Развитие мюзикла. Известные композиторы и постановки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:41, реферат

Описание

Музыкальная Энциклопедия отвечает на это так: "Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами".

Содержание

Определение понятия «мюзикл»……………………………………….. 2
2. Зарождение мюзикла. Истоки………………………………………….. 3
- Министрель -шоу
- Спири́чуэлс
- Джаз
3. Родственные мюзиклу жанры………………………………………..... 6
4. Развитие мюзикла. Известные композиторы и постановки…………. 6
- стилистика музыки (влияние джаза, регтайма, идеи хиппи)
- составляющие мюзикла

Работа состоит из  1 файл

мюзиклы2.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

  1. Определение понятия «мюзикл»………………………………………..  2

2.  Зарождение мюзикла. Истоки…………………………………………..  3

           -     Министрель -шоу

           -     Спири́чуэлс

           -     Джаз

3.   Родственные мюзиклу жанры……………………………………….....  6

4.   Развитие мюзикла. Известные композиторы и постановки…………. 6

           -     стилистика музыки (влияние джаза, регтайма, идеи хиппи)

           -     составляющие мюзикла 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение понятия «мюзикл» 

Что же такое Мюзикл?

Музыкальная Энциклопедия отвечает на это так: "Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами".

Musical - мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление) — это сценическое произведение, в котором перемешаны песни и диалоги, музыка и танцы. Мюзикл один из самых модных жанров современного музыкального театра. Некоторые считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Но именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Прародителями этого жанра считаются  оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск.  Сюжеты для мюзиклов часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии, таких как «Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу. Мюзиклы являются одним из наиболее коммерческих театральных искусств. Это обусловлено их зрелищностью и дорогими спецэффектами.истории.  
 

Зарождение  мюзикла. Истоки

Искусство рассказывать истории с помощью  песен относится к незапамятным временам. Древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе юмор, политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем. Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.

Родиной мюзикла по праву являются Соединённые Штаты Америки. Американский путь развития, в политических или в культурных сферах считается особым. Историки называют его «американским путем». Из-за большого количества переселенцев и пуритан, театральное искусство в Америке не могло развиваться так, как развивалось европейское.

Пуритане, боровшиеся не только за чистоту веры, но и за чистоту жизни, навязывали людям мнение том, что театр - это низкий, лицедейский жанр. Они были уверены, что духовное развитие, человек может получить только через аскетизм и интеллект – ни того, ни другого, по мнению пуритан в театре не было. Несмотря на такой жёсткий и непосильный пригнёт, американский театр не исчез, однако некоторые его жанры, так и не вышли на свет. Вплоть до 19 века театр в Америке находился вне закона, был контркультурным, поэтому расцветали грубые, упрощённые его виды. Актёрами в основном становились иммигранты из Европы, либо «чёрные американцы», они добавляли в театрализованные представления свой народный фолк. Таким образом, ко второй половине 19 века произошло формирование. Представления в американском театре носили в основном развлекательный характер. Сначала появляется вещь, а потом человек размышляет как её назвать. Так и эти представления получили названия «Министрель -шоу» (сам термин появился в 1837 году)– уже само название говорит о иронии его создателей. Несмотря на то, что традиция гримироваться под негров имела место среди домашних спектаклей белых переселенцев в Америке ещё в конце XVII века, как цельная форма развлекательного искусства менестрель-шоу развились в конце 1820-х гг. в США. Толчок к популярности менестрель-шоу дали представления Томаса Дартмута Райса, в частности его номер «Джим Кроу» — музыкальная композиция и танец, имитирующие негритянский стиль. Популярность этого номера была столь широка, что Райс взял себе псевдоним «Джим Кроу» и гастролировал по Америке и Европе. По его следам в 1830-е гг. стали появляться схожие инструментально-вокальные ансамбли и соло-исполнители. К середине 1840-х гг. менестрель-шоу, также называемые «эфиопскими» (которые помимо музыки и танцев включали небольшие комедийные сценки с диалогами, скетчами и т. п.) стали одной из наиболее популярных форм развлечения в США, особенно в северных штатах. Менестрели пародировали жизнь и манеры негров, зачастую представляя их самым неприглядном образом в виде ленивых, глупых и бахвальных рабов. Юмор шоу был резким с использованием игры слов. Нередкой была сатира на текущую политику от лица простоватого невольника. Самих негров среди менестрелей практически не было, лишь с середины 1850-х гг. стали появляться первые, полностью негритянские труппы менестрелей. Парадоксальным образом, они также гримировали себе лицо, делая его похожим на театральную маску. Негритянские менестрель-шоу также собирали публику, желавшую увидеть представление настоящих негров. Однако изначально расистский характер менестрель-шоу препятствовал его развитию среди негров-исполнителей (особенно на Юге).

