Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:13, реферат
Целью данной работы является рассмотрение процессов взаимосвязи и взаимодействия языка и мышления, суждения и умозаключения. Обозначенная цель подчеркивает актуальность темы исследования и позволяет говорить в целом о культуре речи человека.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования будут решены следующие задачи:
раскрытие сущности понятий «мышление», «суждение», «умозаключение»;
классификация мышления, суждения и умозаключения как языковых категорий;
определение функций языка применительно к мышлениюи его формам: суждению и умозаключению.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Взаимодействие языка и мышления………………………………..5
Глава II.Языковые формы выражения суждения и умозаключения……...9
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………...18
Кафедра социально-культурной деятельности
Реферат
ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.
СУЖДЕНИЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исполнитель:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Взаимодействие языка и мышления………………………………..5
Глава II.Языковые формы выражения суждения и умозаключения……...9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...18
Введение
Язык представляет собой общественное явление, действующее на протяжении всего существования человеческого общества. Тесная взаимосвязь языка и общества позволяет утверждать, что язык не может развиваться вне общества, равно как и эволюция общества невозможна без развития языка.С течением времени язык совершенствуется, он утрачивает старые качества и приобретает новые, отвечающие потребностям современного общества. Изменяется звуковой и словарный состав языка, его грамматический строй.
В обыденном сознании язык воспринимается как неотъемлемое свойство человека, выражающее его потребность в общении и материализации мыслительных процессов. Действительно, язык тесно связан с мышлением и сознанием; знания об окружающей действительности, которые приобретаются человеком на разных этапах развития общества, закрепляются в таких языковых единицах как слова, словосочетания и предложения. Но вместе с тем, каждый язык отличается более сложной организацией, не ограничивающейся лишь коммуникативной составляющей. Выполнение языком сложнейших общественно значимых функций, таких как образование и передача мысли, свидетельствует о его высокой организации, динамичном развитии и позволяют рассматривать язык как стройную систему, характеризующуюся в первую очередь слаженным взаимодействием всех его элементов, каждый из которых хотя и имеет свое особое назначение (различать смыслы, дифференцировать формы, обозначать предметы, процессы, признаки окружающей действительности, выражать и сообщать мысль), подчинен единой общеязыковой задаче – быть средством общения и взаимопонимания. В соответствии с этим в современном языкознании стало аксиомой понимание языка как открытого, постоянно развивающегося системно-структурного образования, в процессе эволюции которого возникают актуальные вопросы, ответы на которые можно получить, рассматривая язык с позиции синтеза таких наук как лингвистика, логика, философия, психология. Подтверждением тому является изучение проблем взаимодействия языка и мышления, правильности построения суждений и умозаключений; понимание данных процессов невозможно только с позиции лингвистики, и потому требует привлечения дополнительных знаний из других научных областей.
Целью данной работы является рассмотрение процессов взаимосвязи и взаимодействия языка и мышления, суждения и умозаключения. Обозначенная цель подчеркивает актуальность темы исследования и позволяет говорить в целом о культуре речи человека.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования будут решены следующие задачи:
Данная работа по своей структуре состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (списка использованной литературы).
При подготовке реферата были использованы исследования отечественныхавторов, специалистов в области языкознания, словесностии культуры речи; источники, включенные в библиографический список, раскрывают различные аспекты современного языкознания, в том числе – позволяют систематизировать круг вопросов, связанных с определением взаимосвязи между языком и мышлением, суждением и умозаключением. Так, в учебном пособии Н.Ф. Алефиренко «Теория языка» рассмотрены актуальные вопросы современного языкознания; отдельный раздел посвящен взаимодействию языка и мышления. Содержание понятий суждение и умозаключение как форм логического мышления, а также процесс их формирования и выражения в языковой форме рассмотрены в трудах В.А. Гречко и Л.Г. Зубковой.
Глава I
Взаимодействие языка и мышления
Соотношение языка и мышления
на различных этапах развития научной
мысли сводилось к
В широком смысле слова под мышлением понимается способность человека мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы. Мышление - важный элемент процесса познания; с помощью мышления человек получает те знания, которые не могут ему дать органы чувств (ощущения и восприятия). Результатом мышления является мысль, выраженная в словах; при этом язык выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Следовательно, мышление не только тесно связано с речью, но и невозможно без нее. Данное заключение относится и к внутренней речи (т.е. мышлению «про себя»); внутренняя речь используется в том случае, если наши мысли не предназначены для передачи другому человеку, это, своего рода, «черновик высказывания».
