип «каждому по труду», Милль с подозрением относился к
социалистическим планам переустройства общественной жизни. Он опасался
(и, как оказалось, справедливо), что социализм несовместим с
индивидуальной свободой каждого отдельного гражданина. «Идеалом и
общественного устройства, и практической морали было бы обеспечение для
всех людей полной независимости и свободы действий, без каких-либо
ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям».
Таким образом, Милль был скорее либералом, чем социалистом. Возникающие
острые социальные противоречия он приписывал не частной собственности на
средства производства, как это делают социалисты, а злоупотреблениями
частной собственностью.
Злоупотребления следует
собственность оставить, по крайней мере, до тех пор, пока она создаёт
значительные возможности для экономического роста.
Творчество Милля означало завершение становления классической
экономической науки, начало которой было положено Адамом Смитом.
Рассмотрим основные постулаты этой науки.
Человек рассматривается только как «экономический человек», у которого
имеется лишь одно стремление - стремление к собственной выгоде, к
улучшению своего положения. Нравственность, культура, обычаи и т.п. не
принимаются во внимание.
Все стороны, принимающие
участие в экономической
равны перед законом, так и в смысле дальновидности и
предусмотрительности.
Каждый экономический субъект полностью осведомлён о ценах, прибылях,
заработной плате и ренте на любом рынке как в данный момент, так и в
будущем.
Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут
мгновенно перемещаться в нужное место.
Эластичность численности рабочих по заработной плате не меньше
единицы. Иначе говоря, всякое увеличение заработной платы ведёт к росту
численности рабочей силы, а всякое уменьшение заработной платы - к
уменьшению численности рабочей силы.
Единственной целью капиталиста является максимизация прибыли на
капитал.
На рынке труда имеет место абсолютная гибкость денежной заработной
платы (её величина определяется только отношением между спросом и
предложением на рынке труда).
Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.
Конкуренция должна быть совершенной, а экономика свободной от
чрезмерного вмешательства государства. В этом случае «невидимая рука»
рынка
ЛИТЕРАТУРА
Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М: Центр.
1997.
Ядгаров Я.С. История
экономических учений. М: Экономика.
1996.беспечит оптимальное распределение
ресурсов.
Информация о работе Рынок как объект социально-политического анализа