Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:23, доклад
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.
Музыкальные и стилевые направления в РОК-МУЗЫКЕ
Характеристика основных
направлений в рок музыке дана
очень условно и
AOR (ADULT ORIENTED ROCK):
Термин, появившийся в последнее десятилетие, рок, рассчитанный на взрослую аудиторию с элементами эстрадной музыки, хард-рока и привкусом российской рок-культуры 80-х годов.
АНДЕГРАУНД (UNDERGROUND):
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны (например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.
БИГ-БИТ (BIG BEAT):
Облегченная форма бит-рока, исполняемая преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский коллектив Shadows.
БИТ-РОК (BEAT ROCK):
Общее название музыкального течения сформировавшегося в Англии в начале 60-х, где доминировала четкая ритмическая пульсация из двух электрогитар (соло и ритм), бас-гитары и ударных. Надрывно-исступленный вокал, чаще исполняемый несколькими исполнителями. Песни строились по принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной вставкой посередине. Исполнение занимало 2-3 минуты, состояло из энергичных композиций и романтических баллад, связанных яркой мелодией. Простые и легко запоминающиеся песенки исповедовали, прежде всего, ранние Beatles и их многочисленные последователи.
БЛЮЗ-РОК (BLUES ROCK):
Еще одна главнейшая ветвь рок музыки. Сольно-песенный жанр афро-американского музыкального фольклора и джаза. Традиционный блюз – 12-тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада. Cложился в начале 20 века. В блюз-роке характерна ярко выделенная гитара, работающая в виртуозной джазовой технике. В США у истоков стояли John Lee Hooker, в Англии - John Mayall's Bluesbreakers.
"ГАРАЖНЫЙ" РОК:
Стиль во многом предвосхитивший
панк-рок. Сформировался к середине
60-х независимо друг от друга в
Англии и США. Исполнялся, как правило,
любительскими командами с
ГЛЭМ-РОК (GLAM ROCK):
Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с налетом эстрады, для которой характерны упрощенная мелодика композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный рефрен, эффектные аранжировки и предельная экзальтация исполнения. Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми нарядами. В этом стиле работали T. Rex, Slade, Kiss, Sweet.
ДЖАЗ-РОК (JAZZ ROCK):
Концептуальное направление, возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких музыкальных культур – джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов, древних восточных традиций и современных западных технологий. Развитие и популярность получил в США, представив в конце 60-х группы Blood Sweat And Tears, Chicago, Weather Report.
КАНТРИ-РОК (COUNTRY ROCK):
Развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США. Обычно это были ковбойские баллады с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater Revival, Eagles.
КРАУТ-РОК (KRAUT ROCK):
Понятие "краут-рок" принадлежит немецкой волне 60-70-х годов и появилось благодаря своеобразной и оригинальной музыке таких немцев, как Amon Duul, Can, Kraftwerk, Faust и других. Это стихийное культурное, и отчасти политическое движение, возникшее в конце 60х годов как реакция на англо-американскую культурную экспансию. Краут-рок нельзя назвать музыкальным жанром, поскольку практически единственная чертой, объединявшей исполнителей, была удивительно пестрая музыкальная кухня, впитавшая многочисленные стили и приемы того времени.
ПРОГРЕССИВ (PROGRESSIVE):
Прогрессив или арт-рок исповедуют серьезные музыканты, значительно расширяя традиционные рамки рока за счет заимствования сонатных форм из классической музыки. Как самостоятельный жанр появился в начале 70-х, придя на смену психоделии. Элитарный жанр продолжающий развиваться и совершенствоваться в новейшей истории мирового рока, находясь в тени коммерческих стилей.
ПСИХОДЕЛИЯ (PSYCHEDELIA):
Совокупность приемов в рок-музыке — деформированная инструментовка, звуковые эффекты и эксперименты с инструментами, отрешенный и депрессивный вокал. Значительную роль в восприятии такого саунда исторически играло применение наркотических галлюциногенных препаратов. Психоделия (иначе – кислотный рок) стал частью субкультуры США и Великобритании. Возникла во второй половине 60-х. Главные проповедники – Jefferson Airplane, Grateful Dead, ранние Pink Floyd, Arthur Brown.