С всё  более возрастающими аболиционистскими  тенденциями в североамериканском обществе менестрель-шоу оказывались  в этом свете проводником идей рабства. В то же самое время, во многих штатах Юга шоу менестрелей постепенно стали запрещаться, так как там они ассоцииировались с развлечением северян. Во время Гражданской войны индустрия менестрель-шоу стала приходить в упадок: к этому времени популярность набирали схожие жанры варьете, водевиля и музыкальные комедии. Гастроли небольших трупп менестрелей отодвинулись дальше к периферии. Во же время в Нью-Йорке жанр менестрелей преобразовался в громадные, богато декорированные шоу с участием иностранных акробатов и др. цирковых элементов; вскоре чёрный грим перестал быть обязательным в таких выступлениях. В 1870-е гг. в музыкальное отделение менестрель-шоу вошли духовные негритянские песни, спиричуэлз. В данном случае песни не имитировались, а напрямую заимствовались от бродячих чёрных музыкантов. Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией (полиритмия), глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами.

К началу XX века жанр менестрель-шоу окончательно изжил себя и продолжал существовать лишь в сельской местности южных штатов. К 1919 году остались лишь три значительные труппы менестрелей.Такое увлечение культурой «чёрных», поначалу пусть и шуточное, не могло не иметь последствий. Его самым замечательным последствием явилось зарождение – джаза. Джаз активно использовался на сцене для постановки бурлескных спектаклей, и спектаклей в духе фарс-водевиль. Эти постановки уже ставились с участием актёров и музыкантов. Джаз стал так популярен, что к началу второй мировой войны во всей Америке трудно было отыскать развлекательное шоу, не включающее в себя джазовые элементы. Из примитивной негритянской музыки джаз превратился в музыку, которая рассказывает о философии американского бытия и как следствие этого, изменился и драматический жанр спектаклей. Джаз объединил все ранее разрозненные жанры – так родился мюзикл.

В постановках  мюзикла активно используются различные  спец.эффекты , создаются неповторимые трюки от которых у  зрителя захватывает дух! 
 
 

Родственные мюзиклу жанры

Как уже  неоднократно говорилось, большим толчком  к развитию культуры мюзикла был  джаз, таким образом, джазовые представления, бесспорно, будут дальними, но все, же родственниками мюзикла. Если исходить из того, что мюзикл вобрал в себя многое характерное для драматических постановок – т.е. театральных, то к родственным жанрам будут относиться:

- драма 

- мелодрама 

- комедия 

- трагедия 

- трагикомедия 

- фарс 

- фарс-водевиль 
 

Развитие  мюзикла. Известные композиторы и мюзиклы. Стилистика музыки.

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг дали импульс активному  развитию мюзикла в Америке. В  период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера - мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). Премьера его знаменитой оперы “Порги и Бесс” состоялась в Нью-Йорке в конце 1935 года и весь актерский состав состоял из классически обученных афро-американских певцов — смелый артистический выбор для того времени.

 При  совместной работе Роджерса и Хаммерстайна появились такие постановки, как «Оклахома!» ( 1943), первый их мюзикл. Его действие происходит в 1906 году на территории Оклахома, недалеко от города Клермора. Тогда на так называемой индейской территории создавался новый штат Оклахома. В основе пьесы лежит идея дружбы и сотрудничества между разными группами населения штата: между её исконными обитателями — ковбоями-скотоводами и пришельцами из соседнего штата Миссури — фермерами-земледельцами. В центре сюжета — любовная история между ковбоем Кёрли Маклейном и молодой девушкой Лори Уильямс, работающей на собственной ферме. «Оклахома!» может претендовать на звание первого мюзикла в современном понимании слова. Вокальные композиции и танцевальные номера впервые были объединены в полноценную историю, в основе которой лежал серьёзный драматический сценарий, написанный по пьесе Линна Риггса (англ. Lynn Riggs) «Зеленеют сирени» 1931 года. До этого в музыкальных комедиях песни являлись вставными номерами, имеющими мало отношения к сюжету.

