История баяна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:32, реферат

Описание

БАЯН - это название прошлого от имени легендарного древнерусскокого певца-дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в Слове о «Полку Игореве». Начиная с 90-х годов прошлого века, оно присваивалось в разное время разными типами гармонии. В каталоге «Торгового дома и фабрики музыкальных инструментов» А.Е. Кулакова в Петербурге за 1897 год, значится двухрядная кларнетная гармония «Баян»

Работа состоит из  1 файл

Баян.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учащийся 5 класса

Иващенко Константин

 

Проверила преподаватель. Лазарева С.Ю.

 

г. Батайска

 

 

                                                             2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

БАЯН - это название прошлого от имени легендарного древнерусскокого певца-дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в Слове о «Полку Игореве». Начиная с 90-х годов прошлого века, оно присваивалось в разное время разными типами гармонии. В каталоге «Торгового дома и фабрики музыкальных инструментов» А.Е. Кулакова в Петербурге за 1897 год, значится двухрядная кларнетная гармония «Баян». С момента появления, в начале ХХ столетия русской хроматической гармонии с трехрядным расположением клавиш на правой клавиатуре, эта и все последующие модификации инструмента, сосуществуя друг с другом, стали именоваться «баянами», несмотря, но то, что каждая из вновь появляющихся моделей все дальше и дальше отходила от первоначального образца, как по внешнему виду и качественными показателям, так и по конструкции. С первого дня своего появления в России гармоника с невероятной интенсивностью устремилась по пути совершенствования, распространяясь по стране с неимоверной быстротой. И если к настоящему времени практически на всех континентах популярность стала уже завоёванной, то процесс её совершенствования повсюду энергично продолжается, не останавливаясь на достигнутых рубежах. Гармоника прошла свой  многофазный путь развития буквально «форсированным маршем», превратившись  за полтора столетия из примитивной детской игрушки-пищалки в современный концертный инструмент со сложным оснащением и великолепными акустическими качествами. Активность конструктивного инструмента была достаточно велика во все времена. Однако особое оживление в этой области наступило после Великой Отечественной Войны: за каждое десятилетие баян существенно преображался, неизменно обогащаясь всё новыми игровыми возможностями. Появляются баяны, у которых правые клавиатуры многотембровые. У этих инструментов имеются особые переключатели-регистры наподобие органных, пользуясь которыми можно изменить тембровую окраску звука. Некоторое время удерживаются выработанные ранее два принципа построения левой клавиатуры:

1) так называемая готовая клавиатура, состоящая из басов и набора аккордов, извлекаемых путём нажатия всего лишь одной клавиши.

2.) выборная клавиатура, где на каждой клавише можно извлечь один звук.

Затем создали инструменты, у которых левые клавиатуры сочетают в себе оба типа. Для облегчения техники игры как левая (в том числе и выборная), так и правая клавиатура снабжаются в дополнение к основным дублирующим рядам клавиш.

Последние модели концертных баянов имеют пятирядную правую клавиатуру с огромным диапазоном от ми и соль большой октавы до соль и си четвёртой; 12-17 регистров, большинство рычажных механизмов которые выведены на корпус инструмента таким образом, чтобы можно было включить их в процессе игры, нажимая подбородком; левая клавиатура комбинированная, то есть путём переключения может быть мгновенно превращена из готовой в выборную и наоборот; диапазон выборной клавиатуры от ми контроктавы до ми третьей.

 

Наконец появились отдельные экземпляры, снабжённые регистрами не только на правой и на левой клавиатуре. К этому следует добавить, что их акустические характеристики очень высокого класса, а выразительные возможности амплитуды высоки. Новую, самостоятельную ветвь в конструктивном развитии инструмента образовало применение в качестве звукообразующего начало достижений электроники.

На этом пути уже многое сделано: получена возможность создавать неограниченное количество тембровых красок и сочетаний, доводить мощность звука до любого уровня; ведутся небезуспешные работы по преодолению свойственной электронным инструментам механической холодности звучания. Словом, творческие поиски конструкторской мысли неизменно продолжается.

