Аннотация по дирижированию на произведение: П.Чесноков «Катит весна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание

19)Средства музыкальной выразительности:
Разнообразная динамика, умеренный темп, красочный гармонический язык, движение восьмыми, плавное голосоведение.
20)Фортепианное сопровождение:
Фортепианное сопровождение изложено в аккордовой фактуре. Начинается фортепианным вступлением. Аккомпанемент дублирует хор в 1-ой и 3-ей части. Гармонически поддерживает.

Работа состоит из  1 файл

аннотация.docx

— 52.67 Кб (Скачать документ)

 

 

АННОТАЦИЯ ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

П.ЧЕСНОКОВ

«КАТИТ ВЕСНА»

 

 

                                                                                        

 

 

 

                                                                                          ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА II КУРСА ДХО

                                                                                                                           МИХАЙЛОВА ИРИНА

 

 

                               

 

 

1)Сведение о композиторе:

ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (1877—1944) —русский  хоровой дирижер, композитор, профессор  Московской консерватории (с 1920). Окончил Синод, училище и Московскую консерваторию по классу композиции. До революции — видный регент, учитель школьного пения, дирижировал концертами Русского хорового общества (1916), исполняли произведения С. Танеева и других композиторов. Руководил Вторым государственным хором (1917— 22), Московской хоровой капеллой (1922—28), капеллой Московской  филармонии (1932— 33), самодеятельным хором.  Хоры под управлением  Чеснокова отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения; осмысленность, расчет соединялись с искренностью, вкусом, глубоким проникновением в авторский замысел. Чесноков был сторонником дирижеров-гастролеров и неоднократно готовил (за небольшое  число репетиций) хоровые концерты с различными коллективами. Один из первых педагогов хорового отделения Московской консерватории, где создал курс хороведения. Книга Чеснокова Хор и управление им (1940), обобщившая исполнительский и педагогический опыт автора, — первый научный труд в современной методической  литературе. Несмотря на некоторые недостатки (указанные редакторами в последующих изданиях), остается наиболее значительной в этой области (в частности, замечательны приводимые Чесноковым , советы молодым дирижерам). 
 
Чесноков написал свыше 60 смешанных  хоров (светских) a cappella.  Обычно содержанием его произведений является благодушно-созерцательное восприятие природы («Теплится зорька», « Август»,  «Ночь»,  «Зимой»,                  « Альпы»). Несколько другого характера «Дубинушка», но и здесь Чесноков смягчает социально заостренный текст Л. Трефолева. Некоторые хоры написаны в народном духе: «Лес»(сл. Кольцова), «За рекою за быстрой», «Не цветочек в поле вянет» (сл. А. Островского). В «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня. Чесноков сделал ряд сложных, концертного типа обработок русских народных песен: «Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах, ты, береза» и др. В них нередко участвуют солисты: «Ах вы, сени», «Канава», «Ходила ' младешенька», «Лучинушка и дубинушка» и др. В связи с педагогической работой в женских  пансионах Чесноков написал более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано «Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка» и др. Несколько мужских  хоров Чеснокова— переложение тех же произведений со смешанным хором. Характерным для сочинений Чеснокова является мастерство хорового письма, выявление красочных возможностей хора, стремление к акустическому благозвучию. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением divisi . В основном Чесноков пользуется гармонии, средствами, сопоставлением тональностей, изредка — имитацией, часто — комплементарным ритмом. Смешные хоры Чеснокова доступны, как правило высококвалифицированным коллективам; лучшие сочинения Чеснокова  распространены в педагогической практике. В культовых хорах (весьма многочисленных, некогда популярных) Чесноков иногда разрабатывал древние распевы. Чесноков создал свыше 400 духовных  хоров (почти все — до 1917 г.), разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октависта; переложение  знаменных распевов, переложение для мужского  хора и др.). Эти сочинения очень популярны (хотя автор не избежал упреков в “романсовости”). Духовные  сочинения Чеснокова стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время. Ученики: И. Лицвенко, Г. Лузенин, А. Покровский, В. Попов, А. Хазанов и др.

2)Сведение о писателе:

Генрих Гейне (Heinrich Heine) (1797-1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с Гёте, Шиллером и Г. Э. Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А. В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первый сборник "Стихотворения" ("Gedichte") вышел в свет в 1821 году, а первый стихотворный цикл "Лирическое интермеццо" ("Lyrisches Intermezzo"), - в 1823 году. Попробовал он свои силы и в политической публицистике. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю. Кампе. Поездки послужили материалом для следующих томов "Путевых картин" (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил "Книгу песен" ("Buch der Lieder", 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Шубертом и Шуманом. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих "Письмах из Парижа" и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе "Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний которую ожидал на родине весьма холодный прием.Генрих Гейне умер в Париже 17 февраля 1856 года; похоронен на Монмартрском кладбище.Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в "Книге Le Grand" ("Das Buch Le Grand"), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой "Гренадеры" ("Die Grenadiere"), посвященной тому же событию.

3)Для какого состава  написано произведение:

 Это произведение написано для женского или детского хора, с непостоянным количеством голосов от 2 до 4(S и A делятся на I, II )

4)Тональность

Тональность- A dur-1-13 такты

Тональность-His dur-14-21 такты

Тональность- A dur-22-32 такты

5)Темп, размер, динамика:

Темп на протяжении всего произведения медленный, величественный.

 Размер .

Динамика: Начинается произведение фортепианным вступлением в динамике f. Хор вступает в 3-ем такте в динамике f. В 13-ом такте изменение в динамике на mf. В 22-ом такте возвращение в в начальную динамику f. В 30-ом такте ff. Динамика произведения разнообразна контрастна.

