Выдающиеся ораторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:29, реферат

Описание

Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.

Содержание

1
Введение………………………………………………………………...
3
2
Ораторы Древней Греции……………………………………………...
4
3
Ораторы Древнего Рима……………………………………………….
14
4
Риторика в средние века и в эпоху Возрождения …………………...
17
5
Риторика в России……………………………………………………...
19
6
Заключение……………………………………………………………...
22
7
Практическая часть…………………………………………………….
23
8
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 300.76 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в красноречии  искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных  способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное  творчество публичной речи.

Многие современные исследователи  рассматривают ораторское искусство  как один из специфических видов  человеческой деятельности.

 

2. Личность оратора

 

Русский государственный  деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия  суть страсти … Сильное чувствование и живое воображение для оратора  необходимы совершенно. И как сии  дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал  о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля  всходы. В отличие от Сперанского  он полагал, что ораторское искусство  можно постичь, и, кроме природных  дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие  средства к постижению ораторского  искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Что же думают современные  специалисты о возможности стать  оратором? Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей. Способности формируются из природных  задатков. К ним относятся особенности  нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых  связок, двигательного аппарата и  др.). Общие способности – это  благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность нервных процессов, скорость образования нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, его бвстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные  способности:

- наблюдательность позволяет  правильно и полно воспринимать  окружающую действительность, события,  факты, выделять в них главное;  помогает правильно оценивать  состояние аудитории и, следовательно,  адекватно реагировать на него;

- развитое мышление позволяет  оратору логически мыслить, что  дает возможность анализировать  информацию, проникать в сущность  явлений, глубоко, целенаправленно  и последовательно излагать тему;

- самостоятельность ума  – необходимое качество оратора,  которое дает возможность критически  относиться к различным источникам  информации, выносить свои суждения  и оценки на суд аудитории,  что всегда вызывает уважение;

- творческое воображение  помогает оратору вжиться в  ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать  о ней;

- способность к сильным  эмоциональным переживаниям проявляется  в увлеченности темой, экспрессивности  изложения, что положительно воздействует  на слушателей;

- речевые способности  определяют культуру речи оратора,  его умение доносить свои мысли  ясно, живо, впечатляюще.

Способность – необходимое, но не достаточное условие становления  оратора. В человеке, который берет  слово, чтобы влиять на других, хотят  видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других!

Можно развить и специальные  способности.

В ораторской деятельности можно  выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с аудиторией), коммуникативный (сам процесс выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления после встречи).

Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

При подготовке к выступлению  оратору необходимо знание основ  диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным  и обоснованным.

И при подготовке, и при  проведении выступления оратор нуждается  в психологических знаниях, которые  помогают устанавливать контакт  со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога  помогает оратору владение культурой  речи.

Навыки оратора – это  усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного  напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время  выступления, навык самообладания  перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Кроме того, к коммуникативным  навыкам, необходимым оратору, относят  профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность  выражать свои эмоции и управлять  ими.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков  и позволяют ему решать сложные  творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

 

3. Роды и виды  ораторского искусства

 

С древнейших времен живое  слово сопровождает все формы  общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью  воздействия, роды и виды ораторского  искусства.

Отличительной чертой социально-политического  красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в  целом. К социально-политическому  красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

Особенностью церковно-богословского  красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения  мыслей, красота слога.

Особенностью судебного  красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный  характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает  психологию восприятия слушателей, в  ней обычно говорится о мотивах  совершения преступления.

Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия - текст выступления  согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие –  речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических  приемов убеждения.

Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых  переговоров) – деловой стиль  речи, использование специальных  терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово  и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию  собравшихся, изложение мыслей в  разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

Особенность лекционно-пропагандистского  красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать  научные сведения доступными неспециалистам.

Понимание специфики каждого  рода и вида ораторского искусства  дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой  ситуации по форме и стилю.

4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи

 

Подготовка к выступлению  – очень важное и ответственное  дело в деятельности оратора.

Подготовка к конкретному  выступлению определяется видом  ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению  начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует  исходить из своего личного опыта, а  также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших  слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности  кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают  слушателей, порой даже вызывают отрицательное  отношение к предстоящему выступлению.

Следует избегать и слишком  общих названий, так как общие  названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать  выступающий.

Для конкретизации общей  формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель  добивается.

В.В Маяковский, выступая на одном из собраний в 1929 г., говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «Как делать» или «Что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «Для чего делать?», т. е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к  выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что  выступающему следует формулировать  цель речи не только для себя, но и  для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

 

5. Основные приемы  поиска материала

 

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно  черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для  своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная  литература;

- справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари,  словари по различным отраслям  знаний, лингвистические словари,  таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и  журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических  опросов;

- собственные знания и  опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления, наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие  разделы, сделать нужные записи, систематизировать  материал и т. д.

Работу с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный  лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление  о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет  назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует  ознакомиться и с новой литературой  по интересующему вопросу.

Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Если в книге есть предисловие  и послесловие, рекомендуется прочитать  их.

Таким образом, первичный  просмотр отобранных книг является очень  важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы.

Во время чтения важно  уметь осмыслить содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу  нужно обязательно делать соответствующие  записи прочитанного.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с  интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий  много времени. Но вместе с тем  именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении  данной темы.

Настоящая подготовка к выступлению  заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу.

 

6. Начало, завершение  и развертывание речи

Информация о работе Выдающиеся ораторы