Разумеется, техническое совершенствование инструмента всегда происходило и продолжает происходить не само по себе, а в тесной связи с развитием исполнительства. Как «гармонисты», так и «баянисты», постоянно предъявляемые конструкторам всё новые и новые требования, исходя из желания, и необходимости решать все более сложные художественные задачи.

 

Многие баянисты показывали своё мастерство и талант в выступления на конкурсах. Первый конкурс на лучшего гармониста и балалаечника состоялся в 1926 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) “Подрядчик” под председательством А.К. Первое место занял баянист Д.Старыгин.

      В декабре 1926 года состоялся 1-й Московский губернский конкурс гармонистов (и баянистов), организованный М.К. ВЛКСМ совместно с “Рубполитпросветом” и газетами: “Комсомольская правда”, “Молодой ленинец”, “Рабочая газета”. Председателем на этом конкурсе был композитор, народный артист республики М.М. Иполитов - Иванов.

Первое место занял баянист И.Гладков. Закрытие конкурса состоялось 20 декабря 1926 года в большом театре.

      В 1928 году в Москве прошел 2-й подобный конкурс. Первое место заняли баянисты И.Осипов и А.Сердин, второе место баянист В.Рожков.

      В 1928 году был проведён 2-й Ленинградский конкурс гармонистов и балалаечников, организованный и районными комитетами ВЛКСМ, оркестром русских народных инструментов им. В.В.Андреева, Музтрестом, филармонией и консерваторией.

      Подобные конкурсы проходили в 1926-1929 годах во многих городах страны, в том числе в Мурманске, Саратове, Новосибирске, Пскове, Новгороде, Минске.

      В 30-е годы по всей стране проходили олимпиады художественной самодеятельности, в которых баянисты принимали активное участие.

      В декабре 1943 года в Свердловске проходил всероссийский конкурс концертных исполнителей, в котором наряду с другими музыкантами выступали баянисты И.Паницкий, Б.Тихонов, А.Сурков, П.Галкин и другие. Среди них высшую награду получил И.Паницкий (2-я премия).

      В 1950 году на украинском конкурсе “ПОДРЯДЧИК” под управлением Н.И.Ризоля.

      В 1957 году в стране состоялись республиканские конкурсы советской молодёжи, посвящённых 4 Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве.

      В 1958 году лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады стал В.Корелов (диплом 2-й степени)

      В 1962 году лауреатами II-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады стали участники трио баянистов И.Шепельский А.Хитеняк и Н.Фундяков. В 1964 году лауреатами 4-го Всероссийского конкурса эстрады стали баянисты А.Кузнецов, Е.Иманик. В 1974 году стали дуэт баянистов киевлянок Т.Мурзиной и А.Гаценко, а так же участник инструментального ансамбля “Родные напевы” баянист Ю.Федоров.

      В 1978 году на украинском конкурсе республиканском конкурсе артистов эстрады звание лауреата получил инструментальный ансамбль Родные  напевы, в том числе участник ансамбля баянист С.Гриченко.

      Всего всесоюзных конкурсов исполнителей на народных инструментов было проведено три. В 1957 году в Москве был организован Всесоюзный фестиваль советской молодёжи и подобный же фестиваль, посвященный 50-летию образования СССР, в 1973 году - в Воронеже.

В рамках этих фестивалей состоялись конкурсы исполнителей на народных инструментах с участием баянистов.

      В 1979 году был проведён первый Всесоюзный конкурс баянистов и аккордеонистов. Советские баянисты-солисты приняли участие в художественных конкурсах фестивалей в 1953, 1955, 1954, 1959, 1968, 1973, 1978 годах, ансамбли баянистов и смешанные ансамбли в 1957, 1959, 1973 годах, оркестры баянистов в 1949 и 1957 годах.

      Конкурсы аккордеонистов и баянистов проводят многие международные организации. Советские баянисты регулярно участвуют в двух международных конкурсах: с 1958 года в конкурсе “Кубок мира”, организованном международной конфедерацией аккордеонистов (CIA), и с 1966 года в конкурсе “дни гармоники”, организованном министерством культуры ГДР совместно с центральным домом культработы и фирмой “Вельтмейстер”, при непосредственном участии магистра Г.Клигенталя.

