Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:00, контрольная работа
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
1.Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
В текстах разговорного стиля можно встретить слова с переносными значениями, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами.
В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи, например фрагменты письма Ф. М.В Достоевского к жене.
Петербург 13 августа, понедельник.
Милый
мой голубчик Анечка,
получил твое милое
письмо, и очень мне
грустно было читать,
как детишки заплакали,
когда я уехал. Милые
голубчики! Скажи им
сейчас же, что папа
их помнит, целует и
в Петербург зовет. Обнимаю
и целую беспрерывно
и благословляю. Я, Аня,
все нездоров: нервы
очень раздражены, а
в голове как тукан,
все точно кружится.
Никогда еще даже после
самых сильных припадков
не бывало со мной такого
состояния. Очень тяжело. <...>
Точно сон и дремота
и меня все разбудить
не могут. Отдохнуть
бы надо хоть недельки
две от работы и заботы
беспрерывной — вот
что...1
В тексте письма используются
образные средства языка -сравнения (в
голове как туман, точно
сон и дремота), экспрессивное обращение
(милый мой голубчик
Анечка, милые голубчики).
2. Научный стиль — это стиль научных сообщений.
Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области.
Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи.
Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д.
Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.
Рассмотрим главные языковые средства данного стиля:
Подстили научного стиля
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три так называемых подстиля:
Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. В собственно научном стиле речи не объясняются факты, общеизвестные в науке, а термины объясняются только новые. Отличается этот стиль большим объёмом предложений и частым употреблением цитат. Заглавие текстов этого стиля, как правило, отражает тему или проблему, которой посвящена работа. («О языке художественной литературы»). Ведущий тип речи стиля — рассуждение.
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Объясняются практически все термины, учебный текст обычно начинается с объяснения понятия. Объём предложений значительно меньше, чем в собственно научном подстиле, реже употребляются цитаты. Заглавие указывает на тип учебного материала (учебник, практикум, сборник и т. д.). Ведущий тип речи — описание.
Научно-популярный. Адресат — любой интересующийся той или иной наукой. Цель — дать представление о науке, заинтересовать читателя. Естественно, точность отображения фактов у этого подстиля гораздо ниже, чем у предыдущих, он приближается к публицистическому стилю. Чтобы заинтересовать читателя, в текстах данного подстиля рассматриваются не только необходимые для раскрытия темы факты, но и интригующие, занимательные, иногда даже недоказанные гипотезы. Примеров значительно больше, чем в других подстилях. Термины здесь менее частотны, чем в собственно научном и научно-учебном подстилях, объясняются через аналогию, то есть бытовые ситуации, знакомые каждому читающему (броуновское движение — толпа в метро в час пик). Объём предложений меньше, чем в других подстилях. Цель стиля позволяет использовать цитаты не очень точные и без подробных сносок. Преобладающий тип речи — повествование. Заглавие не только называет тему книги, но и вызывает интерес, интригует читателя («Почему мы не похожи друг на друга?»). Среди особенностей этого подстиля можно назвать употребление эмоциональных слов, сравнений, метафор, эпитетов, вопросительных и восклицательных предложений.
Пример, иллюстрирующий научно-популярный
стиль речи (фрагмент из книги А. Левина
«Самоучитель работы на компьютере»):
«Досадная вещь зависание! Иногда во время работы вдруг виснет система, а то зависание происходит в момент запуска программы или при выходе из нее. И висит, действительно, как «груша - нельзя скушать».
Компьютер практически перестает реагировать на нажатие клавиш. Работали, работали и вдруг - оп! Приехали. Начинаете часто и беспорядочно жать на клавиши в тщетной попытке докричаться, но не докричитесь. Машина ваша может лишь вяло попискивать, как лабораторная мышь в последней стадии эксперимента. Мышь компьютерная превращается из стрелочки в песочные часы. При этом она может продолжать ползать по экрану (как контрольной экземпляр), но выйти из зависания никак не помогает. Порой дохнет и она: часики торчат посреди экрана и ни с места».
В этом отрывке содержится много метафор: «Виснет система», «машина перестает реагировать», «машина может вяло попискивать», «мышь компьютерная превращается превращается из стрелочки в песочные часы. При этом она может продолжать ползать по экрану (как контрольной экземпляр), но выйти из зависания никак не помогает. Порой дохнет и она: часики торчат посреди экрана и ни с места».
Имеется
также сравнение: «Машина
ваша может лишь вяло
попискивать, как
лабораторная мышь в
последней стадии
эксперимента».
3.
Официально-деловой
стиль используется для сообщения, информирования
в официальной обстановке (сфера законодательства,
делопроизводства, административно-правовой
деятельности). Этот стиль служит для оформления
документов: законов, приказов, постановлений,
характеристик, протоколов, расписок,
справок. Сфера применения официально-делового
стиля — право, автор — юрист, правовед,
дипломат, просто гражданин. Адресуются
работы в данном стиле государству, гражданам
государства, учреждениям, служащим и
т. д., с целью установления административно-правовых
отношений. Этот стиль существует исключительно
в письменной форме речи, тип речи — преимущественно
рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог,
вид коммуникации — общественная. Стилевые
черты — императивность (долженствующий
характер), точность, не допускающая инотолкования,
стандартизированность (строгая композиция
текста, точный отбор фактов и способов
их подачи), отсутствие эмоциональности.
Перечислим языковые средства стиля:
Примером
официально-делового стиля может
служить представленное ниже исковое
заявление.
В Арбитражный суд
Новосибирской области
г.
Новосибирск, ул. Кирова, 3.
Истец: Конкурсный управляющий
государственного унитарного предприятия