Аннотация на хоровое произведение "Утес"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:29, аттестационная работа

Описание

Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится к обретению душевной гармонии. Пусть это нелегко, дорога дальняя и трудная, но герой не отчаивается.
И именно это В. Шебалин передаёт в музыке.
Лёгкое светлое звучание женских голосов с красивыми опеваниями, прозрачными гармоническими созвучиями, рисует образ маленькой доброй тучки.
И в то же время Шебалин умело показывает одинокие страдания утёса.
С вступлением басовой партии, которая служит началом развития хоровой кульминации, композитор передаёт весь трагизм произведения. Плачевные интонации на м2, м3 создают картину одинокой души. Убаюкивающее завершение произведения построено на одинаковых гармонических созвучиях, и, постепенно уносит слушателя куда-то в глубину измученного покинутого стариковского сердца, которое медленно-медленно останавливается.

Работа состоит из  1 файл

аннотация Утёс.docx

— 22.83 Кб (Скачать документ)

 ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ ШЕБАЛИН (1902-1963), русский композитор и педагог. Родился в Омске 29 мая (11 июня) 1902. В 1928 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского и в дальнейшем стал главным преемником своего учителя на педагогическом поприще, носителем принципов высокого профессионализма и безукоризненно честного и ответственного отношения к труду. С 1928 преподавал композицию в Московской консерватории; в самый трудный период (1942-1948) был ее директором; снят с должности после выхода в свет известного постановления о борьбе с формализмом (Об опере "Великая дружба" В.Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции. Среди учеников Шебалина - композиторы Т.Н.Хренников, К.С.Хачатурян, А.А.Николаев, В.Тормис, Э.В.Денисов, С.А.Губайдулина и многие другие. В 1920-х годах Шебалин был членом Ассоциации современной музыки; входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я.Мясковского ("Ламмовский кружок", собиравшийся в квартире педагога консерватории, замечательного музыкального текстолога П.А.Ламма); был также близким другом Д.Д.Шостаковича.

Как композитор Шебалин работал практически  во всех основных жанрах, в том числе  создал много музыки к драматическим  спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Среди его весьма обширного наследия выделяется опера Укрощение строптивой по Шекспиру (1957), мастерская и изящная музыкальная комедия (отчасти напоминающая Дуэнью С.С.Прокофьева), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов и некоторые романсы. В свое время большим событием в музыкальной жизни стала его симфония Ленин на стихи В.В.Маяковского (1931; вторая редакция 1959).

Шебалин был  одним из самых культурных и эрудированных  музыкантов своего поколения; серьезность, интеллектуальность, некоторая академичность  стиля сближают его с Н.Я.Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу Мусоргского Сорочинская ярмарка, которая, несмотря на наличие иных редакций (Ц.А.Кюи, Н.Н.Черепнин), ныне получила широкое распространение именно в версии Шебалина; работал также над инструментовкой другого незавершенного оперного замысла Мусоргского - Саламбо. Им восстановлены партитуры музыкальной комедии С.С.Гулак-Артемовского Запорожец за Дунаем, Симфонии на две русские темы Глинки и др. Умер Шебалин в Москве 28 мая 1963.

Хоровую миниатюру  «Утёс» Шебалин написал на стихи  М.Ю.Лермонтова.

 

 

М. Ю. Лермонтов - известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях - отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта. Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая». В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

 

 Ночевала  тучка золотая

 На груди  утеса-великана…

 

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и  неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

 

 Утром  в путь она умчалась рано.

 По лазури  весело играя…

 

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему  так хорошо было вместе с тучкой:

 

 Но остался  влажный след в морщине Старого  утеса…

 

До боли грустно  утесу, не хватает ему ночного  короткого общения с тучкой, еще  печальнее ему представляется его  одинокое существование:

 

 …Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,

 И тихонько  плачет он в пустыне.

 

Лирическому герою Лермонтова мучительно горько осознавать свое одиночество, он мечтает  о трудно достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого  сделал, но он думает и пытается понять, где были совершены ошибки. Лирический герой - это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром.

 

Автор чувствует  себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне» - так Лермонтов воплощает в  своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при мысли о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у поэта чувствуется ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к свободе: тучка «в путь…умчалась рано», «по лазури весело играя».

 

Лирический  герой Лермонтова, как и сам  поэт, не бездеятелен, он все-таки стремится  к обретению душевной гармонии. Пусть  это нелегко, дорога дальняя и  трудная, но герой не отчаивается.

 

И именно это  В. Шебалин передаёт в музыке.

 Лёгкое  светлое звучание женских голосов  с красивыми опеваниями, прозрачными  гармоническими созвучиями, рисует  образ маленькой доброй тучки.

И в то же время Шебалин умело показывает одинокие страдания утёса.

