Хоровой концерт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки.

Работа состоит из  1 файл

Хоровой концерт.docx

— 18.69 Кб (Скачать документ)

Хоровой концерт

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые  концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной  службы. Это жанр русской православной духовной музыки.

Хоровой концерт — это  уже не миниатюра, а крупное многочастное произведение. Но и не цикл миниатюр. Его можно назвать музыкальной  «повестью» в нескольких «главах», каждая новая часть хорового концерта является продолжением предыдущей. Обычно между частями есть небольшие  паузы, но иногда части перетекают друг в друга без перерыва. Все хоровые  концерты написаны для хора a cappella, поскольку музыкальные инструменты в православной церкви запрещены.

Великими мастерами хорового концерта XVIII века были Дмитрий Степанович Бортнянский и Максим Созонтович Березовский.

В наше время появились  и светские хоровые концерты. Например, в творчестве Г. В. Свиридова.

Великие русские композиторы XIX — начала XX веков посещали церковные  службы, и церковное пение нередко  вызывало у них творческий отклик и вдохновение. Свои силы в церковном песнотворчестве пробовали М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов и многие другие выдающиеся русские композиторы. Отдельные песнопения из главной православной службы — Литургии — писали Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.А. Алябьев и др. Но именно П.И. Чайковский предпринял труд создать цельную, законченную музыкальную композицию, охватывающую все песнопения, составляющие Литургию. Чайковским двигало желание привести современное ему авторское церковно-певческое творчество в соответствие с древними традициями русской церковно-певческой культуры. В одном из писем он писал: «Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки. В этом отношении у композитора огромное и еще едва тронутое поле деятельности. Я признаю некоторые достоинства за Бортнянским, Березовским и прочими, но до какой степени их музыка мало гармонирует с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы!».

Значение творчества Петра  Ильича Чайковского в истории  развития русской православной церковной  музыки трудно переоценить. Он оказал влияние на процесс становления  и расцвета "новой русской хоровой  школы" - движения, поднявшего на небывалую  высоту искусство сочинения и  исполнения хоровых произведений в  России конца XIX - начала XX столетия. П. И. Чайковский сыграл свою роль в деятельности Синодального училища. Для наблюдения за благоустройством церковно-певческой  части в училище и для направления  Синодального хора к "преуспеянию  в духе древнего православного церковного пения" был учрежден Наблюдательный совет, в первый состав которого вошли такие корифеи, как П. И. Чайковский и протоиерей Димитрий Разумовский. В качестве члена Наблюдательного совета Московского Синодального училища церковного пения Чайковский содействовал назначению своих учеников - хорового дирижера В. С. Орлова и композитора А. Д. Кастальского - на преподавательские должности в этом учебном заведении, что, в свою очередь, помогло превратить Синодальное училище и его хор в важнейший центр сохранения и развития церковной музыки в России в течение последующих десятилетий.

 

Петр Ильич отредактировал для издательства П. Юргенсона полное собрание духовных хоровых сочинений Д. С. Бортнянского. Этот труд имел огромное практическое значение: он сохранил для нас все произведения Д. С. Бортнянского в наилучшей редакции.

 

Чайковский написал полные, музыкально завершенные циклы к  двум важнейшим богослужениям православной Церкви: "Литургии св. Иоанна Златоуста" (1878) и "Всенощному бдению" (1882). Кроме  того, им написаны девять отдельных  духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст "Ангел вопияше".

 

Некоторые исследователи  творчества П. И. Чайковского считают, что его обращение к сочинению  духовно-музыкальных произведений было случайным. Другие приписывают  это обращение императорскому заказу. Действительно, Александр III благоволил Чайковскому и "имел поощрение  и желание", чтобы композитор писал  для Церкви. Но никакой заказ и  никакое внешнее влияние не могло  вылиться в ту гармонию, в ту красоту, которая рождалась в душе Чайковского. Без подлинного религиозного чувства, без религиозного восприятия, переживания  Всенощной и Литургии композитор не мог бы создать духовной музыки. Появление и, затем, присутствие  более десяти лет в творчестве Чайковского (начиная с 1878 года) религиозной, церковной музыки - это уже не поиск, это лично выстраданная и  найденная линия духовной жизни.

 

К сожалению, духовно-музыкальное  творчество П. И. Чайковского не было оценено современниками. Реакция  на его духовно-музыкальные произведения была неоднозначной. Литургия св. Иоанна Златоуста, написанная им, стала первым в истории России духовно-музыкальным  циклом, исполненным в открытом светском концерте, и вызвала весьма острую дискуссию. Прошло почти двадцать лет, прежде чем "Литургию" Чайковского  было разрешено исполнять в ходе церковной службы.

 

Предубеждение против духовной музыки П. И. Чайковского держалось  почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна  ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах. Та религиозная музыка, которая родилась в его душе, не передает всей глубины Всенощной и Литургии, но это естественно, потому что, по-видимому, глубины религиозного переживания святых творцов богослужения он не достиг. Характер его религиозной музыки называют более светским или недостаточно глубоко духовным.

 

Тем не менее, вклад П. И. Чайковского  в развитие духовной музыки был отмечен  на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Духовно-музыкальные  произведения П. И. Чайковского исполнялись  и продолжают исполняться в наше время. Несмотря на сложность исполнения Божественной Литургии и Всенощного бдения, некоторые элементы этих произведений прижились в церковном обиходе (например, "Трисвятое").

 

И с нашей стороны в  отношении к Чайковскому должна быть глубокая благодарность за все  оставленное им Православной Церкви, верным и преданным сыном которой  он был до последнего дня своей  жизни.


Информация о работе Хоровой концерт