 

Международная конференция аккордеонистов (C/A) образована в городе Лозанне (Швейцария) в 1948 году на основе договорённости между ассоциациями (обществами) аккордеонистов разных стран. Сейчас С/А входят представители почти 40 стран. Цели конференции стимулирование исполнительства на аккордеоне и баяне, реклама лучших инструментов, привлечение композиторов к созданию музыкальных сочинений для аккордеона и баяна. Условия конкурсов со временем изменялись. Исполнение произведения по выбору происходит в два тура. При оценке игры учитываются три компонента: сложность программы, техническое мастерство и артистизм (художественный вкус, художественное исполнение). Наивысшая оценка за исполнение обязательной пьесы -  50 баллов, за исполнение произведений по выбору – 50 баллов. Страна, чей представитель занял первое место, награждается переходящим кубком С/А, учрежденным Канадской ассоциацией аккордеонистов. В 1969 году, после победы одержанной российскими баянистами два года подряд, кубок С/А навечно присужден СССР. Дополнительные награды могут быть вручены конкурсантам за лучшее исполнение обязательной пьесы, наибольшее количество очков набранных в третьем туре, и другие заслуги. Наибольшее количество баллов за всю историю конкурса “Кубок мира” набрал советский баянист Александр Скляров. В 1971 году Скляров набрал 99,7 из 100.

Победители награждаются медалями, кубками, дипломами.

Участникам конкурса рекомендуется включить в свою программу, по крайней мере, одно произведение композитора своей страны; в программе солистов должна преобладать оригинальная литература для аккордеона или баяна.

 

Оценка результатов игры происходит по системе очков, общая сумма которых 30. Учитывая следующие моменты:

A.    Степень трудности от 0,5 до 10 очков (устанавливается специальной комиссией до начала конкурса)

B.     Техника исполнения от 1 до 10 очков.

C.     Художественная сторона исполнения.

 

Следует отметить, что условия этого конкурса по сравнению с условиями других международных конкурсов аккордеонистов и баянистов наиболее трудны для исполнителей

 

Лауреаты международных конкурсов исполнителей в Клигентале, занявшими первое место, стали следующие советские баянисты:

 

1966г. – Вечеслав Галкин

1968г. – Виктор Голубничий

1969г. – Фридрих Липс

1971г. – Ярослав Ковальчук

1974г. – Александр Дмитриев

1975г. – Владимир Булавко

1976г. – Владимир Авралев

1977г. – Владимир Шишин

1978г. – Владимир Долгополов

1979г. – Владимир Стецун

1980г. – Анатолий Заикин

1981г. – Геннадий Галицкмий

1982г. – Абдулов

1983г. – Виктор Романько

 

Занявший первое место (неделимое) получает Кубок мира, золотую медаль и диплом лауреата. Занявшие второе место (их может быть несколько человек) награждаются кубком, серебряной медалью и дипломом. Занявший третье место (их может быть несколько человек)

Получают бронзовую медаль и диплом. Обладателями кубка мира с периода с1948 – 1984 гг. стали следующие баянисты:

 

1968г. – Юрий Вострелов

1969г. – Валерий Петров

1971г. – Александр Скляров

1973г. – Сергей Слепокуров

1974г. – Анатолий Кузнецов

1975г. – Владимир Зубицкий

1976г. – Виктор Фильчев

1978г. – Виктор Карпий

1982г. – Михаил Зацепин

 

 

Многие Российские баянисты ставшие лауреатами конкурсов живут в Донском крае. К ним относятся следующие баянисты-исполнители:

 

 

 

                            СЕМЁНОВ ВЕЧЕСЛАВ АНОТОЛЬЕВИЧ

 

Родился 29 марта 1946 года в городе Трубчевске Брянской области. Исполнитель, педагог. Заслуженный артист РСФСР 1977 года. В 1964 году окончил Ростовское музыкальное училище (Кл. баяна А.Н.Крахоткиной), в 1969 году Музыкальный пединститут им. Гнесиных в Москве (кл. баяна А.А.Суркова), в 1974 году ассистентуру-стажировку (руководитель О.Б.Агарков). С 1969 года старший преподаватель, зав. Кафедрой народных инструментов, с 1974 года доцент, с 1983 года профессор Ростовского музыкального педагогического института. Среди учеников А. Заикин., Л. Сетраков., Г. Галицкий, М. Зацепин, Ю. Дранга, Ю. Шишкин.

