Баянное искусство в начале 40-х – 70-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 07:19, реферат

Описание

Огромную и почетную роль сыграл баян в дни Великой Отечественной войны. Как нельзя более, кстати, пришлись неоценимые качества любимого народом инструмента: автономность, универсальность и портативность. Баянист – и солист, и аккомпаниатор, участник концертных бригад и военных ансамблей – желанный гость в частях и подразделениях действующей Армии и Военно-Морского Флота. Он и в землянке и в «лесу прифронтовом», и кубрике корабля, и в палате военного госпиталя, и в заводском цеху. И всюду он несет людям, вставшим на защиту Родины, радость, вдохновляет их на ратные и трудовые подвиги.
В составе фронтовых концертных бригад под аккомпанемент баяна выступали первоклассные исполнители – как вокалисты, так и инструменталисты.

Работа состоит из  1 файл

Баянное искусство 40-70 годов.docx

— 25.95 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры и духовного образования  РС (Я)

Арктический Государственный  Институт Искусств и Культуры

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Баянное искусство  в начале 40-х – 70-х годов

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

ФИИС ИИ-10

Константинова Нюргустана

Преподаватель: Герасимов  К.А.

 

Якутск, 2011 г.

Огромную и почетную роль сыграл баян в дни Великой Отечественной  войны. Как нельзя более, кстати, пришлись неоценимые качества любимого народом  инструмента: автономность, универсальность  и портативность. Баянист – и  солист, и аккомпаниатор, участник концертных бригад и военных ансамблей –  желанный гость в частях и подразделениях действующей Армии и Военно-Морского Флота. Он и в землянке и в «лесу  прифронтовом», и кубрике корабля, и в палате военного госпиталя, и  в заводском цеху. И всюду он несет людям, вставшим на защиту Родины, радость, вдохновляет их на ратные и  трудовые подвиги.

В составе фронтовых концертных бригад под аккомпанемент баяна  выступали  первоклассные  исполнители  – как вокалисты, так и инструменталисты. Благодаря такому плодотворному  и творческому альянсу, баяниста, выполняя свой патриотический долг перед  Родиной, одновременно оттачивали свое мастерство.

После победы над Фашисткой  Германией, авторитет, завоеванный  баяном в годы войны, способствовал  значительному расширению круга  любителей баяна. Инструмент, хотя он и не был лишен ряда конструктивных недостатков, неопровержимо доказал свою подлинную общественную и художественную ценность, жизнеспособность и перспективность. Учитывая фронтовой опыт, концертные организации стали формировать концертные бригады с участием баянистов для обслуживания тружеников на местах, особенно в отдаленных районах страны. Настала пора вплотную заняться интенсивной подготовкой исполнителей высшей квалификации. Возвратившейся из эвакуации единственной в Союзе кафедре народных инструментов Киевской консерватории было явно не под силу самостоятельно удовлетворить растущую потребность страны в кадрах высококвалифицированных баянистов. Учитывая сложившуюся обстановку, энтузиасты-музыканты подготовили почву для решения этого вопроса. Преодолевая всякого рода трудности.

В 1948 году появилась кафедра  народных инструментов в Москве, в  Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, открытию которой в значительной степени  способствовали энергичные усилия ее основателя и первого руководителя – Александра Сергеевича Илюхина. Со временем по примеру Москвы кафедра  народных инструментов были учреждены  во всех музыкальных вузах страны (за исключением Московской консерватории).

С открытием кафедр начинают серьезно разрабатываться вопросы  теории исполнительства и методики преподавания. Начинают закладываться  профессиональные основы обучения.

Привлечение к работе на кафедрах народных инструментов видных профессиональных музыкантов, в частности  дирижеров, укомплектование составов кафедр педагогами высокой квалификации позволили в сравнительно короткие сроки превратить кафедры в четко и эффективно работающий, слаженный организм. В процессе работы уточняются и приводятся в соответствии с практическими потребностями учебные планы, составляются и совершенствуются программы по всем специальным дисциплинам, появляется ряд методических разработок, создаются школы и другие учебные пособия.

Обобщая накопленный опыт, педагоги-энтузиасты постоянно находятся  в поиске новых, прогрессивных методов  обучения, пересматривают устаревшие методические положения. Как всегда при этом, новое вступает в свои права не без борьбы. Многие новые  теоретические и практические положения  нередко встречали стойкую оппозицию  и вызывали споры, полемический накал  которых очень часто достоин  лучшего применения. Так к примеру  спор об изменении ранее принятой постановки правой руки, продиктованном новыми исполнительскими задачами и вызванной ими очередной модификацией инструмента – с четырёхрядной и пятирядной правой клавиатурой, который был начат в конце 50-х годов, долгое время не утихал даже после того, как сама жизнь наглядно подтвердила целесообразность этой новой постановки. В целом же кафедры народных инструментов работали активно, целенаправленно и продуктивно. Ряд педагогов кафедр, в том числе и баянисты, защитили кандидатские диссертации, получив, ученую степень кандидата искусствоведения. Многим педагогам присвоено ученое звание доцента, отдельные педагоги удостоены ученого звания профессора.

