Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:31, творческая работа
В 30-е годы творчество Шумана разворачивается необычайно интенсивно. Музыкальные мысли переполняют его, он едва успевает заносить их на бумагу и работает с огромным увлечением. В эти годы Шуман создает большую часть своих фортепианных произведений, составивших не только самую яркую по вдохновению, но, быть может, самую типичную и оригинальную часть его творческого наследия.
6.
Флорестан
Эта пьеса написана в не состоявшейся трехчастной форме в тональности g-moll. Мечты, сосредоточенные мысли Эвзебия разрушает необузданный, пламенный Флорестан (см. пример 6). Его настроения изменчивы и их переходы мгновенны и внезапны. Музыкальная характеристика Флорестана строится на непрерывной смене динамики и музыкального материала. Из быстрых переходов настроений, то порывистых и бурных, то задумчиво-мечтательных или безудержно-веселых, соткана вся пьеса. Эта пьеса соединяет черты патетического монолога и стремительного вальса.
Пьесы № 7 и № 8 объединяются присутствием
одного персонажа.
7.
Кокетка
Это
новый, женский образ. Написана в двухчастной
репризной форме в тональности B-dur (см.
пример 7). В «Кокетке» капризный ритм и
изящество движений сочетаются с танцевальной,
вальсовой основой, с закругленностью
каждого построения. Это вальс-скерцо
с изломанной мелодической линией, неожиданными
поворотами и острой ритмикой.
8.
Разговор
Пьеса является непосредственным продолжением предыдущей. Если «Кокетка» заканчивается на второй доле, то «Разговор» начинается с третьей доли из-за такта в той же тональности. Представляет собой одночастную развивающую форму, модулирует из тональности B-dur в тональность g-moll. Диалогическое строение пьесы создает ощущение живой сценки-разговора двух контрастных героев. В одном легко узнать кокетку. Ее собеседник – лирический герой, отличается сдержанностью и благородством интонаций.
Следующие две пьесы также объединяются
в пару, воплощают фантастические образы
– карнавальные маски.
9.
Бабочки
«Бабочки» написаны в трехчастной форме
в тональности B-dur. Тема этой пьесы отличается
легкостью, порхающими кружащимися движениями
(см. пример 8). Плотная фактура в средних
и низких регистрах при стремительном
темпе не уменьшает легкости и изящества
стремительного движения, которое приближает
пьесу к этюду.
10.
Танцующие буквы
Написана в трехчастной форме в тональности Es-dur (см. пример 9). Для «Танцующих букв» Шуман использовал обычный вальс, но темп Presto, острые форшлаги, внезапные sforzando придают ему причудливое звучание, превращая в фантастическое скерцо.
Следующие три пьесы – три
портрета реальных героев –
давидсбюндлеров.
11.
Киарина
Эта пьеса написана в трехчастной форме
в тональности c-moll. «Киарина»- это портрет
будущей жены Шумана-Клары Вик (см. пример
10). Фактура разделяется на мелодический
верхний голос, средний и бас. И каждый
из них стремиться обособиться от остальных,
приобрести самостоятельное значение.
По характеру музыка «Киарины» сдержанно-страстный
вальс, ярко отражающий
романтическую натуру Клары Вик.
12.
Шопен
Эта пьеса написана в одночастной развивающей
форме в тональности As-dur (см. пример 11).
Здесь нежно-лирическая выразительная
мелодия проходит на фоне прозрачных,
«поющих» арпеджио в левой руке. Это как
бы сгусток лирического фортепианного
стиля Шопена. Пьеса особенно близка к
шопеновским ноктюрнам.
13.
Эстрелла
Форма этой пьесы трехчастная, написана
в тональности f-moll. «Эстрелла» - это портрет
Эрнестины фон Фрикен (см. пример 12). По
характеру эта пьеса отличается темпераментностью
и эффектностью. Также написана в духе
романтического вальса с широкими ходами
в мелодии и неожиданными поворотами в
гармонии.
14.
