Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 11:09, реферат
Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения.
Важное место
в украинской музыкальной культуре
занимает инструментальный фольклор.
Музыкальный инструментарий Украины и
очень богат и разнообразен. Он включает
широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная
часть украинских народных музыкальных
инструментов происходит от инструментов
времён Руси, другие инструменты
(например, скрипка) принялись на украинской
почве, позднее, хотя затем стали основой
новых традиций и особенностей исполенения.Самые
древние пласты украинского инструментального
фольклора связаны с календарными праздниками
и обрядами, которые сопровождались маршевой
(марши для шествий, поздравительные марши)
и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.)
и песенно-инструментальной музыкой для
слушания. Традиционные ансамбли чаще
всего состояли из троек инструментов,
например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная
музыка).
Исполнение музыки также предусматривает
определённую импровизацию.Самобытный музыкальный
инструментарий присутствует в пастушеских
наигрываниях, где, как правило, используются
инструменты, изготовленные самими музыкантами: сопель, флояра, дводенцивка, тилинка, цугфлейта, рог, трембита, кора, луска, кувицы (свирель), дуда, свистунцы, варган и др.Во время молитв
в бытовых условиях (в доме, на улице, возле
церкви) для аккомпанемента к кантам и
псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.Во времена Запорожской
Сечи в оркестрах
Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие и трубы, причём литавры были
среди клейнодов Запорожской Сечи, то
есть были в числе символов казацкой государственности.
1. Инструментальная
музыка.
Народная инструментальная музыка составляет отдельный раздел фольклора. Сфера ее применения значительно уж чем вокальной музыки.
Простые ударные и духовые инструменты известны издавна. Для вхождения в быт таких сложных инструментов, как цимбалы, бандура, скрипка нужно было не только время для их усовершенствования, но и для распространения среди народа.
Употребляемые в народном
К ансамблевым в традиционном быту относятся скрипка, бас (басоля),
Цимбалы,
бубен. На них играют только мужчины,
объединившись в группы, известные
под названием «троистые
Кроме того скрипка может
Сопилка принадлежит к самым древним инструментам. Это – деревянная дудочка (в народе ее часто раньше называли – дудка) размером от 20 до 40 см., преимущественно с 6-ю отверстиями.она особенно распространена в пастушьем обиходе, где употребляется для собственного развлечения. На ней играют песенные и песенно-танцевальные мелодии, прибегая при этом к обильной орнаментике. В песнях сохранились свидетельства, что сопилка принадлежала в прошлом к интимным, наиболее лирическим народным инструментам. Влюбленные юноши вкладывали в звуки дудочки свои чувства, а также вызывали девушек на свидание.
Скрипка , попав в Укранину еще в 15 ст.,
крепко вошла в обиход народа. Ко второй
половине 19ст., когда началось интенсивное
распространение гармонии, скрипка осталась
важнейшим инструментом – как индивидуально-любителский,
так и , в основном, оркестровым.В Карпатах
скрипку называют гуслями (или гуслами).
Скрипка имеет очень большие технические
и тембральные возможности. Народные скрипачи
чаще шире, чем свирельщики, прибегают
к орнаментике - форшлагам, мордентам,
мелким проходящим и вспомогательным
нотам, применяют гармонические фигурации,
трели, глиссандо, акценты. Двойные ноты.
Дымба. Распространена у многих народов мира. Научное название варган. Это самозвучный шипковый инструмент в виде подковы с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре дымба зажимается губами, а полость рта служит резонатором. Дергая за язычек пальцем, исполнитель извлекает звук. Изменяя объем ротовой полости , можно в некоторой степен влиять на высоту звучания. В Карпатах дымбы встречаются чуть ли не в каждом доме. В последнее время наблюдается ее возраждение, повысился интерес к дымбе в быту и самодеятельности. Дымба инструмент традиционно женский,хотя на нем играют и мужчины.
Трембита – длинная деревянная труба (до 3-ех метров) – издавна употребляется гуцульскими пастухами с сигнальной целью. Она позволяет воспроизвести натуральный звукоряд в пределах 4-ех октав. В верхней части звукоряда можно исполнять простые мелодии. Инструмент, изготовленный для игры, требует не только умения, но и немалой силы губ и легких. Звук пронзительный, густой и мощный, отголосок несется в горах за километры.
Крое рассмотренных сопилкм и трембиты, употреблялась и употребляется в настоящее время волынка (в народе называют коза, дуда, мех, баран).