Наряду с этим при кафедрах ведущих вузов открывается исполнительская  аспирантура, где молодые специалисты, получают возможность дальнейшего  совершенствования. Кроме того, учреждается  система прикрепления к музыкальным  вузам соискателей ученых степеней для получения необходимых консультаций, возможности пользования библиотечным фондом, вузовскими фонотеками и т.д. в процессе написания диссертации. Результаты широкой постановки высшего  музыкального образования не замедлили  сказаться: исполнительство на баяне  двинулось в перед семимильными шагами.

Развитие исполнительского мастерства, освоение новых пластов  репертуара, в том числе всё  чаще появляющихся развернутых оригинальных произведений для баяна, осуществления  всё более совершенных технических  решений в конструкциях инструментов и их акустические достижения и тут  настолько высокими темпами, что  у людей, не очень часто общающихся с баянистами, представления об уровне современного баянного искусства почти  оказываются устаревшими. Это явление  не всегда безобидно, особенно если оно  проявляется у людей, от которых  в той или иной степени зависит  общественная оценка инструмента, пропаганда искусства игры на нем. На практике из-за недооценки динамики развития данного жанра нередко возникают различного рода проблемы, которые мешают баянистам получить то общественное признание, которое соответствует их реальным достижениям в искусстве.

Современный баянист, высокообразованный музыкант. По уровню своей профессиональной подготовки он нисколько не уступает музыкантам других исполнительских специальностей. Осваивая свой, теперь уже сложнейший, инструмент, баянист на всех уровнях обучения, о детской музыкальной школы до ассистентуры-стажировки, соприкасается с огромным репертуарным пластом мировой музыкальной культуры, изучая произведения различных эпохи стилей, которые стали теперь доступными для исполнения на его инструменте без заметных искажений. При этом он сталкивается с разнообразной, порой очень насыщенной, а иногда перенасыщенной музыкальной фактурой как многозвучно-аккордового склада, так и многоголосно-полифонической, что благотворно влияет на всестороннее развитие его музыкального мышления.

Баян как музыкальный  инструмент в современном выполнении, о котором упоминалось выше, по существу, превратился в небольшой  орган, который, разумеется, не может  состязаться с последним в  величественной объемности звучания, но зато в камерных условиях выгодно  отличается от него управляемостью звука, гибкостью динамики и непосредственной выразительностью. Игровые качества современного баяна открыли баянистам  доступ к сокровищнице мировой органной литературы, которая в большинстве  случаев легко поддается переложению  для баяна и звучит в этом исполнении совершенно естественно. Это обстоятельство, с одной стороны, дает возможность, благодаря все той же портативности инструмента, выносить шедевры органной музыки на широкую аудиторию, а с другой – заметно расширяет музыкальный кругозор самих исполнителей.

В настоящий момент органные сочинения включаются не только в  учебные или концертные программы  баянистов, но и в их  программы  на различных конкурсах, в том  числе и на международных. Где, как  правило, органные произведения полифонического  стиля входят в число обязательной программы.

К настоящему времени у  баянистов накопился солидный оригинальный репертуар. Среди пьес, написанных, специально для баяна, имеется много  сочинений крупной формы: многочастные сонаты, сюиты, концерты с оркестром  русских народных инструментов и  даже с симфоническим оркестром. Написано много концертных пьес, как на оригинальные, так и на народные темы, создано большое количество концертных обработок народной музыки, эстрадных миниатюр.

Благодаря универсальности инструмента, репертуар для него создается по многим жанровым направлениям, которые могут быть сведены в основном к нижеследующим:

  1. Направление, отражающее народную стихию, -обработки разработки народного мелоса, фантазии, парафразы, вариации на темы народных песен и танцев и т.д., в которых используется и творчески развивается манера и образный строй народного музыцирования;
  2. Камерно-академическое направление, вливающееся в общий поток современной камерно-инструментальной музыки, использующее средства выразительности современного инструмента для решения художественных задач на уровне, достигнутом «классическими» инструментами;
  3. Эстрадное направление (легкая музыка).

В каждом из жанровых направлений  есть значительные достижения. К этому  следует добавить, что, на ряду с  сольной литературой, развивается  и ансамблевая (для дуэта, трио, квартета, смешанных ансамблей с участием баяна и т.д.). Пишутся произведения и для оркестра баянистов хотя и не очень часто.

