Древняя Русь: принятие христианства и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:47, реферат

Описание

Литература по истории ранних монастырей на Руси довольно обширна, к ним, начиная с XIX в. и по настоящее время так или иначе обращались все исследователи русской истории вообще, а также истории русской православной церкви в частности. К сожалению, большей частью эти труды носят описательный характер, и в них затрагиваются в основном темы устройства обителей, регламентации внутримонастырской жизни, а также монастырского землевладения, вопросы же благотворительной деятельности не выходят на первый план и затрагиваются лишь при рассмотрении других проблем. Связано это в том числе и со скудостью дошедших до нас источников – летописей, агиографических сочинений, берестяных грамот. Так или иначе, тема практики социального служения первых русских монастырей еще ждет своего глубокого и вдумчивого изучения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..… 2
Древняя Русь: принятие христианства и его значение ……………….... 3
Возникновение и развитие монастырской системы на Руси …………....4
Милосердие и воспитание – парадигма деятельности монастырей …....8
Заключение ………………………………………………………………...12
Список литературы ……………………………………………………......13

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Ктиторские монастыри как обители милосердия и воспитания.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

2) - напоить жаждущего, т.е. того, который по причине бедности и слабости своей не имеет средства утолить жажду свою.

3) - одеть нагого.

4) - посещать заключенных в темнице.

5) - навещать больных.

6) - ввести странного в дом свой. 

7) - погребать умерших.

 

Дела милосердия, относящиеся  к душе:

1) - отклонить грешника от греха и привлечь его к лучшей жизни.

2) - наставить неученого и невежду.

3) - подать добрый совет имеющему нужду в нем.

4) - молиться Богу за ближнего своего.

5) - утешить печального.

6) - переносить обиды с терпением, благословлять Бога и просить у него прощения врагам.

7) - прощать другим прегрешения.

 

Все эти милосердные  дела были присущи монастырям. Это не только обуславливалось тем, что монастыри составляли духовное сердце Руси, но и обеспечивалось законодательными положениями и закреплялось в указах русских князей. В уставе князя Владимира говорилось, что «бабы, вдовицы, задушные человецы, прикладницы, нищие, монастыри и бани их, больницы и врачи их, пустынницы, странноприимницы, и кто святые одеяния иноческие свержет, те все … даны Патриарху, или Митрополиту, или Епископу, в коемждо пределе будут, да ведает их той и управу дает и рассуждает». Таким образом, устав определял положение церкви в государстве, а также задачи, находящиеся в ее ведомстве – не только спасение душ, но и множество чисто земных забот. С одной стороны, церковь должна была блюсти религиозный и нравственный порядок в стране, с другой стороны, под ее попечение передавалось особое общество, получившее название церковных или богадельных людей. Оно состояло из духовенства; из мирян, служивших церкви для ее нужд (например врачи, повивальные бабки, низшие служители церкви); из людей, нуждающихся в призрении церкви: странники, нищие, увечные, т.е. люди, не имеющие возможности самостоятельно обеспечить свою жизнь. По Церковному уставу князя Всеволода, данному Софийскому собору во второй четверти XII в., к церковным людям относились изгои, люди, потерявшие права своего состояния и просто сбившиеся с пути истинного. Т.е. наряду с правовым и общественным делением церковь устанавливала свое деление, определяемое не происхождением, а положением лица или его волей (убогие, бесприютные, странники и т.п.). Даже князья не могли попасть в число церковных людей. Церковь «соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, житейского назначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства сострадания и милосердия … во имя равенства и религиозно-нравственных убеждений» (В.О.Ключевский). Сходно определялись милосердные и благотворительные функции церкви и, в первую очередь монастырей, и в более поздних документах. Согласно «Правилу о церковных людях» (XIII в.), церкви предписывалось «нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покравы и гробы их».

Закладывая на Руси традиции милосердия, князья создавали при  монастырях богадельни и странноприимные  дома, преимущественно заботясь при  этом, как отмечает летописец Нестор, о «прокормлении убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им великую милостыню». Кроме того, монастыри выполняли функцию больниц и домов инвалидов. Так, во времена княжения князей Изяслава Ярославича (с 1054 г.) и Всеволода Ярославича (с 1078 г.) широко известен был своим благоволением к бедным и сиротам епископ Переяславский Ефрем (позже ставший Киевским митрополитом). В 1091 г. он построил больницы не только в Переяславле, но и в других городах, определил к ним врачей и установил, чтобы больные «призераемы и лечимы были безденежно». Основным источником средств  для содержания монастырей и благотворительных учреждений при них была «десятина», которая составляла «десятую часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля».