 

Впервые исполнены сочинения:

Рапсодия на греческие народные темы А. Дудника 1967 год; 1-е и 2-е  сонаты, соната “Зимние зарисовки” А. Кусяков (Малый зал Ростовского музыкального педагогического института январь 1976 год; Всесоюзное радио февраль 1977г.). Соната № 4 А. Кусякова и Детская соната В. Семёнова (Москва, Концертный зал института им. Гнесиных 10 октября 1984 год). Соната №1, Старая эстонская легенда и обработка русской народной песни "Белолица – круглолица" В.Семёнова (концертный зал института им. Гнесиных, 24 января 1985 год).

 

Участник международного конкурса в Клиненграде (ГДР, 1967 год 5-е место), лауреат художественного конкурса IХ Всесоюзного фестиваля молодёжи и студентов (София 1986 год бронзовая медаль), Всесоюзного конкурса советской молодёжи исполнителей на народных инструментах (Воронеж, 1973 год 3-е место за игру соло разделил с баянистом В. Скотниковым , 1-е место в дуэте с балалаечником А. Даниловым), художественного конкурса Х Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 1973 год, медаль лауреата за игру в дуэте с А. Даниловым).

 

Сочинения: Донская рапсодия для баяна (Москва, 1977 год; Киев – 1982 год); Фантазия памяти В. Шукшина <<Калина красная>>-1976год; Болгарская сюита (1975 год); Детская сюита – 1982 год; рапсодия <<Старая эстонская Легенда >> 1982 год. Часть репертуара записана для фонда Всесоюзного радио.

 

Семенов В.А. в настоящее время профессор Московского педагогического института им. Гнесина, зав кафедрой.

 

 

 

 

СЕТРАКОВ ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ

 

Родился 1 января 1952 года в Новошахтинске Ростовской области. Исполнитель, педагог. В 1971 году окончил Ростовское училище искусств (кл. баяна А.Н. Теплова), а 1976 году Ростовский музыкальный педагогический институт (кл. баяна В.А. Семёнова).

 

С 1976 года преподаватель по классу баян в Ростовской областной филармонии.

 

Лауреат международного конкурса в Клигентале.

 

ХХIХ Международный конкурс аккордеонистов и баянистов <<Фогтланские дни музыки>>.

 

Клингенталь <<ГДР>> 1976 год; 10-12 мая.

 

Член жюри – В.Ф. Беляков.

 

2-я премия, диплом лауреата, памятная медаль – Леонид Сетраков (СССР).

 

Программа Л. Сетракова (исполнилась на многотембровом готово-выборочным Баяне "Юпитер" в конкуренции Ю. Волковича), Г. Закс – “Бурлеска” (первое обязательное произведение); Х. Брели – “Дивертисмент”, С. Бах – Органная прелюдия и фуга ре мажор, Г. Болл – концерт для аккордеона с оркестром; 3-я часть (2-е обязательное произведение) Х.Брели – “Паганиниана”.

 

В 1980 году окончил ассистентуру – стажировку Музыкального педагогического института им. Гнесиных в Москве руководитель Ю.Г. Акимов.

 

Сетраков Л.В. в настоящее время работает солистом Краснодарской филармонии и по контракту мастером настройщиком высокого класса по инструментам баянам, аккордеонам в Испании, Италии.

 

 

ШИШИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

 

Родился 5 декабря 1952 года в Ростове – на – Дону. Исполнитель, педагог.

 

В1972 году окончил Ростовское училище искусств (кл. баяна А.И. Дядченко)

 

С 1976 года преподаватель кафедры народных инструментов в Ростовском музыкально педагогическом институте.

 

В 1977 году окончил Ростовский музыкальный педагогический институт по классу баяна В.В. Ушенина.

Лауреат международного конкурса в Клингентале.

Информация о работе История баяна