Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:29, реферат
Ораторское, устное слово люди ценили во все времена. Оно – важное и активное средство воспитания и обучения, распространения философских, эстетических учений, политических, экономических и других знаний, постижения культурных ценностей и новых идей. Истинное слово пробуждает лучшие гражданские чувства, служит целям прогресса.
1
Введение………………………………………………………………...
3
2
Ораторы Древней Греции……………………………………………...
4
3
Ораторы Древнего Рима……………………………………………….
14
4
Риторика в средние века и в эпоху Возрождения …………………...
17
5
Риторика в России……………………………………………………...
19
6
Заключение……………………………………………………………...
22
7
Практическая часть…………………………………………………….
23
8
Библиографический список…………
Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет – теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.
Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.
И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.
Возрождение риторики было связано с социальным заказом – необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, - и появлением новых учебных дисциплин – лингвистики текста, прагматики и др.
В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.
Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.
Заключение
Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом. Речь, не содержащая в себе новых мыслей, новых соотношений между старыми мыслями, наполнена уже известными сентенциями, а нередко не содержит в себе никаких мыслей как таковых. А как часто именно такую речь мы слышим в институте, по телевизору, на улице.
Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Именно этому и может научить предмет риторики.
Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.
Конкретно владение риторикой необходимо каждому человеку: нанимаясь на работу, надо уметь рассказать о себе, чтобы начальнику захотелось принять говорящего в число своих сотрудников; в новом коллективе заявить о себе как о человеке, с которым приятно и интересно говорить; отчитаться о проделанной работе так, чтобы открылись дальнейшие перспективы карьерного и материального роста.
Тот, кто обладает риторическими
навыками и умениями, чувствует себя
уверенно в процессе социального, бытового,
делового и профессионального общения.
А это очень важно для
Список использованной литературы
Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ», 1999
Апресян Г.З. «Ораторское искусство», М., МГУ, 1986
Гаудина Л.К., Ширяев Е.И. «Культура русской речи», М., 1988
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», Ростов н/Д, «МарТ», 2001
9
Не каждому
дано быть оратором, так же как не
каждый может быть инженером, ученым,
художником, музыкантом. Более того,
даже тому, у кого есть задатки будущего
оратора, нужно эти задатки развить,
или, если мы говорим языком системно-векторной
психологии, – развить свой оральный
вектор.
Хорошими ораторами
можно условно назвать и носителей других
векторов кроме орального, например людей
с развитым зрительным
или звуковым векторами, они могут красиво
и грамотно говорить, но их речи воспринимают
лишь такие же звуковые и зрительные люди.
Настоящий оратор – это прежде всего человек,
обладающий развитым вербальным
интеллектом,задатки которого
есть только у людей – носителей орального
вектора. Они ораторы от природы, способные
говорить то, что хотят слышать широкие
массы людей, убеждать, формировать общие
мысли и устремления. Но даже среди них
есть особые случаи, когда талант оратора
развит до предела. И чаще всего мы это
видим именно у уретральных оральников.
Уретральные
оральники – выдающиеся ораторы.
Если говорить об
уретральном векторе, то он один из доминантных,
то есть всегда ложится в основу жизненного
сценария своего обладателя. Такой человек
всегда будет стремиться вести за собой
людей, нести за них ответственность. Другие
недоминантные вектора здесь способны
либо помогать уретральному вектору при
высоком их развитии, либо мешать - при
низком.
Например развитые
в оральном векторе оральные уретральники
- это всегда яркие выдающиеся личности.
Здесь получается интересное смешение
векторов уретрального «вождя», и орального
«оратора». И насколько это смешение будет
гармонично для его обладателя – решает
фактор развитости каждого отдельного
его вектора.
Развитый уретрально-оральный
человек способен на многое. В потенциале
– это гениальный оратор, который может
не просто увлекать своими речами миллионы
людей, объединяя их единым идейным порывом,
но и, будучи вождем по природе, вести их
за собой.
Эти люди, как правило,
не остаются незамеченными. Хочу привести
несколько таких примеров выдающихся
ораторов .
Фидель
Кастро
Уретрально-оральный
Фидель Кастро, по праву считается одним
из самых выдающихся ораторов двадцатого
века. И это не только по такой характеристике,
как продолжительность речи (а самая длинная
речь Кастро была произнесена на Третьем
съезде Кубинской Коммунистической Партии
в 1986 году и продолжалась 7 часов 10 минут),
но и по способности убеждать, простыми
и емкими словами доносить свои мысли
до слушателей.
Сам Кастро в
одном из интервью , отвечая на вопрос,
почему он так долго говорит, признался,
что ему приносит огромное удовольствие
процесс убеждения людей, подразумевая,
видимо, что ему просто трудно от такого
удовольствия отказаться.
