Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:03, реферат
Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Цель реферата – анализ понятий «язык» и «речь», обзор основных характеристик, которые присущи языку и речи
1. Понятие о языке и речи: отличительные черты и характер взаимосвязи. 2
2. Язык как система знаков. 3
3. Языковой знак. 5
4. Функции языка. 7
5. Функции речи. 7
6. Понятие об основных и дополнительных формах существования языка. Разнообразие форм существования русского национального языка. 11
7. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Основные черты литературного языка, характеристика его носителей. 12
8.Система функциональных стилей русского литературного языка и речи. 12
9. Территориальные диалекты как нелитературная форма существования национального языка. 14
10.Просторечие как ненормативная форма существования национального языка. 17
11. Социальные диалекты как дополнительная форма существования национального языка. 17
12. Отличия языка и речи. 18
Заключение 19
Используемая литература. 21
Оглавление
1. Понятие о языке и речи: отличительные черты и характер взаимосвязи. 2
2. Язык как система знаков. 3
3. Языковой знак. 5
4. Функции языка. 7
5. Функции речи. 7
6. Понятие об основных и дополнительных формах существования языка. Разнообразие форм существования русского национального языка. 11
7. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Основные черты литературного языка, характеристика его носителей. 12
8.Система функциональных стилей русского литературного языка и речи. 12
9. Территориальные диалекты как нелитературная форма существования национального языка. 14
10.Просторечие как ненормативная форма существования национального языка. 17
11. Социальные диалекты как дополнительная форма существования национального языка. 17
12. Отличия языка и речи. 18
Заключение 19
Используемая
литература. 21
Введение
Есть вечные вопросы лингвистики, на которые наука пытается ответить с древности и до наших дней. Что такое язык? Как он устроен? Как функционирует? Как изменяется и развивается? Что такое речь? Несмотря на многовековое развитие лингвистики, их нельзя считать решёнными. Сегодня эти вопросы представляются ещё более неизученными, чем это казалось, например, в начале XX столетия. Развитие языкознания никогда не было плавным и постепенным. Революции сменялись периодами затишья, когда ученые лишь накапливали материал и совершенствовали научные методы. Менялись и приоритетные проблемы. Нередко вопросы, которые в одну эпоху считались «ненаучными» или «нелингвистическими», в другую оказывались в центре внимания. Но ни одна из существенных проблем не уходит из науки совсем, даже если она надолго выпадает из поля зрения языковедов. Обращаясь к оставленным на время вопросам, наука изучает их на новом, более высоком уровне. Так что развитие языкознания, как и других наук, это движение вперед как бы по спирали.
Цель реферата – анализ понятий «язык» и «речь», обзор основных характеристик, которые присущи языку и речи.
Основной объект языкознания - естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в отвлечении от какого бы то ни было конкретного их применения, называют языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные, т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью.
Американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), основатель прагматизма как философского течения и семиотики как науки, определял знак как нечто такое, зная которое, мы узнаем нечто большее. Всякая мысль - это знак и всякий знак - это мысль.
Семиотика (от гр. σημειον - признак, знак) - наука о знаках. Наиболее существенное деление знаков - это деление на иконические знаки, индексы и символы.
Немецкий логик Готлоб Фреге (1848-1925), предложил свое понимание отношение знака к объекту, им обозначаемому. Он ввел различение между денотатом (Bedeutung) выражения и его смыслом (Sinn). Денотат (референт) - это сам предмет или явление, к которому относится знак.
Венера - утренняя звезда.
Венера - утренняя звезда.
В обоих выражениях один и тот же денотат - планета Венера, но разный смысл, так как Венера в языке представлена разными способами.
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Ниже излагаются основные положения этого учения.
Язык - это система знаков, выражающих понятия.
Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем.
Семиология - наука, изучающая системы знаков в жизни общества.
Лингвистика - часть этой общей науки.
Семиотика - синонимичный термин для соссюровского слова семиология, более употребительный в современной лингвистике.
Американский семиотик Чарльз Моррис (1901-1979), последователь Чарльза Пирса, выделял три раздела семиотики:
Некоторые системы знаков (семафорная азбука, принятая на флоте):
Знаки Зодиака:
Согласно Ф. де Соссюру языковой знак - это не связь вещи и ее названия, а совокупность понятия и акустического образа.
Понятие - это обобщенный, схематичный образ предмета в нашем сознании, наиболее важные и характерные черты данного объекта, как бы определение предмета. Например, стул - это сидение с опорой (ножками или ножкой) и спинкой.
Акустический образ - это звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании. Когда мы произносим слово про себя, не двигая губами и языком, мы воспроизводим акустический образ реального звука.
Обе
эти стороны знака имеют
Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком.
Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя.
Таким образом, знак - двусторонняя психическая сущность, состоящая из означаемого и означающего.
Понятие - означаемое (фр. signifié)
Акустический образ - означающее (фр. signifiant).
Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения.
В
нижеследующем примере
1. Денотат (референт) | 2. Понятие | 3. Акустический | 4. Воплощения |
[´djεrэvэ] | Дерево |
Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.
Английские лингвисты Чарльз Огден (1889-1957), Айвор Ричардс (1893-1979) в 1923 году в книге «Значение значения» (The Meaning of Meaning) наглядно представили знаковое отношение в виде семантического треугольника (треугольника референции):
Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и предметом не обязательна, условна, и она невозможна без связи с мыслью и понятием.
Однако знаковое отношение можно выразить и в виде квадрата, если учесть, что второй член треугольника - мысль - может состоять из понятия и коннотата. Понятие - общее для всех носителей данного языка, а коннотат, или коннотация (лат. connotatio - «созначение») - ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.
Например,
«кирпич» у каменщика может
Основные функции языка следующие:
1.Коммуникативная функция.
Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка.
2.Мыслеформирующая функция.
Язык используется как средство мышления в форме слов.
3.Когнитивная (гносеологическая) функция.