Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:05, реферат
Задолго до возникновения профессиональной музыки зародилось устное народное музыкальное творчество, которое иногда называют « фольклор».В отличии от большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка и переводится как « народная мудрость».Именно так, уважительно, принято во всем мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное .
Название это глубоко справедливо. В самом деле: в произведениях устного народного творчества передана народная мудрость, воплотились народный опыт, мировоззрение, традиции.
Фольклор, как известно, это искусство, имеющее социальную природу, выступающее, как коллективное творчество, чем и определяется его художественная специфика[ 16;305].
Сценарий каждого фольклорного праздника отражает его основную тематику и имеет свои традиции проведения.
Вступительная часть содержит в себе раскрытие понятия темы (название фольклорного праздника), используя такие фольклорные средства как потешки, загадки, фольклорные песни,считалки (приложение 1).
Вторая часть - более продолжительная. Она состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей. Особое место здесь занимают народные танцы, игры, хороводы. В основной части также может быть задействована драматизация (сценка, театрализованный фольклор, с участием как детей, так и взрослых.
В третьей, заключительной части внимание детей вновь сосредотачивается на основной теме праздника. Ведущая поздравляет еще раз с праздником. Как правило фольклорный праздник заканчивается будь-то песней, общей пляской, хороводом или чаепитием.
В программе фольклорного праздника у детей младшей группы включаются больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых. Действия малышей еще несложны, мало проявляется их самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски игры проводятся по показу.
Для детей постарше характерна большая активность в восприятии и исполнительской деятельности. В этом возрасте дети во многом действуют самостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
В выступлениях должны участвовать все дети. Это достигается прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок должен выступить индивидуально или с небольшой группой детей.
Деятельность воспитателя на фольклорном празднике очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Он не только хорошо должен знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.
После фольклорного праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления и сам праздник. Воспитатель старается закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с темой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети приходят в зал, где оставлено оформление, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Все это помогает глубже почувствовать, понять, изучить традиции русских народных праздников, сохранить о нем хорошие воспоминания.
Сохраняя русские народные традиции, во все времена года, среди фольклорных праздников в ДОУ отмечают календарно - обрядовые праздники.
«Ярмарка», праздник - развлечение, который может проходить несколько раз в году, чаще всего поздней осенью, (приложение 3). К оформлению декораций «Ярмарка», выставляют прилавки - столы, на которых разложены фрукты, овощи, изделия народного промысла. Ширму - балаган ставят для кукольного представления. На празднике звучит веселая народная музыка, дети поют частушки, пляшут, играют на русских музыкальных инструментах. По окончании праздника дети пьют чай с баранками.
Один из самых важных и любимых праздников, «Рождество Христово», (приложение4). В Рождество дети ходят со «звездой»- славят Христа; на Святках поздравляют детей из соседней группы колядкой, овсенем, встречают и провожают Масленицу.
Самый любимый у детей праздник, это обряд «Закликание весны», (приложение 5). Обряд сопровождается пением или выкрикиванием специальных весенних песен - веснянок: закличек; смысл которых -приглашение-призыв весны и птиц. Кликание должно способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждению природы и ее жизненных сил. Из теста выпекают фигурки птиц «жаворонки» с распахнутыми крыльями. Дети подкидывают птичек вверх бегают с ними изображая полет птиц.
Календарный праздник «Пасха», (приложение 6), считается одним из главных. На празднике слушают церковный звон колоколов, проводят игры с яйцами, поют весенние песни, исполняют русские народные танцы.
Таким образом, календарно - обрядовые праздники приобщают детей дошкольного возраста к своим корням, воспитывают интерес и любовь к народному творчеству, познавая быт русского народа.
Детей дошкольного возраста в ДОУ знакомят с традициями русского музыкального фольклора не только через фольклорные праздники. Формой организации познания, представления, изучения музыкального фольклора служат музыкальные занятия (приложение 2), где педагог задействует все виды музыкальной деятельности: восприятие-слушание, музыкально - ритмические движения, игра на русских музыкальных инструментах, использует по теме музыкально-образовательную литературу. Наглядный метод (показ исполнения педагогом игре на русских музыкальных инструментах, поездка на фольклорный концерт, просмотр видеозаписи, картинок, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения), является неотъемлемой частью для понимания и представления музыкального фольклора.
Таким образом, организованный процесс музыкального фольклора, зависит от профессионального взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Четкое планирование проведения календарно-обрядовых праздников, фольклорных занятий, развлечений, затрагивая все виды и формы музыкальной деятельности детей в ДОУ, поможет сохранить и приумножить духовную культуру русского наследия.
40
Заключение
В курсовой работе, проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу, мы исследовали тему «Особенности музыкального фольклора в ДОУ». Тема включает в себя три вопроса, которые обосновываются следующими выводам.
Рассмотрев первый вопрос «Содержание музыкального воспитания», мы считаем, что роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитывать так, чтобы быть способным его приумножать.
Решения задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей.
Важно чтобы педагог - музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития. Так же важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях.
Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
Так же в данной курсовой работе во втором вопросе раскрыли тему «Понятие: «фольклор», «музыкальный фольклор»».
Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизация процесса музыкального воспитания и его приобщение, способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность. Особенностью ознакомления детей с музыкальным фольклором является обращение к его подлинным формам.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.
Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
В третьем вопросе мы изучили методы организации музыкального фольклора.
Знакомство с музыкальным фольклором, датами народного календаря, с укладом жизни, обычаями русского народа проводятся в ДОУ на музыкальных занятиях, календарно-обрядовых праздниках, развлечениях, применяя методы и способы, которые отражены в программах музыкального воспитания.
В заключении хочется мне вспомнить русскую поговорку « Хорошее «новое» - это давно забытое «старое»».
По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих, созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи, сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь - подрастающему поколению, т.е. детям дошкольного возраста.
В дальнейшем, для глубокого изучения особенностей развития детей в ДОУ средствами музыкального фольклора, мы намерены изучить на теории и практике в ВКР.
список литературы
4. Бим
- Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь /
Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия,
2003.- 528 с.
5. Булова,
Р.В. Русское народное искусство в познавательном
развитии / Р.В. Булова // Музыкальный рукокодитель
-2008. -№6.-С.60-62
6. Ветлугина,
Н.А. Методика музыкального воспитания
в детском
саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская,
Л.Н. Комиссарова- М.:
Просвещение, 1989.- 270 с.
7. Виноградов,
Г.С. Детский народный календарь / Г.С.Виноградов.
- Сибирская живая старина, Иркутск, 1998.
8. Головин,
СЮ. Словарь психолога - практика / СЮ. Головин.
-
М.: Харвест, 2005.- 976 с.
9. Демиденкова
Е. Фольклорный праздник Святки / Е.Демиденкова
//Музыкальный рукокодитель-2005. -№12.-С67-73
12. Куприна,
Л. С. Знакомство детей с русским народным
творчеством / Л.С. Куприна. - СПб: «Детство-
Пресс», 2003. - 400 с.
19.Рыбкина И. Заккликание весны / И.Рыбкина // Музыкальный рукокодитель -2008. -№2.-С.41-46
Информация о работе Особенности организации музыкального фольклора в ДОУ