Выразительность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:49, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.
Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества.

Содержание

Введение

1. Понятие выразительности

2. Основные условия выразительности речи человека

3.Основные средства выразительности

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Выразительность речи..rtf

— 127.97 Кб (Скачать документ)
="justify">     Метафора оказывает очень большое  влияние  на  выразительность  речи.  Не случайно так велико ее место в речи художественной. И чем  метафора  свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство  меры, логическая и эстетическая норма.

     В зависимости от частоты употребления, метафоры делятся на три основные группы:

     Сухие - это метафоры-названия, переносное значение которых трудно сразу уловить, "стертые" от частого употребления (они уже не являются тропами): ножка кровати, корень слова, наступает вечер.

     Общеязыковые - те, что довольно часто употребляются в речи: "звезда экрана", "народу море", "золотые слова". Такие метафоры помещены в толковый словарь с пометой "переносное значение".

     Индивидуальные - "авторские", придуманные конкретным человеком. Они наиболее выразительны, необычны, образны, привлекают внимание читателя и заставляют его вдумчивее относиться к тексту.

     Как и сравнения, метафоры бывают развернутыми, и часто журналист на их развитии строит целые куски текста. Такая метафора, проведенная через весь материал, обычно выносится в заголовок.

     Гипербола - непомерное преувеличение ("сто лет не виделись"), литота - непомерное преуменьшение ("я на секундочку"). Одно и то же слово может быть и гиперболой, и литотой ("одно слово выговаривает пять минут" - "за пять минут сделал домашнее задание").

     Ирония - это насмешка, при которой ее форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл. В "Мертвых душах" Гоголь пишет: только после смерти прокурора близкие ему люди, увидев "бездушное тело", "с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал".

     Злая или горькая ирония называется сарказмом.

     Заключение

     Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю,  значит я существую» писал  Декарт.  Но  мысль  без  речевой структуры  бесплотна.   Главной   функцией   речи   является   трансформация внутреннего  образа  человека,  возникшего  в  результате    подсознательной внутренней  или  духовной  работы,  в  сознание  слушающего.   Для   точного воспроизведения образа  необходима  выразительная  речь,  благодаря  которой воспроизводимая информация  пробивается  через  призму  субъективной  оценки человека  и   становится   неотъемлемой   частью   его   внутреннего   мира. Выразительностью речи называются такие  особенности  ее  структуры,  которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность  мышления;  неравнодушие;   хорошее  знание   языка,   его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей  языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Выразительные  возможности  слова  поддерживаются  и   усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова  в  поэзии  обычно связана  с тем, что можно назвать ассоциативностью  образного  мышления.  На принципах ассоциации действуют,  и другие выразительные средства   речи.  Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и  ослаблять  выразительность речи располагает синтаксис языка.

     Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова  еще  не сделает вашу речь  живой,  если  вы  не  владеете  секретами  экспрессивного синтаксиса. Ведь слова  надо  уметь  выстроить  из  них  такие  предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело  расставить паузы. 
 

     Список используемой литературы 

    Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт-Петербург: Слово, 1983.

    Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 1987.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила  хорошей

    речи  М.: Знание, 1991.

    Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 1992.

Информация о работе Выразительность речи