Признательность (Узнавание)
Эта пьеса написана в сложной трехчастной
форме с сокращенной репризой в тональности
As-dur (см. пример 13). «Признательность» -
жанровая сценка. Здесь преобладает стаккатирующее
движение, аккомпанемент выдержан в танцевальном
ритме польки. Мягкие грациозные интонации
передают характер приятной, вежливой
светской беседы.
15.
Панталон и Коломбина
Еще одна жанровая сценка, рисующая ссору
героев. Бурная, эмоциональная, резко контрастная
предыдущей. Форма этой пьесы трехчастная,
в тональности f-moll (см. пример 14). «Панталон
и Коломбина» - комический дуэт. Музыка
воспроизводит буффонную скороговорку.
Благодаря стаккатирующему движению в
быстром темпе и перебросам мелодии из
верхнего в нижний регистр, в музыке преобладает
ощущение суеты, ссоры, потасовки между
героями.
16.
Немецкий вальс
Эта пьеса написана в двухчастной репризной форме в тональности As-dur. Последним из давидсбюндлеров показан в «Карнавале» Паганини (см. пример 16). «Паганини» составляет среднюю часть – интермеццо в «Немецком вальсе». С тонкой иронией Шуман помещает романтический образ Паганини в обстановку немецкого быта. Для изображения образа Паганини Шуман прибегнул к резкому преувеличению. В подражание виртуозному скрипичному приему Шуман в основу музыкального рисунка вносит труднейшие скачки. Фактура складывается так, что каждая рука выполняет как бы самостоятельную партию: в каждой различное направление движения, акцентирование, динамика – в правой руке piano, в левой fortissimo, штрихи – в правой руке легкое staccato, в левой тяжело падающие звуки. Все это, нагромождаясь, под конец сливаются в «дикое» звучание. Таким образом, композитор передает фантастически-виртуозную игру великого Маэстро на скрипке и напоминает его знаменитые «Каприсы». В конце вновь возвращается «Немецкий вальс» (см. пример 15).
В итоге, пьеса «Паганини»
Следующие
две пьесы вновь объединяются
в пару, представляющую собой
контрастные жанровые зарисовки – сценки:
одна – монолог, другая – диалог.
17.
Признание
Форма
этой пьесы трехчастная в тональности
f-moll. Это лирическая сценка - объяснение
в любви (см. пример 17). «Признание» насыщено
лирическим чувством. Мелодия этой пьесы
очень трогательная, декламационная, передает
робкую, неуверенную речь героя.
18.
Прогулка
Написана в сложной двухчастной репризной
форме в тональности Des-dur. «Прогулка» -
изящная, довольно развернутая жанровая
сценка (см. пример 18). В ее мелодическом
развитии ощущается явный диалог – оживленный
разговор двух прогуливающихся героев.
Вопросительным интонациям первого отвечают
уверенные, решительные фразы второго.
19.
Пауза
Тональность этой пьесы As-dur. В этой пьесе
должен произойти сбор всех давидсбюндлеров
для похода против филистимлян. «Пауза»,
построенная на музыкальном материале
из «Вступления», замыкает собой поток
карнавальных эпизодов и выполняет роль
предыкта к финальной пьесе.
20.
Марш «Давидова
братства» против
филистимлян
Эта финальная пьеса написана в свободной
контрастно-составной форме без репризы
в тональности As-dur. Здесь происходит сюжетное
завершение «Карнавала». Это одна из самых
ярких страниц шумановского творчества.
В то время как давидсбюндлеры шествуют
в финале под звуки веселого торжественного
марша, для характеристики филистимлян
Шуман выбрал мелодию, олицетворяющую
консерватизм немецкого мещанства (см.
пример 19). Тема старинного немецкого танца
«Гроссфатер» - грузная, неповоротливая,
дважды появляется в финале, но под натиском
музыки давидсбюндлеров вынуждена отступить.
Завершение финала проходит в стремительно
нарастающем темпе. Быстрота движения
естественна для фантастичности маскарадного
представления. Музыкальный материал
отдельных эпизодов перекликается с «Преамбулой»,
образуя арку на расстоянии, замыкающую
весь цикл.
Информация о работе Сравнительный анализ Шумана и Мусоргского