6)Анализ литературного  содержания:

В данном произведении описывается  приход весны, о том как на полях расцветают цветы, и лес позеленел. В произведении употребляется сравнение весны с царицей, что ей нет равных и ей все возможно.

7)Характеристика голосоведения:

В данном произведении голосоведение плавное, но встречаются скачки

SI: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)

      м6(5-6,24-25 т.)

      ум5(8,27 т.)

      ч4(14,15,9-10,28-29 т.)

SII: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)

      ч4(5-6,14,15,24-25 т.)

      ч5(16-17,17-18 т.)

AI: ч4(4-5,5-6,17-18,19,24-25,25-26 т.)

        ч5(16-17,17-18 т.)

AII: б6 (4-5,5-6,24-25,25-26 т.)

       ч4(9-10, 17-18,28-29 т.)

8) Диапазоны голосов:                                                                                                            SI:                                                                     SII:


 

 


AI:                                                                    AII:

 

 


 

Общий диапазон:

 

 

9) Выявление кульминации:

Кульминация приходится на 28-30 такты на слова:

«Там где любовь, там любо ей».

10) Фактура изложения:

В данном произведении фактура изложения 4-х голосная.

11) В каком голосе проходит главная музыкальная тема:

На протяжении всего произведения главная тема проходит в SI.

12) Особенности ритмического рисунка:





 


 

Наиболее встречаемые длительности:

13)Установление цезур:

В данном произведении цезуры ставятся на паузах, по фразам.

Цезуры у SI,II: 3,4,5,7,9,13,15,16,17,22,24,25,26,28.

Цезуры у АI,II:3,4,5,7,9,14,15,17,18,22,24,25,26,28.

14) Ансамбль:

Ансамбль естественный, т.к. все голоса находятся в равных тесситурных условиях, и динамика соответствует тесситуре.

Вокальный ансамбль: Хормейстер должен добиться слитности голосов всех певцов, единой манеры звукообразования, звуковедение legato,единой атаки звука.

Ритмический ансамбль: предполагает точное выполнение ритмического рисунка. Необходимо добавиться одновременных вступлений и снятий.

Динамический ансамбль: Предполагает точное выполнение динамики и фразировки.

Темповый ансамбль: Предполагает точное выдерживание одного и того же умеренного темпа на протяжении всего произведения.

Дикционный ансамбль: Предполагает точное выполнение разной  подтекстовки во 2-й части.

Мелодический строй: Трудность мелодического строя представляют скачки.

SI: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)

      м6(5-6,24-25 т.)

      ум5(8,27 т.)

      ч4(14,15,9-10,28-29 т.)

SII: б6(3-4,7-8,14,26-27 т.)

      ч4(5-6,14,15,24-25 т.)

      ч5(16-17,17-18 т.)

AI: ч4(4-5,5-6,17-18,19,24-25,25-26 т.)

        ч5(16-17,17-18 т.)

AII: б6 (4-5,5-6,24-25,25-26 т.)

       ч4(9-10, 17-18,28-29 т.)

15)Тесситура:

Тесситура произведения средняя, за исключением  SI 8,27,30 т.; SII-29,30 т.

16) Звуковедение и атака:

Звуковедение legato.

Атака звука мягкая.

17) Особенности дыхания:

Дыхание по партиям  и общехоровое.

 Цезуры ставятся на паузах  и на концах фраз.

 Цезуры у SI,II: 3,4,5,7,9,13,15,16,17,22,24,25,26,28.

Цезуры у АI,II:3,4,5,7,9,14,15,17,18,22,24,25,26,28.

18) Гармония:

Гармония произведения красочна и  разнообразна.


 

 

 

 


 

 


 

 

19)Средства музыкальной  выразительности:

Разнообразная динамика, умеренный  темп, красочный гармонический язык, движение восьмыми, плавное голосоведение.

20)Фортепианное сопровождение:

Фортепианное сопровождение изложено в аккордовой фактуре. Начинается фортепианным вступлением. Аккомпанемент  дублирует  хор в 1-ой и 3-ей части. Гармонически поддерживает.

21)Дикционные особенности:

В работе над дикцией нужно обратить внимание на четкое произношение буквы  «р».

Например:  «..царица мира..» «..свадебного мира..»

Четкое произношение слов и четкое замыкание окончаний слов.

Важно помнить и соблюдать правила орфоэпии: «о» на «а», «го» на «во», «ой» на «ай».

     Пишется:                                                                       Произносится:

весна                                                                                      висна                                                           очей                                                                                        ачей                                   свадебного                                                                           свадебнаво                               любовь                                                                                   любофь                                           цветов                                                                                    цвитов                            ковер                                                                                      кавер                                           покрыл                                                                                   пакрыл                                              поля                                                                                        паля                                                                        свищет                                                                                   свищит

22)Дирижерские задачи:

1)Дирижирование 4-х дольной схемы.                                                                                   2)Жест legato.                                                                                                                                  3)Показ динамики с помощью изменения амплитуды.                                               4)Остановка левой руки на долгих длительностях при тактировании правой. 5)Показ вступлений и снятий.                                                                                           Вступление с помощью ауфтакта к 4-й доле: 3,4,5,7,9,13,16,22,23,24,26,28 т.                              К 2-й доле 1,4,15,17,18 т.                                                                                            Снятие на 1-ю долю:20т.                                                                                                               Снятие на 2-й доле: 4,5,7,9,11,16,23,24,26,28, 30,32.                                                           Снятие на 3-ю долю:11,30 т.                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Аннотация по дирижированию на произведение: П.Чесноков «Катит весна»