Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:17, контрольная работа
19)Средства музыкальной выразительности:
Разнообразная динамика, умеренный темп, красочный гармонический язык, движение восьмыми, плавное голосоведение.
20)Фортепианное сопровождение:
Фортепианное сопровождение изложено в аккордовой фактуре. Начинается фортепианным вступлением. Аккомпанемент дублирует хор в 1-ой и 3-ей части. Гармонически поддерживает.
АННОТАЦИЯ ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
П.ЧЕСНОКОВ
«КАТИТ ВЕСНА»
1)Сведение о композиторе:
ЧЕСНОКОВ
Павел Григорьевич (1877—1944) —русский
хоровой дирижер, композитор, профессор
Московской консерватории (с 1920). Окончил
Синод, училище и Московскую консерваторию
по классу композиции. До революции —
видный регент, учитель школьного пения,
дирижировал концертами Русского хорового
общества (1916), исполняли произведения
С. Танеева и других композиторов. Руководил
Вторым государственным хором (1917— 22),
Московской хоровой капеллой (1922—28), капеллой
Московской филармонии (1932— 33), самодеятельным
хором. Хоры под управлением Чеснокова
отличались прекрасным ансамблем, строем,
тонкостью исполнения; осмысленность,
расчет соединялись с искренностью, вкусом,
глубоким проникновением в авторский
замысел. Чесноков был сторонником дирижеров-гастролеров
и неоднократно готовил (за небольшое
число репетиций) хоровые концерты с различными
коллективами. Один из первых педагогов
хорового отделения Московской консерватории,
где создал курс хороведения. Книга Чеснокова
Хор и управление им (1940), обобщившая исполнительский
и педагогический опыт автора, — первый
научный труд в современной методической
литературе. Несмотря на некоторые недостатки
(указанные редакторами в последующих
изданиях), остается наиболее значительной
в этой области (в частности, замечательны
приводимые Чесноковым , советы молодым
дирижерам).
Чесноков написал свыше 60 смешанных
хоров (светских) a cappella. Обычно содержанием его произведений
является благодушно-созерцательное
восприятие природы («Теплится зорька»,
« Август», «Ночь», «Зимой»,
« Альпы»). Несколько другого характера
«Дубинушка», но и здесь Чесноков смягчает
социально заостренный текст Л. Трефолева.
Некоторые хоры написаны в народном духе:
«Лес»(сл. Кольцова), «За рекою за быстрой»,
«Не цветочек в поле вянет» (сл. А. Островского).
В «Дубинушке» используется в виде фона
подлинная народная песня. Чесноков сделал
ряд сложных, концертного типа обработок
русских народных песен: «Эй, ухнем», «Во
поле березонька стояла», «Ах, ты, береза»
и др. В них нередко участвуют солисты:
«Ах вы, сени», «Канава», «Ходила ' младешенька»,
«Лучинушка и дубинушка» и др. В связи
с педагогической работой в женских
пансионах Чесноков написал более 20 женских
хоров с развернутым сопровождением фортепиано
«Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса»,
«Крестьянская пирушка» и др. Несколько
мужских хоров Чеснокова— переложение
тех же произведений со смешанным хором.
Характерным для сочинений Чеснокова
является мастерство хорового письма,
выявление красочных возможностей хора,
стремление к акустическому благозвучию.
Его хоры отличаются широтой диапазона,
использованием низких басов (октавистов),
применением divisi . В основном Чесноков
пользуется гармонии, средствами, сопоставлением
тональностей, изредка — имитацией, часто
— комплементарным ритмом. Смешные хоры
Чеснокова доступны, как правило высококвалифицированным
коллективам; лучшие сочинения Чеснокова
распространены в педагогической практике.
В культовых хорах (весьма многочисленных,
некогда популярных) Чесноков иногда разрабатывал
древние распевы. Чесноков создал свыше
400 духовных хоров (почти все — до 1917
г.), разных жанров («Литургия», «Всенощная»,
концерты с соло сопрано, альта, тенора,
баса, баса-октависта; переложение
знаменных распевов, переложение для мужского
хора и др.). Эти сочинения очень популярны
(хотя автор не избежал упреков в “романсовости”).
Духовные сочинения Чеснокова стали
исполняться (после долгих лет замалчивания)
лишь в последнее время. Ученики: И. Лицвенко,
Г. Лузенин, А. Покровский, В. Попов, А. Хазанов
и др.
2)Сведение о писателе:
Генрих Гейне (Heinrich Heine) (1797-1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с Гёте, Шиллером и Г. Э. Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А. В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первый сборник "Стихотворения" ("Gedichte") вышел в свет в 1821 году, а первый стихотворный цикл "Лирическое интермеццо" ("Lyrisches Intermezzo"), - в 1823 году. Попробовал он свои силы и в политической публицистике. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю. Кампе. Поездки послужили материалом для следующих томов "Путевых картин" (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил "Книгу песен" ("Buch der Lieder", 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Шубертом и Шуманом. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих "Письмах из Парижа" и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе "Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний которую ожидал на родине весьма холодный прием.Генрих Гейне умер в Париже 17 февраля 1856 года; похоронен на Монмартрском кладбище.Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в "Книге Le Grand" ("Das Buch Le Grand"), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой "Гренадеры" ("Die Grenadiere"), посвященной тому же событию.
