Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:30, статья
Музыкальное воспитание, основанное на связи музыки с различными сферами жизнедеятельности детей (психической, эмоциональной, моторной, речевой), является составной частью коррекционного образования учащихся 1-го отделения вспомогательной школы. Научные исследования последних десятилетий показали, что музыка оказывает успокаивающее или возбуждающее воздействие, вызывает положительные или отрицательные эмоции. Как форма эмоционально-образного отражения окружающего мира, она способствует эстетическому и когнитивному развитию, формированию творческих потребностей и музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (А.А. Айдартебекова, М.П. Блинова, С.М. Миловская и др.)
Специфика музыкального воспитания учащихся
вспомогательной школы.
Музыкальное воспитание, основанное на связи музыки с различными сферами жизнедеятельности детей (психической, эмоциональной, моторной, речевой), является составной частью коррекционного образования учащихся 1-го отделения вспомогательной школы. Научные исследования последних десятилетий показали, что музыка оказывает успокаивающее или возбуждающее воздействие, вызывает положительные или отрицательные эмоции. Как форма эмоционально-образного отражения окружающего мира, она способствует эстетическому и когнитивному развитию, формированию творческих потребностей и музыкальной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (А.А. Айдартебекова, М.П. Блинова, С.М. Миловская и др.)
Следует отметить, что специфика музыкального воспитания учащихся вспомогательной школы связана со своеобразием их интеллектуального, речевого, эмоционального развития и нарушениями процессов обобщения сенсорно-перцептивного опыта. Это вызывает затруднения в музыкальном восприятии, в формировании музыкальных образов, в осмыслении символического содержания музыкальных произведений и овладении музыкально-исполнительской деятельностью (И.В. Евтушенко, Е.А.Медведева и др.). Специфическими особенностями музыкального развития детей с интеллектуальной недостаточностью являются низкий уровень сформированности слухового внимания и сосредоточения на музыкальном звучании, отсутствие умение адекватно выражать эмоции в соответствии с характером музыки, несформированность умения правильно воспроизводить музыкальные, речевые звуки в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом планах, последовательность музыкально-ритмических движений.
Анализ современных общеобразовательных программ по музыке, а также программы по «Пению и музыке» для специальных школ, разработанной сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР, и представляющей адаптированный вариант программы Д.Б. Кабалевского, позволил сделать вывод о том, что методический и содержательный аспекты данных программ не представляют целостной, научно обоснованной системы музыкально-коррекционного воспитания.
Это вызвало необходимость разработки соответствующего программного обеспечения, основанного на взаимосвязи коррекционной педагогики и педагогики искусства, предполагающих реализацию принципов природосообразности и культуросообразности, художественности, индивидуализации и дифференциации, коррекционной направленности, оптимистической перспективы, комплексности, доступности.
Целью программы «Музыка» явилось формирование основ музыкальной культуры учащихся младших классов вспомогательной школы, их нравственное и эстетическое воспитание, личностное и социокультурное развитие, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Этому способствует решение следующих задач:
- формирование интереса и положительного эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
- развитие музыкально-
- развитие деятельностно-
- повышение познавательной и музыкальной активности учащихся, творческого самовыражения средствами музыки;
- знакомство с музыкальным творчеством своего народа, народов других стран;
- формирование понимания роли и места музыкального искусства в жизни человека и общества;
- обогащение жизненного
опыта, расширение
Программа основывается на совокупности общих и специфических дидактических принципов коррекционной педагогики и педагогики искусства.
К общедидактическим принципам относятся: природосообразность, культуросообразность, гуманизм, социальное партнерство, органичный коллективизм. К частным – художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление музыкально-воспитательным процессом. К специфическим – единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекционных мероприятий, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств музыки.
Важным моментом в музыкальном воспитании учащихся вспомогательной школы является триединство музыки, речи и движения, которые взаимосвязаны между собой и сопровождают все компоненты музыкальной деятельности. В связи с этим, программа предполагает:
- взаимосвязь и взаимообусловленность закономерностей формирования общей и музыкальной культуры при нормальном и отклоняющемся развитии;
- комплексный
подход, включающий межпредметные
связи, психолого-медико-
- опору на
социальный опыт детей как
ориентир в развитии
- использование
опосредованного способа
Содержание программы направлено на воспитание целостного отношения ребенка к музыке и жизни, раскрытие его духовности, творческого потенциала и не сводится к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков. С этой целью используются диалогические методы, основанные на соинтонировании, сопереживании, сотворчестве, которые позволяют учащимся стать активными участниками образовательного процесса. Созданию творческой атмосферы на уроке способствует обогащение звуковой палитры выразительными шумовыми звуками, художественными произведениями различных видов искусства, предполагающими использование движений, жестов, слов, мимики, рисунка, цвета в сочетании с музыкой.
Структура урока
определяется его целями и задачами,
а также возрастными и
Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение, которое опирается на последовательное раскрытие закономерностей музыкального искусства и его жизненных связей. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая, последовательно углубляясь, раскрывается от урока к уроку. При этом музыкальный материал на протяжении всех лет обучения сохраняет внутреннюю последовательность. Это позволяет учителю обеспечивать творческий подход к процессу обучения и воспитания, осуществлять межпредметные связи между уроками музыки, литературы, изобразительного искусства, ритмики, применять метод «забегания» вперед и «возвращения» к уже знакомому музыкальному материалу. В соответствии с поставленными задачами в программе «Музыка» выделены два основных содержательных блока: восприятие музыки и исполнительская деятельность.
