Роль восмпитателя в музыкальном развитии дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы: рассмотреть, роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
Подобрать и изучить литературу по этой теме.
Актуальность данной темы в том, что роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Музыкальное воспитание…………………………………………………...4
а) задачи музыкального воспитания……………………………………………6
2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………8
а) функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании……….9
б) музыкальные занятия……………………………………………………….11
в) самостоятельная музыкальная деятельность детей………………………..15
г) праздничный утренник……………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы……………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

музыка.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

ГБОУ СПО АО «Нарьян-Марский  социально-гуманитарный колледж

имени И.П.Выучейского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине

 

Методика музыкального воспитания

тема Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнила: Айдогду А.А.

студентка  2  курса

специальность: «Дошкольное  образование (ОЗО) 

Преподаватель: Дресвянкина Н.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нарьян-Мар

                                                                          2013

План:

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

1. Музыкальное воспитание…………………………………………………...4

 

а) задачи музыкального воспитания……………………………………………6

 

2. Роль воспитателя  в музыкальном воспитании детей  дошкольного возраста…………………………………………………………………………8

 

а) функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании……….9

б) музыкальные занятия……………………………………………………….11

в) самостоятельная музыкальная деятельность детей………………………..15

г) праздничный утренник……………………………………………………....17

 

Заключение……………………………………………………………………..19

Список используемой литературы……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В своей  работе я рассмотрю  понятие музыкального воспитания, задачи музыкального воспитания,  функции  и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников.

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они  получают в детском саду - а в последующем и в школе.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Музыка сопровождает человека всю жизнь.

 

Цель реферата: рассмотреть, роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи:

Подобрать и изучить литературу по этой теме.

Актуальность данной темы в том, что роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка.

 

 

 

 

 

Музыкальное воспитание.

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства.

Музыкальное воспитание – целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

 

В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.  

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка ко всему многообразию музыкальной культуры.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

 

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать  интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребёнка.

 

Я считаю, что роль  музыкального воспитания детей  дошкольного возраста  очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи  музыкального воспитания.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие  задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Формируется самостоятельность, инициатива и стремление  использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного  возраста.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и  любовь к ней, доставлять радость. А радость - это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Задачи музыкального воспитания относятся ко всему дошкольному  возрасту. На каждой возрастной ступени  они видоизменяются и усложняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Педагогу – воспитателю  важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка  средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего  развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя  не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции и обязанности  воспитателя в музыкальном воспитании.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят  не только

от  музыкального  руководителя,  но  и  от  воспитателя.  

Воспитатель обязан:                                                                               

  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
  •  Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.  
  • Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).  

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Навыки для такой  работы воспитатель получает во время  специальной подготовки в учебных  заведениях и посредством общения  с музыкальным руководителем  на различных консультациях, семинарах  и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.

Кроме того. Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные занятия.

Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам, лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.  

Участие воспитателя в музыкальном  занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей  и конкретных задач данного занятия.

Особенно важно участвовать  воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит  главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать  помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.  

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется  больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.  

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя. А также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.  

Информация о работе Роль восмпитателя в музыкальном развитии дошкольника