Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:17, реферат
Обращение к анализу феномена музыкальной критики обусловлено сегодня объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем ее роли в непростых и неоднозначно оцениваемых процессах интенсивного развития современной отечественной культуры.
1.1. ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКИ
Обращение к анализу феномена музыкальной критики обусловлено сегодня объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем ее роли в непростых и неоднозначно оцениваемых процессах интенсивного развития современной отечественной культуры.
В условиях последних десятилетий происходит принципиальное обновление всех сфер жизни, связанное с переходом общества в информационную фазу.
Соответственно, неизбежно возникает и потребность в новых подходах к разнообразным явлениям, пополнившим культуру в иных их оценках, и в этом роль музыкальной критики, как части критики художественной, трудно переоценить. Тем более, что критика, как своеобразный носитель информационности и как одна из форм журналистики обретает в наши дни качество небывалого по силе воздействия рупора, обращенного к огромной аудитории.
Безусловно, музыкальная критика продолжает выполнять и привычно данные ей, традиционные задачи. Она формирует эстетические и художественно-творческие вкусы, предпочтения и стандарты, определяет ценностно-смысловые аспекты, по-своему систематизирует имеющийся опыт восприятия музыкального искусства. В то же время, в современных условиях, сфера ее действия существенно расширяется: так, по-новому реализуются информационно-коммуникативные и ценностно-регулятивные функции музыкальной критики, усиливается ее социально-культурная миссия, как интегратора процессов музыкальной культуры.
В свою очередь, и сама критика испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного контекста, которые заставляют совершенствовать ее содержательные, художественно-творческие и другие.
Помимо индустриальной, современная наука выделяет две фазы в развитии общества - постиндустриальную и информационную, о чем пишет, в частности, А. Пархомчук в работе "Информационное общество"
Важно установить, какой культурно-мировоззренческий результат имеет современная музыкальная критика и как она влияет на развитие культуры.
Подобного
рода, подход к истолкованию музыкальной
критики, как одной из форм существования
культуры имеет свои обоснования:
во-первых, понятие музыкальной критики,
часто ассоциируемое лишь с самой ее продукцией
(к ней относятся статьи, заметки, эссе),
в культурологическом аспекте раскрывает
гораздо большее число значений, что, безусловно,
расширяет адекватную оценку рассматриваемого
явления, функционирующего в условиях
нового времени, в измененной системе
современной социокультуры; во-вторых,
широкое истолкование понятия музыкальной
критики дает основания для анализа сущности
и специфики включения в социокультуру.
Благодаря
музыкальной критике в современной культуре
формируется
особое информационное пространство,
которое становится мощным по воздействию
средством массовой трансляции информации
о музыке и в котором находит себе место
и как никогда раньше проявляется многожанровость,
многотемность, многоаспектность музыкальной
критики - особое качество ее полистилистики,
востребованной и объективно обусловленной
условиями времени. Процесс этот представляет
собой диалог внутри культуры, обращенный
к массовому сознанию, центром которого
становится фактор оценки.
Указанные характеристики музыкальной критики являются важнейшими предварительными условиями для преодоления однозначного, частнонаучного отношения к музыкальной критике, как к некоторому самоценному локальному образованию.
Благодаря системному анализу, можно представить действие музыкальной критики, как своего рода спираль, в «раскручивание» которой вовлечены самые разные формы функционирования системы культуры (например, масс-культура и академическая культура, тенденции коммерциализации искусства и творчество, общественное мнение и квалифицированная оценка).
Данная спираль позволяет выявить локальное значение каждой такой формы. А постоянный компонент различных уровней рассмотрения критики — фактор оценки - становится в данной системе неким «центральным элементом», к которому стягиваются все ее параметры. Кроме того, в основу рассмотрения данной модели положена идея интеграции научного, литературного и журналистского контекстов, в которых одновременно реализуется музыкальная критика.
Все это приводит к выводу о том, что музыкальная критика может быть понята и в узком смысле - как продукт материально-критических высказываний, и в широком смысле - как особый процесс, представляющий собой органичную связь продукта музыкальной критики и целостной технологии его создания и распространения, что обеспечивает полноценное функционирование музыкальной критики в социокультурном пространстве.
Кроме того, у нас появляется возможность находить в анализе музыкальной критики ответы на вопрос о ее культуросозидающей сущности и о возможностях повышения ее значимости и художественного качества.
В процессах художественной жизни и научном исследовании, музыкальная критика занимает весьма неравноценное положение. Если практика критического высказывания давно уже существует, как неразрывно связанный с творчеством и исполнительством элемент музыкальной культуры, и имеет свою немалую, почти двухсотлетнюю историю, то область ее изучения - хотя и занимает многих исследователей — сохраняет пока много белых пятен и явно не достигает нужной адекватности по отношению к значению самого явления, которая, безусловно, становится требованием сегодняшнего дня.
Да и в сопоставлении со своими ближними «соседями» по науке - с литературной критикой, журналистикой, театральной критикой - изучение проблем музыкальной критики явно проигрывает. Особенно на фоне фундаментальных исследований историко-панорамного плана, посвященных художественной критике.