РИТМ ЭНД БЛЮЗ (RHYTHM & BLUES):
Одно из главных направлений
рока, представляющее собой сочетание
чистого блюза и напряженно-
РОКАБИЛЛИ (ROCKABILLY):
Существует как одна из форм рок-н-ролла, точнее его соединения с кантри-энд-вестерном. Отличается боле распевной мелодикой и смягченным динамичным саундом (нередко присутствуют духовые, фортепиано). Звезды рок-н-ролла были также и исполнителями рокабилли (например, Элвис Пресли). Наиболее известные представители этого стиля: Stray Cats, Dave Edmunds.
СКИФФЛ (SKIFFLE):
Стиль бытового музицирования, популярный в Англии в конце 50-х годов. По сути своей скиффл — дитя английских фолк-куплетов и американского диксиленда. Инструментарий непременно включал гитару, губную гармошку и стиральную доску в качестве ритм-инструмента. Известнейший исполнитель скиффл — ныне покойный британский певец и гитарист Лонни Донеган (Lonnie Donegan). Донеган, да и скиффл в целом, оказали серьезное влияние на «Битлз» и многочисленные группы того времени.
ХАРД-РОК (HARD ROCK):
К концу 60-х «молодежные
революции» уже практически отгремели,
но осталась масса нерастраченной юношеской
энергии, требовавшей выхода – его
предложил хард-рок (hard-rock). Этот стиль
следует отнести к числу самых ортодоксальных,
мейнстримных направлений рок-музыки,
генетически связанных с блюзовой «праосновой».
От блюза хард-рок перенял своеобразный
«генетический код» – композиционно-гармоническую
схему, лад, манеру интонирования, которые
в хард-роке, впрочем, были значительно
«опрощены» белыми исполнителями. Непосредственными
предшественниками хард-рока стали британский
блюз-рок и бит-музыка. В недрах прото-харда
совершенствовалась техника изложения
и развития музыкального материала с помощью
повторяемых ритмоинтонационных формул
– так называемых риффов (riffs), уходящая
корнями в специфику африканского хорового
пения, европейскую народную музыку (английский
граунд) и профессиональные жанры музыки
Востока (рага, макам). Кроме того, в формировании
хард-рока значительную роль сыграли инструментальный
концерт эпохи барокко и англокельтская
баллада.
Одним из «опознавательных знаков» хард-рока
стал его саунд. Ломающий устоявшиеся
стереотипы музыкального восприятия,
привычные ориентиры в организации звукового
пространства, хард-рок требовал определенной
слуховой перестройки, даже решимости
для вхождения в новую аудиосреду. Этому
стилю было тесно в клубах и на небольших
концертных площадках, он тяготел к большой
сцене, стадионам, огромным звукоусилительным
порталам, массовой аудитории, которая
стремилась сплотиться в едином порыве
и одновременно отделить себя от окружающего
мира своеобразным «звуковым шатром».
Звучание хард-рока отличалось заметной
тяжестью, высокой плотностью, гипертрофией
громкостно-динамических характеристик,
усилением метроритмического начала,
становившегося жесткой основой для виртуозной
импровизации. Королевой хард-рока стала
электрогитара – пылкая electric lady, послушная
беглым пальцам вдохновенных «гитарных
героев». Неистовый Джими Хендрикс (Jimi
Hendrix) своим необычайным техническим мастерством
и сверхэмоциональной интенсивностью
музыкального высказывания задал высочайшую
«планку» гитаристам последующих поколений.
Энергетика хард-рока – по большей части
экстремально-экстатического, обостренно-трагического
свойства – чаще всего воплощалась в поэтических
образах героики, мистики, темах социального
неравенства и неразделенной любви.