Восприятие музыки направлено на обогащение слухового опыта учащихся, развитие эмоциональной отзывчивости, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса. В зависимости от выразительных характеристик музыкальных произведений возможна стимуляция психофизической сферы учащихся, создание определенного эмоционального эффекта. Так, музыка спокойного характера способствует релаксации, снятию эмоционального напряжения, установлению равновесия в деятельности нервной системы ребенка. Восприятие подвижной, веселой музыки направлено на поддержание эмоционального тонуса, улучшение концентрации внимания, повышение эффективности интеллектуальной деятельности и процесса обучения. Динамичные произведения допускают активное слушание, когда учащиеся могут аккомпанировать на выбранных инструментах. При этом восприятие музыкального произведения предполагает развитие слухового внимания, сосредоточения, умение вслушиваться и различать специфические связи звуков: интонационные, мелодические, ритмические, ладогармонические, тембровые. Это способствует формированию эстетики слушательской деятельности.
Исполнительская деятельность включает: пение, музыкально-ритмические движения в сочетании с логопедической ритмикой, игру на музыкальных инструментах и предполагает исполнение доступных, соответствующих возможностям учащихся музыкальных произведений.
Важным компонентом урока является хоровое пение, способствующее выработке умения петь в унисон, правильно интонировать знакомые мелодии и песни. Первоначально вырабатывается умение петь в сопровождении инструментального сопровождения или пения учителя, затем – a cappella. Особое внимание уделяется развитию эмоциональной и интонационной выразительности.
Исполнение песен может сопровождаться музыкально-ритмической деятельностью учеников, которая направлена на развитие образного восприятия, познание учащимися различных типов эмоционального содержания музыки. Сочетание движений со словом и музыкой способствует повышению общего тонуса, снятию психоэмоционального напряжения, развитию дыхания, координации движений, чувства ритма, преодолению речевых нарушений, тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. В этих целях может использоваться ритмизация слов с музыкальным сопровождением, повторение простых ритмических рисунков с использованием элементарных звуковыразительных средств (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, отстукивания и др.), танцевальные движения.
Музыкально-ритмические
движения могут сочетаться с игрой
на простых музыкальных
Приобретение учащимися первичного музыкального опыта (1 класс) заключается в накоплении музыкальных впечатлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений, динамических особенностях музыки. У учащихся формируются навыки естественного, ненапряженного интонирования мелодии голосом, игры на простейших ударно-шумовых инструментах (погремушка, бубен и др.).
На протяжении 2-3 классов музыкальное воспитание направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, адекватного реагирования на музыку различного характера, формирование представлений о различных музыкальных коллективах (вокальных, инструментальных); обучение чистоте интонирования выученных песен, спокойной смене дыхания, четкому исполнению ритмического рисунка в составе группы и индивидуально; обучение игре на доступных народных инструментах (ложки, балалайка и др.).
В 4-5 классах
значительно расширяется практи
В конце каждого класса дается примерный музыкальный репертуар, что позволяет учителю выбирать музыкальные произведения в зависимости от темы урока, психофизических и возрастных особенностей учащихся каждого класса. Музыкальный материал включает произведения белорусских, русских и зарубежных композиторов, фольклора народов мира и отвечает требованиям художественности, педагогической целесообразности, выполняет воспитательную функцию.
Коррекционная направленность программы заключается в единстве диагностики и преодоления нарушений процесса развития, педагогической дифференциации учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии. Так, учитывая особые образовательные потребности учащихся вспомогательной школы, специфичность музыкального воспитания заключается в поэтапном формировании образов-представлений средствами музыкальной выразительности, в результате которого происходит овладение различными компонентами музыкальной деятельности.
Общими условиями эффективного целостного коррекционно-образовательного процесса, влияющими на результативность музыкального воспитания является:
- создание музыкально-развивающей среды;
- обеспечение успешности музыкально-образовательной деятельности учащихся (гуманизация процесса обучения, игровые приемы, взаимопомощь, создание проблемных ситуаций),
- организация практического применения музыкальной активности школьников;
- систематическая работа по формированию музыкальных представлений и понятий учащихся;
- организация практического применения музыкальной активности школьников в учебной и внеучебной деятельности;
- обеспечение ситуации музыкального сотрудничества между учителем и детьми;
- дифференцированный и личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня сформированности музыкальной культуры;
- использование материально-технического обеспечения, технических средств обучения, включающих в себя музыкальные инструменты, современную звукозаписывающую, звуковоспроизводящую, звукоусиливающую аппаратуру и компьютерные технологии;
- построение обучения в доступной форме и в более замедленном темпе с учетом ограниченных познавательных возможностей детей (использование в музыкальной деятельности игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр музыкального содержания);
- осуществление музыкального воспитания не только в классно-урочных, но и во внеклассных и внешкольных формах организации;
- содружество учителя музыки, музыкального руководителя, логопеда, учителя ритмики, других специалистов образовательного учреждения и родителей в формировании основ музыкальной культуры учащихся.
Информация о работе Специфика музыкального воспитания учащихся вспомогательной школы