Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:06, реферат
Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны. Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Свыше 130 опусов написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства.
1.Введение.
2. Об авторе. Биография композитора.
3. Основная часть. Анализ произведений.
3.1. История создания и содержание балета «Ромео и Джульетта»
3.1.1 .Особенности произведения
3.2. История создания и содержание кантанты «Александр Невский»
3.2.1. Особенности произведения
4. Выводы.
5. Приложения.
6. Список литературы.
3.1.1.
Особенности произведения
Появление балета
“Ромео и Джульетта” составляет важную
переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева.
Балет "Ромео и Джульетта" стал одним
из самых значительных завоеваний на пути
поисков нового хореографического спектакля.
Прокофьев стремится к воплощению живых
человеческих эмоций, утверждению реализма.
Музыка Прокофьева передает тончайшие
психологические движения человеческой
души, богатство шекспировской мысли,
страстность и драматизм его первой из
совершеннейших трагедий. Отсекая все
побочное или второстепенное в трагедии,
Прокофьев свое внимание сосредоточил
на центральных смысловых моментах: любовь
и смерть; роковая вражда между двумя родами
веронской знати – Монтекки и Капулетти,
приведшая к гибели влюбленных. “Ромео
и Джульетта” Прокофьева – это богато
развитая хореографическая драма со сложной
мотивировкой психологических состояний,
обилием чётких музыкальных портретов-характеристик.
"Ромео и Джульетта" - балет глубоко
новаторский. Новизна его проявляется
и в принципах симфонического развития.
Симфонизированная
драматургия балета заключает три
разных типа.
Первый – конфликтное противопоставление
тем добра и зла. Все герои – носители
добра показаны разнообразно и многопланово.
Зло композитор представляет более обобщенно,
приближая темы вражды к темам рока XIX
века, к некоторым темам зла XX века. Темы
зла возникают во всех действиях, кроме
эпилога. Они вторгаются в мир героев и
не развиваются.
Особенно хорошо тема добра раскрывается в эпизоде Джульетты-девочки произведения Прокофьева.
А тема зла раскрывается
в эпизоде «Монтеки и Капулетти,
танец рыцарей», благодаря тяжелой
мелодии и написанию этой части балета
в басовом ключе.
Второй тип симфонического развития
связан с постепенной трансформацией
образов – Меркуцио и Джульетты,
с раскрытием психологических состояний
героев и показом внутреннего
роста образов.
Так представлен образ Меркуцио вначале:
А в конце его образ становится более сложным и динамичным благодаря развитию мелодии:
Третий тип
обнаруживает черты вариационности,
вариантности, свойственные симфонизму
Прокофьева в целом, он особенно затрагивает
лирические темы.
Все три названных типа подчинены в балете
также принципам киномонтажа, особому
ритму кадрового действия, приемам крупных,
средних и дальних планов, приемам "наплывов",
резких контрастных противопоставлений,
придающих сценам особый смысл.
3.2. История создания и содержание контанты «Александр Невский»
Фильм "Александр Невский" вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материале музыки к фильму кантату. Зиму 1938-1939 года он посвятил этой работе и создал кантату, состоящую из семи частей. Задача оказалась очень непростой. "Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки", - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.
Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. В кантате семь частей:
3.2.1. Особенности произведения
Кантата вобрала
в себя все лучшее, что было в
киномузыке. Музыка всех частей точно
соответствует содержанию и литературному
тексту. Практически, налицо музыкальная
живопись, особенно в «симфонических»
частях кантаты («Русь под игом монгольским»,
«Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище»).
Содержание рисуется
музыкой с графической
17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом
зале Московской консерватории. В музыке
«Александра Невского» воплотились лучшие
черты творчества Прокофьева - универсальность
стиля, способного с равной силой воплощать
русские героические образы, проникновенную
лирику, жесткие, механизированные образы
захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные
эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими
оперно-ораториальному стилю.
4. Выводы.
1)Мужественное искусство Прокофьева резко противостояло произведения господствовавших в музыке многочисленных эпигонов Скрябина и Дебюсси. В лучших сочинениях этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. 2)Прокофьев сохранил свою особую эстетическую позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и других русских классиков.
Они проявляются
и в общем характере музыки,
и в ритмической ее четкости, и
в некоторых типичных оборотах. Но, вместе
с тем, в острых изгибах мелодии, неожиданных
гармонических сопоставлениях ощущается
самобытный прокофьевский стиль.
3)Композитор был полон сил, энергии и планов.
Писал он фантастически быстро и мог работать
сразу над несколькими произведениями.
4)Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны
5) Прокофьев умело соединял музыку и драму, ярко мог раскрыть основной конфликт произведения.
6)Прокофьев обладал
удивительной способностью
5. Приложения.
Детство С.С.Прокофьева
С. С. Прокофьев.
Хор "Вставайте, люди русские" из
кантаты "Александр Невский". Страница
партитуры. Автограф.
Балет «Ромео и
Джульетта»
6.Список литературы.
1.Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;
2.И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;
3.Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;
4.Советская музыкальная
энциклопедия под редакцией И.
5. Катонова С.
Балеты Прокофьева. М., 1982
6. Котомина С. Отечественная музыкальная
литература 1917-1985.М., 1996
7. Савкина М. Сергей Сергеевич Прокофьев.
М., 1982
8. Тараканов М. Стиль симфоний Прокофьева.
М., 1968
Информация о работе Особенности творчества Сергея Сергеевича Прокофьева