С вступлением басовой партии, которая служит началом развития хоровой кульминации, композитор передаёт весь трагизм произведения. Плачевные интонации на м2, м3 создают картину одинокой души. Убаюкивающее завершение произведения построено на одинаковых гармонических созвучиях, и, постепенно уносит слушателя куда-то в глубину измученного покинутого стариковского сердца, которое медленно-медленно останавливается.

Жанр произведения – трагическая лирика. Трагедия одиночества раскрывается путем противопоставления двух образов природы, которые символизируют людей, разделенных пространством, жизненными обстоятельствами, несходством положения или характера – утёса и тучи.

Форма литературного  текста – строфическая. «Утёс» делится на две обособленных и равномерных части (четырехстрочных строфы), соединенных союзом «но», подчеркивающим противоположность обеих частей по содержанию: в первой говорится о тучке, принесшей мимолетную радость старому утесу, а во второй — о горе покинутого тучкой утеса.

Мелодия в  произведении волнообразная, присущи  скачки с заполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мелодическая  вершина приходится на слова:  «в морщине старого утёса».

Размер - 4/4, сложный.

 Ритм  мелодической линии полностью  соответствует ритму литературного  текста.

Фактура –  смешанная: аккордово-гармоническая(10,11,14,17,18 такты) и гомофонно-гармоническая.

Гармония  хоровой миниатюры достаточно сложная. Состоит как из основных трезвучий – t;s;D, так и из септаккордов и секундовых задержаний. Нужно отметить, что уменьшенные интервалы создают напряжённость, тяготеют к разрешению.

Тональность произведения – ля минор. Есть отклонения в ми минор, соль мажор, фа мажор.

Темп –  moderato (умеренно), cantabile (певуче).

Динамика  очень красочная, огромную роль играют подвижные нюансы

 

 Но присутствуют  и контрастные эпизоды: p - mf – p – pp.

Хор «Утёс» написан для четырёхголосного смешанного хора с эпизодическим divisi в партиях альта, тенора, баса.

 Общий  диапазон хоровых партий:

 

 

 

Диапазон  сопрано:

 

 

 

Диапазон  альта:

 

 

 

Диапазон  баса:

 

 

 

Тесситурные условия в целом удобны для  исполнения. Необходимо обратить внимания на низкие звуки у басовой партии и верхние - у тенора и сопрано.

Хоровой ансамбль будет достигаться искусственно. Главную роль в этом играет фактура. В эпизодах гомофонно-гармонической  фактуры следует выделять партию, в которой проходит тема.

На ансамбль также будет влиять ритмический  рисунок, использование коротких длительностей, пауз, которые требуют точного исполнения.

Темповый  ансамбль предполагает единство ощущения и соблюдения хором долевой пульсации.

Использование богатой динамической палитры оказывает  большое влияние на хоровой ансамбль. Необходимо добиться равновесия в звучании хоровых партий, при исполнении подвижной  динамики.

Большое влияние  на хоровой ансамбль имеют дикционно-орфоэпические сложности. Слова, неудобные для пения:

 шипящие  согласные - «ночевала тучка золотая», «умчалась рано», «в морщине старого утёса».

А опираясь на согласные, чётко произносить  гласные, не прерывая при этом единой мелодической линии.

Чтобы добиться хорошего гармонического звучания аккордов, следует обратить внимание на интонирование  звуков отдельных хоровых партий. Трудности хорового строя связаны с минорной тональностью.

Рассмотрим  это на примере альтовой партии.

 

 

 

 

Дыхание в  хоре берётся на паузах, а также  по фразам. Преобладает цепное дыхание.

Звукообразование  – меняется в зависимости от динамики: на piano оно лёгкое, прозрачное, невесомое; на forte – яркая и акцентированная.

 Атака  звука – твёрдая, перед ней  нужно мысленно представить высоту, силу и характер звука, форму  – гласной, а затем начать  петь.

Задача дирижёра – передать музыкальный образ  произведения и контрасты между  эпизодами. Дирижёрский жест должен быт лёгким и упругим для создания соответствующего художественного образа: от плавного кистевого до дирижирования всей рукой на кульминационных вершинах. Точное выполнение нотного материала, а также соблюдение всех нюансов – динамических, дикционных, метроритмических и т.д.

При разучивании  произведения, дирижёр должен обращать внимание на все сложности, которые  присутствуют в музыке и своевременно искать пути для их разрешения. Определённую трудность могут составлять динамические контрасты и градации, их необходимо предупреждать соответствующими ауфтактами.  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 «Утёс»

                        Аннотация на хоровое произведение

 

Композитор  – В.Шебалин

Автор стиха  – М.Лермонтов

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил Савельев Н. 

                                                           Класс преподавателя Дашановой Н.А.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Казань 2012г.


Информация о работе Аннотация на хоровое произведение "Утес"