Не менее важной функцией монастырей было воспитание и образование  русского народа. Монастыри были центрами идеологической жизни государства, здесь жили самые образованные люди Руси – историки, агиографы, ученые, здесь были написаны летописи, жития, здесь собирались и хранились библиотеки, учились грамоте юноши для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли, здесь готовились епископы и священнослужители более мелкого ранга. Князья того времени проявляли заботу о создании школ при монастырях. Первые учебные заведения возникают уже в период княжения Владимира Святославовича. Как сообщает В.Н.Татищев, «митрополит же Михаил советовал Владимиру устроить училища на утверждение веры и собрать дети в научение. И тако Владимир повелел брать детей знатных, средних и убогих, раздая по церквам свясченником со причетники в научение книжное …что тем ум их просвещается и на всякое дело благоугодны творить». В «Повести временных лет» также говорится, что Владимир велел «послав, нача поимате у нарочитые чади дети, и даяти нача на учение книжное»). Ярослав Мудрый, сын Владимира, также повелел обучать 300 детей. По мнению Д.С.Лихачева, это могли быть своего рода университеты, т.е. школы высшего типа. Учащиеся получали в них знания по богословию, риторике, грамматике. Существовали «образовательные центры» и в других городах Руси. В Лаврентьевской летописи упоминается училище первой половины XI в. в Курске. В.Н.Татищев, который пользовался, очевидно, летописями, не дошедшими до наших дней, пишет о существовании в тот период многих училищ – в Галиче, во Владимире Волынском, в Смоленске, где при Романе Ростовском преподавали греческий и латынь. Константин, сын Всеволода Большое Гнездо (1186-1218 гг.), имевший огромное по тем временам книжное собрание, насчитывавшее 1000 томов, организовал училище, которое впоследствии стали называть Григорьевским затвором, в нем, помимо прочего, переводились с иностранных языков на русский и переписывались книги. Существовали и женские школы, так, дочь Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для богатых девушек: «собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, такоже ремеслам, пению и иным полезным знаниям». Училище было и в Полоцке, при женском монастыре, основанном княгиней Ефросиньей (XII в.).

Образованное монашество ратовало за широкое распространение  грамотности среди населения, причем не только людей высокого положения, а повсеместно. Кирилл Туровский (1130 – ок.1182), знаменитый просветитель, названный современниками «русским Златоустом» в своем «Наставлении» писал: «Не говорите: жену имею и детей кормлю и дом устраиваю или князю служу, или власть держу, или ремесло, так поэтому не наше дело чтение книжное…». Результатом совместных усилий православной церкви и русских князей  явилось широкое распространение образования среди населения Руси. По мнению известного российского историка Б.В.Сапунова, не менее двух процентов русского народа владели грамотой, а это приблизительно сто тысяч человек. Для сравнения, во времена правления Екатерины II один грамотный приходился на восемьсот человек. В некоторых же областях Руси, например, в Древнем Новгороде, о чем можно судить по знаменитым берестяным грамотам, грамотным было почти все население.

 

4. Заключение

Значительное участие  монастырей  в цивилизации и  организации русского общества объясняется  их социальной направленностью, тем, что  «социальная энергия христианства была высвобождена благодаря широкой  концепции милосердия … Милосердие как основная добродетель проповедовалась в первую очередь по отношению к обездоленным и бедным» (Г.П.Федотов). Разветвленная система монастырей была «рассадником христианского устройства, духовным сердцем России» в них «хранились все условия будущего самобытного просвещения» (И.В.Киреевский), а труд монахов служил источником пропитания для бездомных и голодных, сирот и престарелых. Деятельность монастырей способствовала распространению и утверждению на Руси милосердия и сострадательности как неотъемлемого качества русского народа, помогала утверждению и сохранению его культурного достояния и национального единства.

 

 

Список литературы:

  1. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы. Изд.3. М., «Трикста», 2009 г.
  2. Холостова Е.И. Социальная работа:Учебное пособие. М.,«Дашков и Ко»,2009 г.
  3. История отечества. Курукин И.В. и др. М., «Дрофа», 2004 г..
  4. Введение христианства на Руси. Под ред. Сухова А.Д. М., «Мысль», 1987 г.
  5. Монашество и монастыри в России. XI - XX века: исторические очерки. М., "Наука", 2002 г.
  6. Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси XI-XIII. вв. М., «Наука», 1989 г.
  7. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., «Худ.лит-ра», 1987 г.
  8. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., «Московский рабочий», 1991 г.
  9. Ключевский В.О. Курс лекций в 3-х кн. М., «АСТ», 2002 г.
  10. Глухов А.Г. «В лето 1037…». М., «Советская Россия», 1974 г.
  11. Нещеретинский П.И. Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности. М., МГСУ, 1993 г.
  12. Интернет-ресурсы: www.pravoslavie.ru; www.miloserdie.ru

Информация о работе Древняя Русь: принятие христианства и его значение