В числе первых собственно хард-роковых
альбомов необходимо назвать «Led Zeppelin
II» (1969) проблюзовой группы LED ZEPPELIN, вышедший
несколькими месяцами позже дебютный
(одноименный названию группы) альбом
«сатанистов» BLACK SABBATH (1970), а также «In Rock»
(1970) «классицистов» DEEP PURPLE (все группы
– Британия). В «золотой фонд» хард-рока
вошли абсолютно все диски ZEPPELIN, работы
SABBATH 1970-76 гг., альбомы PURPLE 1970-73 гг., так же,
как и большинство пластинок «хард-группы
№4» – американской GRAND FUNK. В первой половине
70-х к хард-роковому стану примкнули британские
коллективы URIAH HEEP, WISHBONE ASH, BUDGIE, UFO, шотландская
NAZARETH, ирландская THIN LIZZY, американская
BLUE OYSTER CULT, канадские GUESS WHO и BACHMAN-TURNER OVERDRIVE
(BTO) и др. С начала 70-х в рамках хард-рока,
нередко на какой-либо жанровой основе,
начали развиваться и более самостоятельные
стилевые разновидности: тяжелый рок-н-ролл
(английская GEORDIE, американская AEROSMITH периода
70-х гг., австралийская AC/DC), тяжелый буги
(английская STATUS QUO), кантри-хард-блюз (американская
ZZ TOP), мелодичный хард-рок, или софт-хард
(немецкая SCORPIONS, американские MOUNTAIN и CHEAP
TRICK), поп-хард (FOREIGNER) и др. В конце 70-х (не
без влияния панка) от хард-рока отделились
наиболее экстремистская его ветвь –
хэви-метал (heavy metal), которая очень скоро
стала мощным конгломератом стилей.
В дальнейшем судьба хард-рока была непростой,
однако он смог пережить и «интервенцию»
на рок-сцену панка и диско, и наступление
пост-панка и «новой волны» на рубеже 70–80-х,
и «половодье» электронно-танцевальных
стилей в конце 80-х – 90-е гг., и даже вторжение
гранджа на рубеже 90-х. Некоторые группы,
как, например, NAZARETH, отдав дань «модным»
стилям, вернулись, в конечном итоге, к
типовому хард-року, другие дали жизнь
новым направлениям, как THIN LIZZY конца 70-х.
Третьи же не изменяли себе никогда, придерживаясь
раз и навсегда избранного «правильного»
пути (AC/DC). В числе наиболее успешных работ
рубежа 70-80-х следует назвать диски BLACK
SABBATH и группы GILLAN, сольные релизы бывшего
вокалиста SABBATH Оззи Осборна (Ozzy Osbourne),
поп-хардовые эксперименты FOREIGHNER. В середине
80-х выделяются альбомы возродившихся
в «классическом» составе DEEP PURPLE, сольное
творчество Ронни Джеймса Дио (Ronnie James
Dio). На основе хард-рока развивается и
такое типично американское явление, как
Adult Oriented Rock.
В 90-х в области хард-рока также появляются
работы, сравнимые по своему достоинству
с «золотым фондом». К ним можно отнести
пластинку Озборна «Ozzmosis» (1995), альбом
«Purpendecular» вновь возродившихся DEEP PURPLE
(1995), совместные работы экс-зеппелиновцев
Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Роберта Планта
(Robert Plant) «No Quarter» (1994) и «Walking Into Clarksdale»
(1998), «Boogaloo» NAZARETH (1998). Серьезной заявкой
на будущее стало и воссоединение BLACK SABBATH
в оригинальном составе (1998). Все эти события
свидетельствуют о неубывающей популярности
хард-роковых идей, его устойчивости и
жизнеспособности как одного из мейнстримных
типовых стилей рок-музыки (хотя, впрочем,
молодые хард-роковые команды сейчас серьезного
успеха практически не добиваются).
ФАНК (FUNK):
Сформировался в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются James Brown, George Clinton и группа Sly and The Family Stone. Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и другие музыкальные стили.
ФОЛК-РОК (FOLK ROCK):
Формы рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях фольклора, либо на фолк-стилизациях под народную, с использованием национальных и старинных инструментов. Наиболее яркие представители данного стиля – Bob Dylan, Fairport Convention, Sandy Denny.
ФЬЮЖН (FUSION) :
Это органичный сплав многих музыкальных направлений: прежде всего джаза и рока, блюза, фанка, классики, фолка, авангарда, фламенко, соединение которых положило начало цепной реакции синтеза стилей. Фьюжн - это современное звучание, свежие гармонии, изощрённый ритм, утончённая эстетика, джазовые импровизации и роковая экспрессия, помноженные на высочайшее мастерство музыкантов. Яркий представитель в роке - Gleen Hughes.
Информация о работе Музыкальные и стилевые направления в РОК-музыке