Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 07:19, реферат
Огромную и почетную роль сыграл баян в дни Великой Отечественной войны. Как нельзя более, кстати, пришлись неоценимые качества любимого народом инструмента: автономность, универсальность и портативность. Баянист – и солист, и аккомпаниатор, участник концертных бригад и военных ансамблей – желанный гость в частях и подразделениях действующей Армии и Военно-Морского Флота. Он и в землянке и в «лесу прифронтовом», и кубрике корабля, и в палате военного госпиталя, и в заводском цеху. И всюду он несет людям, вставшим на защиту Родины, радость, вдохновляет их на ратные и трудовые подвиги.
В составе фронтовых концертных бригад под аккомпанемент баяна выступали первоклассные исполнители – как вокалисты, так и инструменталисты.
Министерство культуры и духовного образования РС (Я)
Арктический Государственный Институт Искусств и Культуры
Реферат на тему:
Баянное искусство в начале 40-х – 70-х годов
Выполнила студентка 1 курса
ФИИС ИИ-10
Константинова Нюргустана
Преподаватель: Герасимов К.А.
Якутск, 2011 г.
Огромную и почетную роль
сыграл баян в дни Великой Отечественной
войны. Как нельзя более, кстати, пришлись
неоценимые качества любимого народом
инструмента: автономность, универсальность
и портативность. Баянист – и
солист, и аккомпаниатор, участник концертных
бригад и военных ансамблей –
желанный гость в частях и подразделениях
действующей Армии и Военно-
В составе фронтовых концертных бригад под аккомпанемент баяна выступали первоклассные исполнители – как вокалисты, так и инструменталисты. Благодаря такому плодотворному и творческому альянсу, баяниста, выполняя свой патриотический долг перед Родиной, одновременно оттачивали свое мастерство.
После победы над Фашисткой Германией, авторитет, завоеванный баяном в годы войны, способствовал значительному расширению круга любителей баяна. Инструмент, хотя он и не был лишен ряда конструктивных недостатков, неопровержимо доказал свою подлинную общественную и художественную ценность, жизнеспособность и перспективность. Учитывая фронтовой опыт, концертные организации стали формировать концертные бригады с участием баянистов для обслуживания тружеников на местах, особенно в отдаленных районах страны. Настала пора вплотную заняться интенсивной подготовкой исполнителей высшей квалификации. Возвратившейся из эвакуации единственной в Союзе кафедре народных инструментов Киевской консерватории было явно не под силу самостоятельно удовлетворить растущую потребность страны в кадрах высококвалифицированных баянистов. Учитывая сложившуюся обстановку, энтузиасты-музыканты подготовили почву для решения этого вопроса. Преодолевая всякого рода трудности.
В 1948 году появилась кафедра
народных инструментов в Москве, в
Государственном музыкально-
С открытием кафедр начинают серьезно разрабатываться вопросы теории исполнительства и методики преподавания. Начинают закладываться профессиональные основы обучения.
Привлечение к работе на кафедрах народных инструментов видных профессиональных музыкантов, в частности дирижеров, укомплектование составов кафедр педагогами высокой квалификации позволили в сравнительно короткие сроки превратить кафедры в четко и эффективно работающий, слаженный организм. В процессе работы уточняются и приводятся в соответствии с практическими потребностями учебные планы, составляются и совершенствуются программы по всем специальным дисциплинам, появляется ряд методических разработок, создаются школы и другие учебные пособия.
Обобщая накопленный опыт,
педагоги-энтузиасты постоянно находятся
в поиске новых, прогрессивных методов
обучения, пересматривают устаревшие
методические положения. Как всегда
при этом, новое вступает в свои
права не без борьбы. Многие новые
теоретические и практические положения
нередко встречали стойкую
Наряду с этим при кафедрах
ведущих вузов открывается
Развитие исполнительского
мастерства, освоение новых пластов
репертуара, в том числе всё
чаще появляющихся развернутых оригинальных
произведений для баяна, осуществления
всё более совершенных
Современный баянист, высокообразованный музыкант. По уровню своей профессиональной подготовки он нисколько не уступает музыкантам других исполнительских специальностей. Осваивая свой, теперь уже сложнейший, инструмент, баянист на всех уровнях обучения, о детской музыкальной школы до ассистентуры-стажировки, соприкасается с огромным репертуарным пластом мировой музыкальной культуры, изучая произведения различных эпохи стилей, которые стали теперь доступными для исполнения на его инструменте без заметных искажений. При этом он сталкивается с разнообразной, порой очень насыщенной, а иногда перенасыщенной музыкальной фактурой как многозвучно-аккордового склада, так и многоголосно-полифонической, что благотворно влияет на всестороннее развитие его музыкального мышления.
