Роль ансамбля в воспитании молодого музыканта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:13, доклад

Описание

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неис-сякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно на-учиться этой интересной игре – играть на рояле.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 19.52 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль ансамбля в воспитании молодого музыканта

 

 

Методдоклад преподавателя 

Михайличенко Ольги Владимировны

Северодонецкая детская музыкальная  школа №1

 

 

 

Г.Северодонецк

2011 год

Главная задача преподавателя  состоит в том, чтобы иметь  наготове неис-сякаемый запас увлекательных  возможностей, с помощью которых  можно на-учиться этой интересной игре – играть на рояле.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все  выдающиеся ком-позиторы, как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Умение играть с одним  или несколькими партнёрами –  очень важная сторона музыканта  исполнителя. Вопросы, связанны с игрой в ансамбле мало обсуждаются, поэтому важно определить специфику ансамблевого исполни-тельства. Успех игры в ансамбле зависит, прежде всего, от характера его собственной исполнительской индивидуальности и от «вступления в реакцию» другого или других музыкантов. Огромную роль в реализации этой тяги играет выбор партнёров по ансамблю. Именно нахождение музыкально родственной индивидуальности обеспечивает творческий контакт музицирования. При подборе ансамблевых «пар» должны учитываться характер дарования каждого учащегося. Специфика ансамблевого музицирования способствует взаимному творческому обогащению. Вот почему так полезно порою соединить исполнителя, обла-дающего ярким темпераментом, и даже излишней «азартностью», с те, кому присуща эмоциональная сдержанность. Педагог обязан учитывать звучание в диалогах, построенных в сопоставлении двух самостоятельных линий, где каждый высказывает свою мысль и обе партии имеют особое эмоциональное содержание. Целостное же впечатление от диалогов возникает лишь при условии полного, или естественного общения партнёров. Согласование плана интерпретации, задуман-ные ранее crescendo и accelerando, способствует раскрытию авторского замысла.

В ансамбле музыкант сразу  чувствует, как возросло звучание красок и мощь звучания. Подлинный ансамбль возникает при полном взаимопонимании  и ис-ключает подавление индивидуальности. Ансамблевая же координация, музыкаль-ное общение активизирует творческую волю и границы фантазии.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и  владению инструментом. Надо учитывать меж-личностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психоло-гический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что  и общий план и все детали интерпретации  являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими уси-лиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков, или пауз) у всех исполнителей.

Синхронность является результатом  важнейших качеств ансамбля –  един-ственного понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма  индивидуальности исполнителей сказываются  очень отчётливо.

Незаметное в сольном  исполнении лёгкое изменение темпа, или незначи-тельное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнёра, опережая его или отставая. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавли-вается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему  недостатки: не умение держать темп, вялый или излишне жёсткий  ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно  вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе прейти к  следующему звуку.

Динамика является одним  из самых действенных, выразительных  средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы  про-изведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музы-кального произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнительском искусстве, не следует забывать и о других средствах выразительности, аналогичное  увеличе-нию громкости уплотнение фактуры производит появление новых регистров и тембров. Своеобразный ритмический рисунок, или характерный штрих, может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.

Выбор того или иного штриха, всецело зависит от музыкального содержа-ния и его толкования исполнителями. Работа над штрихами – это уточнение музы-кальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения.

Приступая к работе над  музыкальным произведением участникам ансамбля прежде всего, необходимо осознать его идейно художественное содержание, ознакомиться с формой сочинения, прочувствовать основные направления музы-кальной  мысли, определить взаимоотношения  различных фактурных звеньев  и функций голосов, выявить кульминацию  в частях, разделах и отдельных  фразах. Надо постоянно иметь ввиду общий замысел произведения, его единую «драма-тическую канву». Так рождается музыкальный образ и связанный с его воплоще-нием выбор тех, или иных исполнительских приёмов.

Успешность репетиций зависит от инициативности и ответственности каж-дого ансамблиста. В ансамбле существует потребность дирижёрской подсказки: жест вступления единый для всех. Участники хорошо видят друг друга и имеют достаточно возможностей для взаимного контакта.

Процесс обучения в любой  области включает обязательное время  само-стоятельных занятий. Совершенно очевидна необходимость подготовки к уроку, как лично, так и с партнёром. Ансамблевое занятие – одна из важных тем в музыкальном образовании.

Главное для всех форм работы – чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя  – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. В.В.Крюкова. Музыкальная педагогика. Из-во «Феникс». Ростов-на-Дону. 2002 г.
  2. С.Фейнберг. Пианизм как искусство. М. Музыка. 1965 г.
  3. А.Готлиб. Основы ансамблевой техники. М. Музыка. 1971 г.

Информация о работе Роль ансамбля в воспитании молодого музыканта