Волынка состоит из меха (воздушный резервуар из кожи козы или барана – отсюда и название – коза) и 4-ех трубок: поддувной ( Чрез нее исполнитель пополняет в мехе запас воздуха), голосовой (на ней исполняется милодия), басовой (звучит постоянно основной тон и квинтовой. Два последние обравой органный пункт в квиту.
Самой распространенной формой ансамблевой игры является «троистая музыка»
Название объясняется тем, что музыкантов (значит и инструментов), которые играют вместе, чаще всего 3. Бывает такой состав: цимбалы, скрипка, барабан. Скрипка, сопилка, бубен. Скрипка, цымбалы, бас.
Скрипка,
цимбалы, бубен. Две скрипки, бас (или
бубен). Три последних состав - оптимальные.
Издавна цимбалы больше употреблялись
на западе, а басоля в восточных областях
Украины. На ряду с этим встречаются ансамбли
из двух или четырех музыкантов – и тоже,
по народной традиции, их называют «троисти
музыки». В наше время чрезвычайно распространен
дуэт: гармонь и бубен (или баян и бубен).
Ис перечня состава «троисти музыки»
следует что скирка, басоля (бас), цимбалы
и бкубен ( или барабан) являюстя основными
ансамблевыми инструментами. Рассомотрим
их оркестровые функции и некоторые особенности
игры на них. В ансамблях бывает 2 или 1
скрипка. Неочень умеющие музыканты играют
на скрипках в унисон (с некоторыми не
существенными расхождениями в приемах
орнаментики). Более одаренные скрипачи
стремятся к разделению функций. Первая
скрипка играет мелодию, применяя все
средства народного исполнительства.
Динамический диапозон преимущественно держится нюанса форте, так как основы репертуара и цель ансамблевой игры составляет танцевальная музыка ( сопровождение к танцу). Первый скрипач владеет высокой техникой, знает репертуар, и поэтому управляет ансамблем. Второй скрипач должен иметь хороший гармонический слух и уметь «аккордировать» (брать нужные аккорды в определенном ритме). Часто тот кто аккордирует, держит скрипку, упирая ее боком в грудь, смычком же играет приемом деташе (на каждый аккорд направление смычка изменяется).
Басоля (бас, басок) – народная разновидность виолончели. Бывает трех и четырех струнная. Играют смычком. Народные исполнители держат смычок в кулаке, сильно и резко проводят им по струнам. Басолю исполнитель зажимает между коленями. Образцы партии басоли, записанные И.Чабаном. Басоля – чрезвычайно важный инструмент, который обеспечивает ритмичное единство ансамбля, передает звучанию плотность и насышенность.
Цимбалы - трапециевидный плоский ящик, над которым натянуты струны - группами по три, настроенными в унисон. Более длинные из них делятся порожком. По струнам бьют двумя молоточками. Народные музыканты держат цимбалы на ремне через плечо или на коленях. В последнее время их ставят на ножки. Основной прием игры - стаккато. Тремоло народные исполнители употребляют очень редко. Цимбалы имеют очень большие технические возможности для исполнения форшлагов, арпеджио, глиссандо, что существенно обогащает динамику и тембральную палитру народного музыкального ансамбля.
Бубен
(решето, решитко, тамборок) -
это деревянный обруч (решето), обтянутый
с одной стороны кожей. В стенах решета
прорезано 6 отверстий, в котрые встравлены
металлические погремушки. Держат бубен
либо за веревки, натянутые на перекрест
с противоположной от кожи стороны, либо
(реже) за ручку, приделанную к решету,
либо за саму основу (за решето). Бубен
– незаменимый ансамблевый инструмент.
Технические приемы, к которым прибегает
сам бубенщик, нескончаемы.
В инструментальной
культуре встречаются закономерности,
содержащиеся в ритмике, и в различных
элементах местных музыкальных
инструментах. С точки зрения ритмики
выделяются две группы: козачковые
и колоыйковые формы. В плане местных традиций
существует большое количество конкретных
мелодий. Они не редко имеют своеобразные
собственные названия. При этом все они
квадратной формы и быстрого темпа. Собственные
названия многих танцев насыщены юмором
и отображают местные обычаи.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………..8
Список используемой
литературы.
1. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 270.
2 См.: Гошовский
В. Л. У истоков народной музыки славян.
М., 1971. С. 14,
3 Украинская
муз. Литература.
4. Сведения
из интернета.
Информация о работе Украинское инструментальное народное творчество