«Карусель ( 1945), «Юг Тихого океана», отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

Мюзикл «Юг Тихого океана» созданный Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном по мотивам романа Джеймса Микенера «Тихоокеанская история» (1948). Либретто было написано Хаммерстайном в сотрудничестве с Джошуа Логаном (Joshua Logan). В центре сюжета находится вопрос расовой дискриминации. Премьера мюзикла состоялась на Бродвее в 1949 году. «Юг Тихого океана» сразу завоевал широкую популярность и был номинирована на десять премий «Тони» и выиграла во всех категориях, включая премии «Тони» за лучшую музыку, за лучший мюзикл и за лучшее либретто. Многие песни впоследствии стали очень известными: «Bali Ha'i», «I'm Gonna Wash That Man Right Outta My Hair», «Some Enchanted Evening», «Happy Talk», «Younger than Springtime», «I'm in Love with a Wonderful Guy». С 1950 по 1955 год в США состоялся национальный тур мюзикла, который за пять лет был поставлен в 118 городах. Роль Нелли Форбуш в этих постановках исполняла американская актриса Джанет Блэр. В 1958 году был снят одноимённый фильм. Главные роли исполнили Россано Брацци и Митци Гейнор. 

Версия  «Юга» 2008 года была объявлена лучшей новой постановкой классического  мюзикла и удостоена наград за лучшую режиссуру, исполнение главной  мужской роли и за работу художника по костюмам, свет и звук.

На написание  мюзикла "Моя прекрасная леди"(1956) Фредерика Лоу, автора музыки, и Алана Лернера, автора либретто и текстов песен, натолкнула драма Бернарда Шоу "Пигмаллион". Неудивительно, что сюжет их совместного творчества повторяет драму Шоу, в которой рассказывается как главная героиня, будучи изначально обычной цветочницей, становится молодой очаровательной леди. По сюжету мюзикла в ходе спора профессора фонетики и его друга лингвиста и состоялось такое превращение. Элиза Дулиттл перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения. В конце концов на посольском балу девушка с блеском выдерживает нелегкий экзамен. Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. В Лондоне же представление было дано лишь в апреле 1958. В роли профессора-учителя выступил Рекс Харрисон, а роль Элизы досталась Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало бешеную популярность, билеты на него были распроданы на полгода вперед. Это оказалось для создателей самой настоящей неожиданностью. В итоге на Бродвее представление давалось 2717 раз, а в Лондоне - 2281. Мюзикл был переведен на одиннадцать языков и прошел в более чем двадцати странах. "Моя прекрасная леди" получила наград "Тони". Всего было продано более 5 миллионов записей мюзикла с первоначальным бродвейским составом. В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, за право экранизировать мюзикл боссы Warner Brothers заплатили рекордные на тот момент 5,5 миллионов долларов. Элизу сыграла Одри Хепберн, а Рекс Харрисон стал ее партнером, перебравшись в кино с театральных подмостков. И успех фильма стал ошеломляющим - он был номинирован на 12 Оскаров и получил 8 из них. Мюзикл настолько любим зрителями, что его и сейчас можно посмотреть в Лондоне. После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» ( 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята Шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии. Действие разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х гг., повествуя о противостоянии двух уличных банд — «Ракет»('Jets'), потомков белых эмигрантов, и «Акул»('Sharks'), пуэрториканцев. Протагонист, бывший член «Ракет» Тони,  влюбляется в Марию, сестру Бернардо, лидера «Акул». Драматичность, расслабляющая музыка и поднятие острых социальных проблем хоть и не сразу, но принесли мюзиклу мировую известность. Музыкальные композиции, написанные Бернстайном к мюзиклу, стали очень популярными. Всего мюзикл включает 11 музыкальных номеров: «Something’s Coming», «Maria», «America», «Somewhere», «Tonight», «Jet Song», «I Feel Pretty», «A Boy Like That», «One Hand, One Heart», «Gee, Officer Krupke» и «Cool». Оригинальная бродвейская постановка 1957 года (режиссер и хореограф Гарольд Роббинс, продюсеры Роберт Гриффит и Гарольд Принс) стала дебютом малоизвестного либреттиста Стивена Сондхайма на Бродвее. Премьера состоялась 26 сентября на сцене театра 'Winter Garden'. Мюзикл был показан 732 раза, прежде чем отправиться в мировое турне. Мюзикл получил премию Тони 1957 года в номинации «хореография», но уступил постановке The Music Man в номинации «лучший мюзикл». Постановка также удостоилась премии «Оскар» в 10 номинациях из 11. Наградами был отмечен и одноименный фильм 1961 года, снятый по сценарию мюзикла. В настоящее время мюзикл часто ставится в учебных заведениях, региональных театрах и даже оперных театрах мирового масштаба. 

Информация о работе Развитие мюзикла. Известные композиторы и постановки