Первое время репертуар  создавался самими исполнителями. К  традиционным обработкам народной музыки стали  прибавляться переложения  бытующих популярных пьес. За тем, с  ростом мастерства и повышения уровня художественных запросов, как исполнителей, так и слушателей репертуар баянистов стало обогащаться за счет переложения музыкальной литературы, написанной для других инструментов, главным образом для фортепиано.

Дело создания оригинального  репертуара значительно двинулось  вперед, когда к нему подключились профессиональные композиторы. Вначале  это были единицы, затем круг авторов, которые начали писать музыку для  баяна стал постепенно расширяться, и сейчас уже можно без особого  труда назвать несколько десятков фамилий авторов, отдавших творческую дань баяну.

В 1937 году впервые прозвучал  Концерт для баяна с оркестром  народных инструментов Ф. Рубцова. В 1944 году, в дни Великой Отечественной  войны, Н. Чайкиным была закончена Соната для баяна – первая оригинальное баянное сочинение данного жанра. На рубеже 1950-1951 годов тем же автором  был написан Концерт для баяна  с симфоническим оркестром. Это  сочинение впервые вывела баян в  серьезном амплуа на симфоническую  эстраду. В числе первых появляются концерты для баяна Ю. Шишакова, Н. Речменского, К. Мяскова, А. Репникова, В. Диспурова, четырехчастная Сюита  для баяна А. Холминова. В дальнейшем, с расширением круга авторов процесс создания баянного репертуара все более активизируется, и сейчас уже трудно назвать вполне достоверную реальную цифру, отражающую количество созданных для баяна сочинений.

Справедливости ради следует  указать, что не все из написанных произведений равноценны и даже не все полноценны. Объяснить это  можно тем, что с одной стороны, некоторая часть написанных и  изданных сочинений по-прежнему принадлежит  перу баянистов, не имеющих специальной  композиторской подготовки; с другой же стороны, многие произведения, созданные  профессионалами, грешат либо тем, что  они, из-за недостаточного знания их авторами всей специфики выразительных средств  инструмента, не ставят по-настоящему развернутых исполнительских задач  и ограничиваются лишь «общим планом», либо тем, что эти произведения, при наличии заключенных в них глубоких замыслов, находятся за пределами «фактурного благополучия» и без героических усилий со стороны исполнителей не достигают поставленной цели.

В свете только что сказанного особняком стоит творчество баяниста В.Золотарева (1942-1975), обладавшего ярким  композиторским дарованием и тонкой интуицией. Им создан для баяна ряд фактурных, блестящих произведений, в большинстве своем отмеченных эффектными сонористическими находками, рассчитанных на исполнение на современных концертных инструментах и получивших в среде баянистов широкую популярность в 70-х годах. К сожалению, ранний уход из жизни унес с собой возможность до конца раскрыться незаурядной одаренности композитора, полностью установиться целенаправленности его творческих поисков.

Тем не менее, в итоге к  настоящему времени на профессиональном уровне создано много ярких, значительных, достойных самой широкой пропаганды, талантливых сочинений во всех выше указанных жанровых направлений.

Многие сочинения советских  авторов получили популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Некоторые из них входили в  обязательную программу международных  конкурсов аккордеонистов и баянистов. Так, например, на конкурсах «Кубок мира», которые проводятся Международной  конфидерацией аккордеонистов (CIA), имеющей представительство в Международном музыкальном совете при ЮНЕСКО Произведения советских композиторов в качестве обязательных пьес звучали четырежды: в 1968 году в г. Лестере (Великобритания), в 1971 году в г. Брюгге (Бельгия), в 1974 году в г. Стокгольме (Швеция), в 1977 году в г. Эйндховене (Голландия). Советские произведения фигурировали в качестве обязательных в программе международного конкурса «Гра – про» 1972 года в г. Лос – Анджелесе (США), а также были в программе международного конкурса «Фогтландские дни музыки» 1980 года в г. Клингентале (ГДР). Значительное количество произведений советских композиторов вошло в рекомендательные списки международных конкурсов. В последние годы, благодаря активной деятельности и рекламной информации ВААП (Всесоюзного агенства по авторским правам), многие иностранные издательства стали проявлять интерес к советской музыкальной литературе для баяна и аккордеона на предмет ее издания.

Советские баянисты, участвующие  в международных конкурсах, с  достоинством защищают честь нашей  Родины, неизменно завоевывая призовые места. Однажды после прошедшего конкурса «Кубок мира» в г. Лестере, где наши исполнители (Юрий Вострелов и Вячеслав Галкин) завоевали золотую и серебряную медали и четыре кубка (в том числе и сам Кубок мира), президент CIA и д-р Карл Альбрехт Майер (Австрия) в личной беседе с автором этих строк убежденно заявил, что советское искусство в целом, и баянное в частности, находится на вершине мировых достижений.

Информация о работе Баянное искусство в начале 40-х – 70-х годов