Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:38, лекция
Стохастическая музыка исходит из техники, при которой те или иные элементы композиции определяются согласно теории вероятности и больших чисел — и в этом смысле случайны, тогда как общие формальные данные детерминированы.
Стохастическая музыка
Стохастическая музыка исходит из техники, при которой те или иные элементы композиции определяются согласно теории вероятности и больших чисел — и в этом смысле случайны, тогда как общие формальные данные детерминированы.
Одним из ключевых понятий в области стохастической алгоритмической композиции является хаос — согласно гречес-кой мифологии, беспредельная изначальная масса, из которой образовалось впоследствии все сущее. По Хиллеру, «создание музыкального произведения — это процесс упорядочения, в котором определенные музыкальные элементы подбираются и приводятся в порядок из бесконечного многообразия возмож-ностей, то есть из хаоса»21.
Термин стохастическая музыка принадлежит Янису Ксенакису (1956), который впервые применил к музыкальной организации законы теории вероятностей и больших чисел. Для этого была создана специальная программа SMP— Stochastic Music Programm.
В композиции Ксенакиса 1957 года «Achorripsis» («Бро-шенное эхо») для 21 инструмента события, связанные с прояв-лением тех или иных музыкальных элементов — тембра, высо-ты, громкости, длительности, были выстроены по всей композиции в соответствии с распределением Пуассона22. Ксе-
накис писал: «Законы исчисления вероятностей вошли в ком-позицию вследствие музыкальной потребности. Но другие пути также ведут к стохастическому перекрестку. Начнем с природ-ных явлений, таких, как падение града или дождя на твердые поверхности, или, скажем, пение цикад летом в поле. Взятые в целом, они состоят из тысяч отдельных звуков, масса которых создает, на уровне целого, новое звуковое явление. И это це-лостное явление гибко, оно образует пластичное изменение во времени, которое также подчиняется алеаторическим, стохас-тическим законам»23.
Для
Ксенакиса «исчисление
Ксенакису принадлежит множество теоретических ра-бот, часть которых издана в виде книги под названием «Форма-лизованная музыка. Новые принципы формализации музыкаль-ной композиции»24. В ней изложены основы математического метода сочинения и стохастической композиции. Книга вклю-чает следующие главы:
1.
Свободная стохастическая
2.
Марковская стохастическая
3. Музыкальная
стратегия (применение в
4. Свободная
стохастическая музыка с
5.
Символическая музыка (использование
для компо-зиции аппарата математической
логики).