Естественно, что многие современные тенденции и влияния музыкальной критики оказываются общими, сходными и для других видов художественной критики. Вместе с тем, научное осмысление музыкальной критики направлено на постижение такой ее природы и специфики, которая связана с отражением и преломлением явлений музыкальной культуры и самой музыки, в которой В. Холопова справедливо усматривает «позитивное, "гармонизующее" отношение к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия с миром и с самим собой»
Основным осложняющим фактором, влияющим на развитие научной мысли о музыкальной критике, является сама провоцирующая на вариативность в постановке проблемы «контекстная» природа исследуемого предмета, который носит явно незамкнутый характер.
Если музыкальное произведение может быть подвергнуто анализу «изнутри» - выявлению структурных закономерностей текста, то музыкальная критика, лишь отчасти допуская теоретический подход к изучению своих явлений (стиля, языка), предполагает открытый, контекстный анализ. В сложной коммуникативной системе функционирования искусства, культуры она вторична: является прямым порождением этой системы. Но, в то же время обладает своей внутренней ценностью, или самоценностью, рождающейся как результат той ее свободы, которая проявляется - опять же, не во внутреннем потенциале средств, а в способности активно воздействовать на всю систему.
Музыкальная
критика становится, таким образом, не
только одним из
задействованных ее компонентов, но сильным
механизмом управления, регулирования,
влияния на культуру в целом. В этом обнаруживается
ее общее свойство с другими подсистемами
искусства, отражающими различные аспекты
влияния на жизнь общества, - общую, по
выражению Е. Дукова, «регулятивную модальность».
(Исследователь предлагает свою концепцию
исторического процесса функционирования
музыки, оригинальность которой заключается
в том, что в ней прослеживаются превращения
форм организации музыкальной жизни, время
от времени действующих либо в направлении
социальной консолидации, либо в направлении
дифференциации).
В продолжение его мысли применительно к явлению публицистики можно было бы раскрыть ее потенциальные возможности в осуществлении задачи противостояния тотальной множественности современного социума, той его «дифференциации, которая идет сегодня не только по разным звуковым "пространствам" - слоям "музыкальной биосферы" (выражение К. Караева), но и по-разному социальному и историческому опыту слушателей, а также по особенностям контекста, в который попадает музыка в каждом отдельном случае».
В таком ракурсе ее «вторичность» оборачивается совсем иной стороной и приобретает новый смысл. Как воплощение ценностно-определяющего начала музыкальная критика (Б. Асафьев, в свое время писал, что именно «критика выступает как фактор, устанавливающий социальную значимость художественного произведения, и служит как бы барометром, указывающим на изменения давления окружающей среды в отношении той или иной признанной или борющейся за признание художественной ценности») становится необходимым условием существования искусства, как такового, поскольку искусство находится полностью в пределах ценностного сознания.
По словам Т. Курышевой, «оно не только нуждается в оценке, но вообще реально осуществляет свои функции только при ценностном к нему отношении».
«Вторичность» же, исходящая из контекстной природы музыкальной критики, проявляет себя в том, что наделяет ее предмет свойством «прикладного жанра». И по отношению к музыковедению (Т.Курышева называет музыкальную критику «прикладным музыковедением»), и по отношению к журналистике (тот же исследователь расставляет музыкальную критику и журналистику по рангам, отводя первой роль содержания, а второй - формы).
Музыкальная критика оказывается в двойственном положении: для музыковедения - подчиненной в кругу проблем из-за отсутствия партитур в качестве материала предполагаемого исследования; для журналистики - и вовсе привлекаемой лишь от случая к случаю. А ее предмет — на стыке разных практик и соответствующих им наук.
Свое промежуточное положение музыкальная критика реализует к тому же еще на одном уровне: как явление, уравновешивающее взаимодействие двух полюсов - науки и искусства. Отсюда - и своеобразие публицистического взгляда и высказывания, которое «обусловлено сочетанием объективно-научного и социально-ценностного подходов.
В глубине своей произведение публицистического жанра обязательно содержит зерно научного исследования, - справедливо подчеркивает В. Медушевский, - быстрого, оперативного и актуального размышления. Но мысль выступает здесь в побуждающей функции, она ценностно ориентирует культуру»
Нельзя не согласиться с выводами ученого о необходимости сотрудничества науки и критики, среди форм которого он видит разработку общих тем, также взаимное обсуждение и анализ состояния «оппонента». В этом смысле научное исследование о музыкальной критике, на наш взгляд, тоже может принять на себя роль механизма этого сближения. Таким образом, оно будет преследовать своей целью анализ, регулирующий удельный вес научности в публицистике, которая обязательно должна там присутствовать.
«Публицистика шире критики, - здесь же поясняет исследователь. - Можно сказать, что критика - это специфический для искусствоведения род публицистики, предметом которой оказывается искусство: произведения, художественные течения, направления. Публицистика же касается всего, всей музыкальной жизни»