Баян как музыкальный
инструмент в современном выполнении,
о котором упоминалось выше, по
существу, превратился в небольшой
орган, который, разумеется, не может
состязаться с последним в
величественной объемности звучания,
но зато в камерных условиях выгодно
отличается от него управляемостью звука,
гибкостью динамики и непосредственной
выразительностью. Игровые качества
современного баяна открыли баянистам
доступ к сокровищнице мировой органной
литературы, которая в большинстве
случаев легко поддается
В настоящий момент органные сочинения включаются не только в учебные или концертные программы баянистов, но и в их программы на различных конкурсах, в том числе и на международных. Где, как правило, органные произведения полифонического стиля входят в число обязательной программы.
К настоящему времени у баянистов накопился солидный оригинальный репертуар. Среди пьес, написанных, специально для баяна, имеется много сочинений крупной формы: многочастные сонаты, сюиты, концерты с оркестром русских народных инструментов и даже с симфоническим оркестром. Написано много концертных пьес, как на оригинальные, так и на народные темы, создано большое количество концертных обработок народной музыки, эстрадных миниатюр.
Благодаря универсальности инструмента, репертуар для него создается по многим жанровым направлениям, которые могут быть сведены в основном к нижеследующим:
В каждом из жанровых направлений есть значительные достижения. К этому следует добавить, что, на ряду с сольной литературой, развивается и ансамблевая (для дуэта, трио, квартета, смешанных ансамблей с участием баяна и т.д.). Пишутся произведения и для оркестра баянистов хотя и не очень часто.
Первое время репертуар создавался самими исполнителями. К традиционным обработкам народной музыки стали прибавляться переложения бытующих популярных пьес. За тем, с ростом мастерства и повышения уровня художественных запросов, как исполнителей, так и слушателей репертуар баянистов стало обогащаться за счет переложения музыкальной литературы, написанной для других инструментов, главным образом для фортепиано.
Дело создания оригинального
репертуара значительно двинулось
вперед, когда к нему подключились
профессиональные композиторы. Вначале
это были единицы, затем круг авторов,
которые начали писать музыку для
баяна стал постепенно расширяться,
и сейчас уже можно без особого
труда назвать несколько
В 1937 году впервые прозвучал
Концерт для баяна с оркестром
народных инструментов Ф. Рубцова. В 1944
году, в дни Великой Отечественной
войны, Н. Чайкиным была закончена Соната
для баяна – первая оригинальное
баянное сочинение данного
Справедливости ради следует
указать, что не все из написанных
произведений равноценны и даже не
все полноценны. Объяснить это
можно тем, что с одной стороны,
некоторая часть написанных и
изданных сочинений по-прежнему принадлежит
перу баянистов, не имеющих специальной
композиторской подготовки; с другой
же стороны, многие произведения, созданные
профессионалами, грешат либо тем, что
они, из-за недостаточного знания их авторами
всей специфики выразительных
В свете только что сказанного особняком стоит творчество баяниста В.Золотарева (1942-1975), обладавшего ярким композиторским дарованием и тонкой интуицией. Им создан для баяна ряд фактурных, блестящих произведений, в большинстве своем отмеченных эффектными сонористическими находками, рассчитанных на исполнение на современных концертных инструментах и получивших в среде баянистов широкую популярность в 70-х годах. К сожалению, ранний уход из жизни унес с собой возможность до конца раскрыться незаурядной одаренности композитора, полностью установиться целенаправленности его творческих поисков.
Тем не менее, в итоге к
настоящему времени на профессиональном
уровне создано много ярких, значительных,
достойных самой широкой
Многие сочинения советских авторов получили популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Некоторые из них входили в обязательную программу международных конкурсов аккордеонистов и баянистов. Так, например, на конкурсах «Кубок мира», которые проводятся Международной конфидерацией аккордеонистов (CIA), имеющей представительство в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО Произведения советских композиторов в качестве обязательных пьес звучали четырежды: в 1968 году в г. Лестере (Великобритания), в 1971 году в г. Брюгге (Бельгия), в 1974 году в г. Стокгольме (Швеция), в 1977 году в г. Эйндховене (Голландия). Советские произведения фигурировали в качестве обязательных в программе международного конкурса «Гра – про» 1972 года в г. Лос – Анджелесе (США), а также были в программе международного конкурса «Фогтландские дни музыки» 1980 года в г. Клингентале (ГДР). Значительное количество произведений советских композиторов вошло в рекомендательные списки международных конкурсов. В последние годы, благодаря активной деятельности и рекламной информации ВААП (Всесоюзного агенства по авторским правам), многие иностранные издательства стали проявлять интерес к советской музыкальной литературе для баяна и аккордеона на предмет ее издания.
Советские баянисты, участвующие в международных конкурсах, с достоинством защищают честь нашей Родины, неизменно завоевывая призовые места. Однажды после прошедшего конкурса «Кубок мира» в г. Лестере, где наши исполнители (Юрий Вострелов и Вячеслав Галкин) завоевали золотую и серебряную медали и четыре кубка (в том числе и сам Кубок мира), президент CIA и д-р Карл Альбрехт Майер (Австрия) в личной беседе с автором этих строк убежденно заявил, что советское искусство в целом, и баянное в частности, находится на вершине мировых достижений.
Информация о работе Баянное искусство в начале 40-х – 70-х годов