Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:57, контрольная работа
Итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог. Учился у своего отца Джеван Баттисты Вивальди— скрипача собора Сан-Марко в Венеции, возможно также у Дж.Легренци. В 1703—25 педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также директор (с 1713) женской консерватории «Пьета» (в 1735 вновь недолго был капельмейстером). Сочинял музыку для многочисленных светских и духовных концертов консерватории. Одновременно писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене.
Творчество Шопена оказало огромное влияние на многие поколения музыкантов. С 1927 в Варшаве каждые 5 лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. В 1934 организован Институт Шопена (с 1950 — Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в ЧССР, ГДР, Австрии, до 2-й мировой войны 1939–45 существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 — основана Международная федерация обществ Шопена.
Сочинения:
Для фортепиано с оркестром — 2 концерта (1829, 1830), вариации (1828), рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianato и полонез (1831–35); камерно-инструментальные ансамбли — соната для виолончели и фортепиано (1846), интродукция и полонез для фортепиано и виолончели (1830), фортепианное трио (1829) и др.; для фортепиано — 3 сонаты (1828–44), фантазия (1841), 4 баллады (1835–42), 4 скерцо (1832–42), 4 экспромта (1834–42), 21 ноктюрн (1827–46), 4 рондо (1825–34), 27 этюдов (1829–39), 17 вальсов (1827–47), около 60 мазурок, 16 полонезов (1817–46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии, 1831–39), тарантелла (1841), болеро (1833), 3 экоссеза (1830), баркарола (1846), колыбельная (1844), несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепиано (1829–47).
ФЕРЕНЦ ЛИСТ
(1811–1886 гг.)
Ференц Лист — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др.
С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др.
В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена, симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана, М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера.
С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально-общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига, И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы.
Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа — в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора — программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра — одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.
Сочинения:
Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории — Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы — Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра — Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все — 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром — 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано — соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано — песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.
БЕРЛИОЗ, ГЕКТОР
(1803-1869 гг.)
Берлиоз, Гектор родился в небольшом городке Ла-Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача, довольно состоятельной. В детстве Гектору пришлось испытать прямо противоположные влияния: матери, ревностной католички и отца, человека широких взглядов, любителя философии, литературы, истории. Библиотека отца открыла юноше сокровища литературы, которые питали его творчество всю жизнь.
Провинциальная жизнь не способствовала музыкальному развитию, первые сильные музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец, как мог, способствовал увлечению сына музыкой, не считая, впрочем, это занятие достаточно серьезным. Берлиоз быстро выучился играть на флейте, гитаре, пробовал сочинять простейшие ансамбли, романсы.
Весной 1821 года Гектор едет в Париж для поступления на медицинский факультет. Поселившись в Латинском квартале и поначалу исправно изучая медицину, Гектор жадно впитывает музыкальные впечатления. Самым ярким из них была постановка "Ифигении в Тавриде" Глюка. Как позже он напишет в "Мемуарах": "Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке."
По счастью, медицинский факультет из-за политических событий временно закрыт, и Гектор целиком отдается творчеству. К 1823 году относится его дебют в качестве музыкального критика - занятие, всю жизнь его тяготившее, но в то же время дававшее выход его бурной натуре. В 1826-30 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи, но большая часть профессоров во главе с директором, знаменитым в ту пору Луиджи Керубини, довольно неприязненно относились к новаторским опытам молодого композитора.
Первым по-настоящему зрелым произведением стала "Фантастическая симфония" (Эпизод из жизни художника), в которой нашли отражение многие события жизни композитора. Она была с успехом исполнена 5 декабря 1830 года. Этому успеху немало способствовало присуждение незадолго до этого Берлиозу Римской премии (за кантату "Сарданапал"). Эту премию, дававшую право на несколько лет жизни в Италии, Берлиоз, проявив незаурядное упорство, получил с пятой попытки!
Пребывание в Италии, не отмеченное значительными сочинениями, несомненно, отразилось на дальнейшем творчестве. По возвращении в Париж Берлиоз занимается композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. Его бурная активность наталкивается на непонимание официальных академических кругов. С трудом добившись получения заказа на оперу "Бенвенуто Челлини" и ее постановки в "Гранд Опера" (1838), Берлиоз с отчаянием наблюдал ее провал, навсегда закрывший перед ним двери этого театра. А концертное исполнение "Осуждения Фауста", организованное композитором в 1846 году на собственные деньги и равнодушно принятое публикой, привело его к материальному краху.
В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — провозгласил Берлиоз в «Мемуарах». В Россию он еще приедет в 1867-68 годах, а теперь, воспряв духом, композитор создает крупнейшие свои сочинения: монументальную оперную дилогию по мотивам Вергилия "Троянцы" и оперу на сюжет комедии Шекспира "Много шума из ничего", названную, чтобы не давать пищи для насмешек злопыхателей, "Беатриче и Бенедикт". Наконец, Берлиоз добивается успеха, но не на родине, а в немецком Баден-Бадене, где отдыхающая публика хорошо принимает "Беатриче и Бенедикта". Судьба "Троянцев" была менее удачной. В 1863 году была поставлена в Париже вторая часть оперы, а полностью цикл был поставлен только спустя два десятилетия после смерти композитора, в Германии и в переводе на немецкий язык.
Разносторонняя деятельность Берлиоза была оценена по достоинству уже после смерти композитора, поскольку современники в большинстве не принимали его новаторства в музыке (споры о ее достоинствах и недостатках не прекращаются по сей день) и далеко не всегда разделяли музыкально-критические взгляды. Впрочем, во многом этому неприятию способствовал и сам композитор, в личности которого совмещались и романтические порывы, и трезвый деловой рассчет, и язвительная насмешка.
Основные произведения:
4 симфонии; 3 законченные оперы (+2 во фрагментах); 6 увертюр; 23 вокально-хоровых произведения, среди которых “Реквием”; драматическая легенда “Осуждение Фауста” (по Гёте); ранние романсы; кантаты.
ВИЛЬГЕ́ЛЬМ РИ́ХАРД ВА́ГНЕР
(1813-1883 гг.)
Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер — немецкий оперный композитор, дирижёр, драматург (автор либретто своих опер), философ, революционер. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно модернизм. С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, в том числе на национал-социализм.
Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770—-1813). Под влиянием своего отчима, актёра Л. Гейера, Вагнер в 1828 начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833—1842 гг. вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал королевским саксонским Хофкапельмейстером. В 1849 Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 — Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.
В 1864 он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1872 в Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся в 1876. Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В 1882 в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». В том же году Вагнер уехал по состоянию здоровья в Венецию, где он умер в 1883 от сердечного приступа.
Основные произведения:
Симфония Польша (увертюра) Свадьба (незавершённая) Феи Карло Гоцци Запрет любви Вильям Шекспир, «Мера за меру» Риенци, последний из трибунов Эдвард Булвер-Литтон, Фауст (увертюра) Гёте, «Фауст» Летучий голландец народные легенды о Летучем голландце, Тангейзер соединение разных легенд: о Тангейзере, о состязании певцов в Вартбурге и о Св.Елизавете Лоэнгрин средневековые легенды о Лоэнгрине Цикл «Кольцо Нибелунга Тристан и Изольда Нюрнбергские мейстерзингеры Парсифаль