Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:35, аттестационная работа
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
Биография
История создания «Курских песен»
Содержание кантаты
Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
Список литературы.
Песни, которые отобрал Свиридов, и по мелодике, и по ладовым контрастам, и по своеобразным, чисто музыкальным и музыкально-поэтическим свойствам настолько яркие, характерные, настолько курские, что в других областях страны их, не встретишь. Свиридов расположил песни «курской кантаты» таким образом, что получилась как бы своего рода поэма о жизни, мечтах, судьбе женщины.
Всё, что Свиридов вносит в песню личного, композиторского, не противоречит самой песне, как бы оно ни было ново, своеобразно и индивидуально. В народных песнях различают внешний сюжет (по тексту) и собственно музыкальный образ, который как бы раскрывает их содержание, выходящее за рамки текста. Именно Свиридов, умеет почувствовать, найти в каждой песне ее обобщенный образ — образ-символ, дающий направленность самому напеву, самой песне. И не только почувствовать, но и выразить его. Композитор сумел изнутри постигнуть мир народного музыканта-творца. Он не пытается быть новатором в музыке, всё у него идет от значимости музыкального образа. Народное, видимо, заложено в Свиридове с малых лет, с детства, это его жизненная необходимость.
Содержание кантаты
В 1963 году был завершен цикла «Курские песни» для хора и симфонического оркестра. В процессе работы над народными песнями композитор не только искал новые пути и средства обработки фольклорного материала, но и ставил задачу композиционного и смыслового объединения нескольких песен единым, непрерывно развивающимся «сюжетом». Темой произведения стала судьба женщины в старой русской деревне. Эта тема раскрывается последовательно в каждой из семи частей цикла.
Первые две песни — своего
рода «завязка действия».
Последующие три песни (объединенные общей тональностью) развивают тему в ином, более бытовом плане. Картину расставания с девичеством, благословения на брак, полную строгого колорита, своеобразного таинства древней обрядовости «В городе звоны звонют», сменяет трогательная в своей нежности и светлой грусти хороводная «Ой, горе, горе лебедоньку моему», песня о молодой матери, которой уже не придется больше гулять с подругами, а предстоит дитя малое колыхать. Неожиданно наступающая семейная драма — неверность мужа «Купил Ванька себе косу» — вносит конфликтность в развитие действия.
Шестая часть «Соловей мой смутный» — протяжная песня — раздумье над своей судьбой, уподобление жизни в чужом доме неволе соловья в золоченой клетке — одна из наиболее впечатляющих по выразительности частей кантаты.
Завершается произведение яркой жанровой сценкой «За речкою, за быстрою четыре двора».В песне личное горе как бы растворяется, заглушается, сливаясь с народным весельем, бурным кипением стихийных народных сил, полных грозной удали.
Раскрытие личной судьбы женщины дано на ярко воссозданном фоне деревенского «мира», который не ограничен лишь пассивно-живописной ролью: он радуется, сочувствует, негодует, осуждает. Основная «сюжетная» линия все время находится в тесном эмоциональном взаимодействии с народным фоном картины. В этом важнейшая композиционная роль 2-го, 5-го и 7-го номеров, в которых смешанный хор выступает в качестве «голоса народа». В этой «двуплановости» трактовки содержания одна из главных особенностей произведения и его удача.
Другой
особенностью является самобытность подхода
композитора к фольклорному материалу,
своеобразие приемов его
В
одних случаях композитор ограничивается
совершенствованием отдельных деталей
— вносит различного рода изменения
в интонационный строй
В других случаях — развивает и переосмысливает жанр. Так, песня с запевом и хоровым подхватом («Соловей мой смутный») преобразовывается в своего рода диалог между полной раздумья партией солистки и сочувственными, успокаивающими ответами женского хора. Такая «ретушь», придающая раскрываемому образу необычайную выпуклость, «зримость», эмоциональную углубленность и значимость, свидетельствует о замечательном мастерстве композитора, его чутком и глубоком проникновении в сущность музыкально-поэтического строя народного источника.
Оригинален
жанр этого произведения. Несмотря
на самостоятельность и
«Курские песни» — произведение выдающегося художественного значения, во многом новаторское, по-своему, свободно преобразующее каноны и традиции классического кантатно-ораториального жанра; произведение истинно русское, национальное, глубоко преломляющее народно-песенную основу, следующее великим заветам тех русских композиторов, которые, по образному выражению В. Стасова, «подняли народную песню до оперы».
Впервые
произведение было исполнено 13 июля 1964
года в Большом зале консерватории
Республиканской русской хоровой капеллой
(руководитель—А. Юрлов) и симфоническим
оркестром Московской филармонии под
управлением К.Кондрашина.
Четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку»
(Легко)
Очень своеобразна четвертая песня «Ой, горе, горе, да лебедоньку, да моему» для женского хора, изложена в куплетной форме c элементами трехчастности. Размер 2/4. Гармоническая фактура изложения. Пять небольших построений (куплетов) представлены в виде запева (соло Альт) и припева (исполняет весь хор). Песня начинается с оркестрового вступления, тематический материал которой укладывается в одну фразу состоящей из четырех тактов (ПРИМЕР 1). Неизменная повторяемость выдержанного аккомпанемента в сочетании с мягкостью и плавностью напева порождает картину таинственного хоровода девушек, заклинающих счастье своей подруги, которой скоро придётся стать матерью. Гармоническая статичность в соединении с постоянным ритмом шага создает это ощущение тихого хождения на цыпочках и глубокой серьёзной сосредоточенности. Так возникает картина древнего обрядового действа. Нюанс pianissimo проходит через все произведение. Композитор создал предельно простую фактуру: pizzicato струнного квинтета плюс форшлаг фагота как фон натурального d-mool.
ПРИМЕР 1.
Задействованы всего три ступени лада I VI IV ,что создает некую замкнутость.
Общий диапазон всего хора не велик, обычный натуральный минор в объеме октавы
Соло
альта начинается с glissando (ПРИМЕР 2), что подчеркивает
принадлежность к народной песни.
ПРИМЕР 2.
Мелодия
солистки это небольшая фраза, состоящая
из четырех тактов, в которой чередуются
только две функций T и S, из-за чего
возникает некая замкнутость. Исполняется
на нюансе piano, лёгким звуком. Затем хор
на нюанс pianissimo подхватывает и повторяет
мелодическую линию. На протяжении всей
песни сохранено чередование солистки
и двухголосного женского хора. В хоре
преобладает звучание чистых квинт. Ритмический
рисунок подчинён слову, более долгие
длительность приходятся на ударные слоги.
Замена пунктирного ритма на выдержан
протяженный двухголосный распев параллельными
терциями на словах «перья», «детину»,
«расчесана» способствует плавности
напева (ПРИМЕР 3).
ПРИМЕР 3
Свиридов
иначе расположил тактовую черту, что
позволило избежать перемены метра,
сохранив сквозное движение на 2/4 на протяжении
всей песни (это важно для создания образа).
Последнюю интонацию композитор заканчивает
не прямым ходом двух голосов в октаву,
а задержанием, что характерно для русской
песни. Октавный унисон в конце куплета
длящийся четыре такта воспринимается
как эхо (ПРИМЕР 4).
ПРИМЕР 4
Тянущийся звук создает четырехтактность в соответствии с припевом. Для Свиридова важно введение такой симметрии в структуру песни, так как из лирической протяжной он делает её более оживленной хороводной, для которой характерны именно симметричный размер и чётный, ровный ритм движения.
Во
втором куплете в хоре наблюдается
ритмическое варьирование (ПРИМЕР 5).
ПРИМЕР 5
Начало первого куплета
Начало второго куплета
В
третьем куплете в оркестр
вступаю скрипки. Соло альта усиливается
за счет подголоска сопрановой партии.
Всё это используется для усиления
значения слова, особенно композитор выделяет
слово «не гулять» (ПРИМЕР 6). Выйдя замуж, девушка
не сможет гулять с подругами как прежде,
ей предстоит растить детей.
ПРИМЕР 6
Пятый куплет полное повторение первого проведения.
В песня
проста в исполнении, удобна по голосоведению,
с небольшой вокальной
Пятая песня «Купил Ванька себе косу»
(Широко и сильно)
Пятая
песня «Купил Ванька себе косу» вырастает
в живую, полную динамичности народную
сцену. Во время покоса народ говорит о
семейной драме молодой четы, вынося свой
приговор вероломному Ваньке. В резком
и неуловимом нагловатом тембре засурдиненных
труб словно слышится и видится скрежет,
блеск и острота отточенной косы. И в тоже
время подчеркнутая диссонантность звучания
невольно переносится на неблагополучие,
разлад в житейской ситуации. Песня исполняется
смешанным хором с удвоением голосов в
альтовой, теноровой и басовой партиях.
Изложена в куплетной форме. Размер 2/4,
иногда меняется на 3/4. Аккомпанемент варьируется,
совпадая с темой хора. Нюанс fortissimo проходит
через все произведение. Начинается с
мощного запева тенора. В самой мелодии
заложена плагальность T и S, дорийский
тетрахорд соль-фа-ми-ре (ПРИМЕР 7) создает ладовое
богатство. Композитор использует своеобразный
прием выделения слова: ударный слог выводит
на crescendo и затем ставит восьмую паузу,
тем самым разрывая слово.
ПРИМЕР 7
Затем
вступает мощный семиголосный хор также
на нюансе fortissimo, насыщенной фактурой
и ладовым богатством. В первом куплете
мы встречаемся с прямым сопоставлением
B dur и g mool дорийский соль минор (ПРИМЕР 8).
Информация о работе Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» № 4 и № 5