Если дать развернутое определение мышлению, то можно заключить, что мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Сущность мышления сводится к отражению общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; также мышление устанавливает закономерные связи между предметами и явлениями.
Благодаря широкому диапазону, основанному на сочетании конкретности и абстрактности, различают несколько разновидностей мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наиболее тесно с языком связано словесно-логическое мышление. Данная разновидность мышления оперирует не конкретными образами, а отвлеченными понятиями, такими как «счастье», «честь», «гордость», «вера», «радость» и др. Например, невозможно представить себе счастье в виде цельного образа. Скорее всего, при упоминании слова «счастье» в нашем сознании возникнет счастливое лицо или событие, но само счастье невозможно увидеть, услышать или осязать. Словесно-логическое мышление неразрывно связано со знаниями и жизненным опытом; опираясь на собственный интеллектуальный запас и жизненный опыт человек может пояснить, что означают для него счастье, честь или гордость.
В познавательном процессе все перечисленные выше разновидности мышления прямо или опосредованно взаимосвязаны как с языком, так и между собой. При этом язык обслуживает только высшие уровни мыслительной деятельности человека, т.е. мышление на уровне понятий и представлений. Поэтому язык вполне обоснованно называют орудием, инструментом мышления, а одну из его основных функций – познавательной или гносеологической.
По отношению к мышлению различают также следующие функции языка:
Мышление в свою очередь
также оказывает влияние на язык.
Так, мышление является главным орудием
развития системы лексических и
грамматических значений. Любое многозначное
слово при его подробном
Если мышление как орудие
развития семантики выступает открыто,
то иначе работает мышление в области
развития грамматического значения
слова. Данный процесс осуществляется
скрыто и не контролируется осознанным
вмешательством человека. Так, применяя
слова, человек отдает себе отчет
в том, что он совершает действия
в отношении смысла слов и их сочетаний,
но в то же время действия в отношении
грамматических значений частей речи,
членов и различных моделей
В целом мышление по отношению
к языку служит орудием выбора
языковых единиц для построения речи.
На каждом этапе формирования речи
человеку необходимы определенные слова,
их связи, формы и категории. Выбор
нужного элемента языка в известной
степени предопределен
Глава II
Языковые формы выражения суждения и умозаключения
В отличие от мышления, существование которого возможно в бессловесной форме (т.е. в форме внутренней речи), суждение и умозаключение не могут осуществляться без непосредственного участия языка и речи. Языковые единицы (прежде всего, слова и предложения) служат формой выражения таких мыслительных категорий как суждение и умозаключение.
Под суждением понимается
форма мышления, в которой утверждается
или отрицается связь между предметом
и его признаком или отношение
между предметами. То есть, как форма
мысли суждение устанавливает логическую
связь между двумя и более
понятиями. При этом между понятиями
устанавливаются отношения
Языковой формой выражения
суждения является повествовательное
предложение: «Солнце садилось. Нежно
и сухо все золотилось кругом…»
(В. Вересаев). Кроме того, суждение может
выражаться в риторическом вопросе,
поскольку в нем также
Любое суждение можно
выразить в предложении, но
не всякое предложение может
выражать суждение. Так не выражают
суждений вопросительные, побудительные
предложения, поскольку они не
отражают ни истины, ни лжи,
не устанавливают логических
отношений. Хотя они и
Как форма мысли суждение является идеальным отражением предмета, процесса, явления, поэтому оно материально выражается в предложении. Признаки предложений и признаки суждений не совпадают и не тождественны друг другу. Элементами предложений являются подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, а элементами суждений – предмет мысли (субъект), признак предмета мысли (предикат) и логическая связка между ними. Логическая связка может выражать в русском языке словами «есть»-«не есть», «суть»-«не суть», «является»-«не является», при этом в устной речи она может и опускаться. Например, суждение «береза есть дерево», как правило, в речевом выражении будет звучать так: «береза-дерево». Кроме названных элементов в суждениях имеется не всегда выразимый элемент, отражающий количественную характеристику, его называют «квантор» суждения. В языке он выражается словами «все», «без исключения», «каждый», «многие», «часть».
Информация о работе Язык и мышление. Суждение и умозаключение