3)Для какого состава написано произведение:
Это произведение написано для женского или детского хора, с непостоянным количеством голосов от 2 до 4(S и A делятся на I, II )
4)Тональность
Тональность- A dur-1-13 такты
Тональность-His dur-14-21 такты
Тональность- A dur-22-32 такты
5)Темп, размер, динамика:
Темп на протяжении всего произведения медленный, величественный.
Размер .
Динамика: Начинается произведение фортепианным вступлением в динамике f. Хор вступает в 3-ем такте в динамике f. В 13-ом такте изменение в динамике на mf. В 22-ом такте возвращение в в начальную динамику f. В 30-ом такте ff. Динамика произведения разнообразна контрастна.
6)Анализ литературного содержания:
В данном произведении описывается приход весны, о том как на полях расцветают цветы, и лес позеленел. В произведении употребляется сравнение весны с царицей, что ей нет равных и ей все возможно.
7)Характеристика
В данном произведении голосоведение плавное, но встречаются скачки
SI: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)
м6(5-6,24-25 т.)
ум5(8,27 т.)
ч4(14,15,9-10,28-29 т.)
SII: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)
ч4(5-6,14,15,24-25 т.)
ч5(16-17,17-18 т.)
AI: ч4(4-5,5-6,17-18,19,24-25,25-
ч5(16-17,17-18 т.)
AII: б6 (4-5,5-6,24-25,25-26 т.)
ч4(9-10, 17-18,28-29 т.)
8) Диапазоны голосов:
AI:
Общий диапазон:
9) Выявление кульминации:
Кульминация приходится на 28-30 такты на слова:
«Там где любовь, там любо ей».
10) Фактура изложения:
В данном произведении фактура изложения 4-х голосная.
11) В каком голосе проходит главная музыкальная тема:
На протяжении всего произведения главная тема проходит в SI.
12) Особенности ритмического рисунка:
Наиболее встречаемые
13)Установление цезур:
В данном произведении цезуры ставятся на паузах, по фразам.
Цезуры у SI,II: 3,4,5,7,9,13,15,16,17,22,24,
Цезуры у АI,II:3,4,5,7,9,14,
14) Ансамбль:
Ансамбль естественный, т.к. все голоса находятся в равных тесситурных условиях, и динамика соответствует тесситуре.
Вокальный ансамбль: Хормейстер должен добиться слитности голосов всех певцов, единой манеры звукообразования, звуковедение legato,единой атаки звука.
Ритмический ансамбль: предполагает точное выполнение ритмического рисунка. Необходимо добавиться одновременных вступлений и снятий.
Динамический ансамбль: Предполагает точное выполнение динамики и фразировки.
Темповый ансамбль: Предполагает точное выдерживание одного и того же умеренного темпа на протяжении всего произведения.
Дикционный ансамбль: Предполагает точное выполнение разной подтекстовки во 2-й части.
Мелодический строй: Трудность мелодического строя представляют скачки.
SI: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)
м6(5-6,24-25 т.)
ум5(8,27 т.)
ч4(14,15,9-10,28-29 т.)
SII: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)
ч4(5-6,14,15,24-25 т.)
ч5(16-17,17-18 т.)
AI: ч4(4-5,5-6,17-18,19,24-25,25-
ч5(16-17,17-18 т.)
AII: б6 (4-5,5-6,24-25,25-26 т.)
ч4(9-10, 17-18,28-29 т.)
15)Тесситура:
Тесситура произведения средняя, за исключением SI 8,27,30 т.; SII-29,30 т.
16) Звуковедение и атака:
Звуковедение legato.
Атака звука мягкая.
17) Особенности дыхания:
Дыхание по партиям и общехоровое.
Цезуры ставятся на паузах и на концах фраз.
Цезуры у SI,II: 3,4,5,7,9,13,15,16,17,22,24,
Цезуры у АI,II:3,4,5,7,9,14,
18) Гармония:
Гармония произведения красочна и разнообразна.
19)Средства музыкальной выразительности:
Разнообразная динамика, умеренный темп, красочный гармонический язык, движение восьмыми, плавное голосоведение.
20)Фортепианное сопровождение:
Фортепианное сопровождение
21)Дикционные особенности:
В работе над дикцией нужно обратить внимание на четкое произношение буквы «р».
Например: «..царица мира..» «..свадебного мира..»
Четкое произношение слов и четкое замыкание окончаний слов.
Важно помнить и соблюдать правила орфоэпии: «о» на «а», «го» на «во», «ой» на «ай».
Пишется:
весна
22)Дирижерские задачи:
1)Дирижирование 4-х дольной
Информация о работе Аннотация по дирижированию на произведение: П.Чесноков «Катит весна»