Долорес
Ибаррури
Псевдоним уретрально-оральной
Долорес Ибаррури La Pasioinaria (в переводе с
испанского звучит как "Цветок страсти"), как
предполагается историками, послужил
названием для пассионарной теории этногенеза
Гумилева. Пассионарность – стремление
и, соответственно, способность личности
влиять на ход истории, - так это подразумевалось
выдающимся историком. В понимании Гумилевым
роли Долорес Ибаррури в историческом
процессе выразилось представление о
роли уретральной (в
терминах системно-векторной психологии) особи в общечеловеческом
масштабе.
Ибаррури –
известная испанская
Так о ней вспоминала
ее дочь Амайя Ибаррури: «Долорес была
прекрасным оратором. Когда она говорила,
у неё был сильный голос. И люди даже плакали,
когда слушали её голос, от эмоций. Она
была неповторимым человеком. И она сама
была очень красивая, очень интересная
женщина».
Энтони Роббинс
Среди разного рода тренеров успеха на
западе многие – с уретральным вектором.
Тем более первопроходцы, отцы-основатели
таких тренингов - конечно же уретральные.
Это прежде всего Марк Хьюз, уже покойный
Джим Рон и его ученик Энтони Роббинс.
Естественно, тренер успеха – это прежде
всего искусный оратор. Темп семинаров
Роббинса можно оценить по видео, приведенному
ниже. Основаны они на методе глубокого
погружения и идут довольно долго (в среднем
- по 14 часов в сутки). Оратор говорит без
остановки, вкладывая в подсознание слушателя
определенные позитивные установки. Лучше
оральника с такой работой может справиться
только уретральный оральник, как Энтони,
развивший свой вербальный интеллект
до заоблачных высот.
Вот что пишет
одна из участниц его семинаров: «В
течение 15 часов одного дня он ни
разу не сбился с мысли, не использовал
ни одного слова-паразита, ни разу не запнулся.
Скорость и ясность его слова
– одно из основных доказательств
его гениальности. Даже когда он
проводил мини коуч-сессии с несколькими
людьми из зала, его слог оставался такими
же стремительным и ясным». Далеко не каждый
оратор может продемонстрировать такое
мастерство.
Уретра играет важнейшую
роль в развитии оральности, ведь именно
за уретральным вождем хочется идти и
следовать его примеру. Это мощнейшее
воздействие на психику, с одной стороны
– оральным индуктивным словом на подсознание,
а с другой уретральным примером, за которым
у нас всех есть внутреннее побуждение
следовать. Известный факт, что после прохождения
семинаров их участники просто обожествляют
Энтони.
Частные консультации
Энтони Роббинса стоят 1 миллион долларов
в год за 12 часов. При этом нужно «стоять»
в очереди 18 месяцев. Среди клиентов оратора
такие известные в штатах личности, как
Андрэ Агасси, Хью Джэкман, Дональд Трамп,
Дона Кэрэн, Серена Вилиамс. Но это не главное.
Для уретральника важен масштаб проявления
его альтруизма - быть полезным как можно
большему количеству людей. Поэтому конечно
же массовые семинары – в приоритете.
Уго Чавес
Нынешний президент
Венесуэллы также обладает уретрально-оральной
связкой векторов. Конечно, в случае с
Фиделем Кастро и Долорес Ибаррури, Энтони
Роббинсом речь идет об исключительном
развитии и реализации орального вектора.
Но и Чавес довольно успешно применял
и применяет свой оральный вектор и соответственно,
талант оратора, как на пути к власти, в
политической борьбе, так и будучи уже
президентом.
Телепрограмма «Алло,
президент», которую ведет сам Уго Чавес,
собирает огромные рейтинги на венесуэльском
телевидении с 1999 года и попутно очень
хорошо поддерживает и его личную популярность
и авторитет.
Уго Чавес - президент и оратор в одном лице
Телепередача
представляет собой гармоничное
сочетание обращения президента
к народу и развлекательного телешоу.
Чавес разговаривает со своими министрами,
задает им вопросы, дает указания, общается
с простыми венесуэльцами, ведёт телемосты
с другими странами, объясняет те или иные
моменты внутренней и внешней политики,
а также много шутит.
Обычно «Алло, президент»
идет полтора часа ежедневно, но иногда
бывает и дольше. Рекорд - 8 часов и 06 минут.
А еще один такой эфир Чавес вел в течение
7 часов 43 минут, ни разу не сделав перерыва.
У каждого из людей,
о которых речь шла выше, свои степени
развитости уретры и оральности. Например
у Кастро и Ибаррури – оба эти вектора
развиты исключительно хорошо, это не
только выдающиеся ораторы, но и прирожденные
лидеры. Энтони Роббинс – образец развитости
орального вектора. И это дало возможность
каждому из них занять свое достойное
место как в истории, так и в современном
мире.
Статья написана по материалам лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана