Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 20:39, доклад
В чем главное отличие христианства от ислама? В отрицании Магометом троичности лиц в Боге. Когда христианство учит о трёх Лицах, то этим самым показывает, что Бог наш – любящий, как Сам в Себе, так и по отношению к сотворённым Им личностям – ангелам и человекам. В мусульманстве Бог представляется совершенно одиноким.
Ислам
В чем главное отличие христианства от
ислама? В отрицании Магометом троичности
лиц в Боге. Когда христианство учит о
трёх Лицах, то этим самым показывает,
что Бог наш – любящий, как Сам в Себе,
так и по отношению к сотворённым Им личностям
– ангелам и человекам. В мусульманстве
Бог представляется совершенно одиноким.
Главный догмат мусульман – «Нет Бога,
кроме Бога (Аллаха)» – отрицает в Боге
всякую множественность по естеству и
в лицах. На арабском языке слова эти имеют
такой смысл, что один только Бог есть
единственная действующая сила вселенной,
а все творения, как духовные, так и вещественные,
не имеют никакой свободы, суть только
слепые орудия Бога. Божество поглощает
человека, не оставляя места для его свободной
воли. Вот почему мусульманин никогда
не скажет, что Бог есть любовь, но может
сказать, что Бог есть сила и могущество.
В исламском фатализме свободное самоопределение
личности превращается в фикцию. Личность
обусловлена, предопределена; здесь царит
закон необходимости. Но личности не может
быть без свободы, эти два понятия неразрывно
связаны между собой.
Таким образом, ислам, исключая троичность
Лиц в Боге, а также личностную свободу
человека, узаконивает отчуждённость
и отрицание личности.
В исламе есть такое мистическое учение,
как суфизм (возник в VIII-XIX вв., оказал большое
влияние на арабскую и особенно персидскую
поэзию). Признавая реальным лишь существование
Бога, а окружающие вещи и явления – эманацией
Бога, последователи суфизма объявляют
высшей целью жизни мистическое слияние
души человека с Богом через упразднение
собственного «я». Такое «соединение с
божеством», по учению суфизма, происходит
в экстазе, до которого должны доводить
себя верующие (члены суфийских братств
называются дервишами).
Хи́джра (араб. هجرة буквально — бегство, выселение, эмиграция) — переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
В 622 году идолопоклонники решили убить Мухаммада, и он вынужден был бежать в Медину, куда к тому времени уже переселилась значительная часть мусульман.
Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (от хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре).
Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка [Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина]) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.
В основе Хиджры
лежит лунный годичный цикл. Мусульманский
календарь, так же как и солнечный, состоит
из 12 месяцев. Названия месяцев исламского
календаря сохранились те же, что и в древнем
солнечно-лунном арабском календаре:
ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАН
К НЕМУСУЛЬМАНАМ
Всевышний говорит: “Не запрещает вам
Аллах являть добродетель и справедливость
к тем, кто не сражается с вами из-за религии
и не изгоняет вас из жилищ ваших, ведь
любит Он справедливых. Запрещает Аллах
вам дружить с теми, кто сражается с вами
из-за религии, изгоняет вас из жилищ ваших
и способствует выселению вашему. А те,
кто заводит дружбу с такими людьми, те
– грешники” (Коран, 60:8-9).
Ислам не только ратует за справедливое
отношение к немусульманам (в данном случае
к идолопоклонникам Мекки), но и требует
быть благодетельными по отношению к ним.
Слово “добродетель” (араб. “бирр”) в
арабском языке имеет широкий смысл и
означает больше, чем справедливость.
Это же слово мы встречаем в одной из заповедей
ислама, которую проповедовал Пророк,
быть “добродетельными в отношении к
своим родителям”. Таким образом, в исламе
предписывается быть добродетельными
как к своим родителям, так и к иноверцам,
которые не враждебны к мусульманам.
Заповеди Священного Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. Напротив, Священный Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму: “И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и враждебности. И бойтесь Бога. Поистине, Господь силен в наказании!” (Св. Коран, 5:2). Мусульманин обязан помогать иноверцам: “А если кто-то из немусульман просит у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит слово Божье. Потом доставь его в безопасное для него место. Это – потому, что они – люди незнающие [Истины]” (Св. Коран, ...
ДРУЖБА С ИНОВЕРЦАМИ
Возможно, возникнет закономерный вопрос:
а необходимо ли проявлять добродетель,
любовь и добрые отношения к немусульманам,
если в Коране запрещается проявлять любовь
и дружбу по отношению к неверным: “О вы,
которые уверовали! Не заводите дружбы
с иудеями и христианами: дружат они между
собой. Если же кто-либо из вас дружит с
ними, то он – один из них. Воистину, не
поведет Господь нечестивцев путем прямым.
Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки
в вере, спешат подружиться …” (Коран,
5:51-52)?
Ответом на этот вопрос будет следующее.
Вышеприведенные аяты не касаются абсолютно
всех иудеев, христиан и представителей
других религий, так как такое понимание
противоречило бы другим аятам, а также
хадисам, которые предписывают относиться
с дружелюбием к людям, творящим добро,
несмотря на их религиозную принадлежность.
То же самое относится и к аятам, в которых
разрешается породниться с людьми Писания,
вступая в брак с их женщинами. Всевышний,
говоря о супружестве, подчеркивает: “И
установил Он любовь и благосклонность
между вами” (Коран, 30:21). А, говоря о христианах,
Он сказал: “Несомненно, убедишься ты,
что больше всех дружелюбны к уверовавшим
те, кто говорит: “Воистину, христиане
мы” (Коран, 5:82).
В первом из приведенных аятов говорится
о людях, относящихся враждебно к исламу
и мусульманам, поэтому недопустимо поддерживать
с ними дружеские отношения и оказывать
им помощь, чтобы они не выведали тайны
мусульман. Такие союзнические отношения
навредят мусульманской общине. Об этом
Всевышний говорит далее: “О вы, которые
уверовали! Не водите дружбы тесной с кем-либо
не из среды вашей. Не преминут они вредить
вам и радоваться неудачам вашим. Ненависть
их – на устах у них, а ненависть, затаенная
в сердцах их, – еще сильнее. Разъяснили
Мы вам аяты, если бы только вы уразумели!
Вот любите вы их, а они не любят вас!”
(Коран, 3:118–119).
Этот аят проливает свет на сущность этой
категории неверных, скрывающих в своих
сердцах сильнейшую враждебность и ненависть
к мусульманам, с языков которых порой
срываются признаки такой враждебности.
Аллах также говорит: “Не найдешь ты среди
уверовавших в Бога и в день Судный людей,
которые были бы дружелюбны к тем, кто
враждебен Господу и Посланнику Его, если
даже отцы это их, сыновья, братья и родственники”
(Коран, 58:22).
Противостояние Аллаху не ограничивается
одним лишь неверием в Него (куфр), это
еще и враждебность к исламу и мусульманам.
Аллах также говорит: “О вы, которые уверовали!
Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими.
Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли
они Истину, которая явилась вам. Изгоняют
они Посланника и вас за то, что веруете
вы в Аллаха, Господа вашего” (Коран, 60:1).
Этот аят напоминает о мекканских идолопоклонниках,
которые объявили войну Посланнику Всевышнего
и изгнали мусульман из их жилищ только
за то, что те говорили: “Аллах – наш Господь”.
Дружба с подобными людьми недопустима.
И несмотря на это, Коран не оставляет
надежды, что в один из дней может наступить
примирение; в нем не провозглашается
полного и окончательного разрыва с этими
людьми. Наоборот, выражены чаяния, что
верующие смогут повлиять на них, что ситуация
и отношения изменятся. Поэтому в той же
суре Аллах далее говорит: “Быть может,
решит Господь установить дружбу между
вами и теми, с кем враждуете вы. Ведь Всемогущий
Он, Прощающий, Всемилосердный” (Коран,
60:7). Тем самым Коран предостерегает от
возможного обострения конфликта и вражды,
поскольку как говорится в хадисе, переданном
аль-Бухари, “злейший твой враг однажды
может стать твоим другом”.
Запрет на дружбу усиливается, если враг
обладает силой. Так как в подобных случаях
лицемеры и те, сердца которых поражены
болезнью, идут на такую дружбу, преследуя
свой меркантильный интерес, Всевышний
говорит: “Видишь ты, что те, чьи сердца
нестойки в вере, спешат подружиться с
ними и оправдываются: “Опасаемся мы,
что постигнет нас беда какая-нибудь”.
А ведь может случиться так, что дарует
Всевышний верующим победу или даст повеление
какое-либо от себя. И тогда раскаются
(нестойкие в вере) в том, что таили они
в душах своих” (Коран, 5:52).
“Так ‘обрадуй’ же лицемеров вестью,
что уготовано им наказание мучительное,
– тех, кто дружит с неверными, а не с верующими.
Уж не в дружбе ли с ними хотят обрести
они величие? Воистину, все величие – у
Аллаха” (Коран, 4:138–139).
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К НЕМУСУЛЬМАНАМ
Нет ничего зазорного в том, что мусульмане
обращаются за помощью к немусульманам
(будь то частные лица или организации)
в решении дел, не касающихся их внутрирелигиозных
отношений, например, в области медицины,
производства или сельского хозяйства.
Хотя предпочтительней, чтобы мусульмане
могли решать подобные вопросы самостоятельно.
Мы видим из жизни Пророка (мир ему), как
он взял в качестве своего проводника
Абдуллу Ибн Урайкита (идолопоклонника)
во время своего перехода (хиджры) из Мекки
в Медину. Отсюда ученые сделали вывод,
что обозначение “неверный” не ведет
к полному недоверию к нему, так как что
могло быть более рискованным для Пророка,
чем довериться проводнику при таком опасном
переходе.
Более того, ученые утверждают, что руководитель
мусульман может обращаться за военной
помощью к немусульманам (в частности,
к людям Писания), делясь при этом полученными
трофеями.
Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха
(мир ему) пользовался помощью иудеев,
когда вел войну, при этом делился с ними
трофеями. А Сафван Ибн Умайа участвовал
в битве при Хунайне на стороне Пророка
(мир ему), будучи идолопоклонником.
Условием, при котором можно обращаться
за помощью к немусульманину, является
его доброе отношение к мусульманам. Если
же он не заслуживает доверия, то нельзя
к нему обращаться за помощью, поскольку
нельзя этого делать даже по отношению
к ненадежным мусульманам.
Мусульманину разрешается дарить и принимать
подарки от немусульман. В данном случае
достаточно упомянуть, что Пророк (мир
ему) принимал подарки от правителей различных
государств, хотя они и не были мусульманами.
Исследователи хадисов утверждают, что
во многих из них содержатся сообщения
о том, что Пророк (мир ему) принимал подарки
от немусульман, а Умм Салама, жена Пророка,
рассказывала, как Посланник (мир ему)
сказал ей: “Я подарил ан-Наджаши (правителю
Эфиопии) одеяние и кусок шелка …”.
Ислам уважает человека только лишь за
то, что он человек. И почему он не может
не уважать людей Писания? Однажды мимо
Пророка (мир ему) проследовала похоронная
процессия, и он встал перед ней. После
чего кто-то заметил: “О Посланник Аллаха,
это хоронят иудея”. Пророк (мир ему) ответил
ему: “А разве он не человек?!”. Так что
каждому ислам проявляет свое уважение
и предоставляет особое место.
62.2. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Господь заповедал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф. 28, 19-20). Поэтому на Церкви лежит богозаповеданная обязанность проповедовать истинную веру в Христа, распятого и воскресшего, в воплощенное Слово Божие всем народам Земли, ибо нет иного пути к вечному спасению, как через веру во Христа.
История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Но эта недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров - католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.
Миссионерское служение совершают и Православные Церкви; в особенности много потрудились на этом поприще русские миссионеры, в течение XVIII-XIX веков обратившие ко Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства - в Японии и Китае.
Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем. Взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей разных религий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.
Но Церковь, призывая христиан любовно относиться к иноверцам, в то же время ограждает своих чад от отпадения от Христа через общение с неверующими в Него. Каноны воспрещают всякое общение с иноверцами в священных обрядах. Апостольское правило 71-е гласит: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжет свечу, да будет отлучен от общения церковнаго».
В толковании на это правило епископ Никодим (Милаш) писал: «Если христианин не смеет иметь никакого религиозного общения с иудеями, которые во всяком случае почитают Моисея и пророков и которые являются членами ветхозаветной церкви, то тем более не должен иметь ни малейшего общения с язычниками, не знающими Бога. В силу этого данное правило предписывает лишать церковного общения каждого христианина, приходящего с религиозными приношениями в места, называемые у язычников святилищами, и дающего в знак благоговения в дни языческих праздников елей и свечи»488.
Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в 7 и 65-м Апостольских правилах, в 29, 37 и 38-м канонах Лаодикийского Собора. Ограждая чад Церкви от отпадения в иудаизм, отцы Трулльского Собора изрекли 11-е правило: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мыться. Аще же кто дерзнет сие творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Запрет бытового общения в условиях нашего времени, когда христиане, находясь в секулярном мире, и живут рядом с иноверцами, и часто имеют их, равно как и атеистов, своими сослуживцами, в буквальном смысле неосуществим, во всяком случае, без впадения в фарисейство и законничество самого дурного свойства. В 1-м Послании к Коринфянам Апостол Павел ставит границу запрету бытового общения христиан с иноверцами: «Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего... Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 9-10, 12-13).
А самое главное, канонический запрет бытового общения не отменяет долга деятельной христианской любви ко всякому человеку, к какой бы религии он ни принадлежал, каких бы взглядов ни придерживался. Христианин обязан оказать помощь всякому, оказавшемуся в нужде или в трудном положении, независимо от его верований и убеждений.
КАК ЦЕРКОВЬ
ОТНОСИТСЯ К БРАКУ С
Вопреки мнению многих, и слово Бога, и постановления Церкви однозначно осуждают браки между христианами и иноверцами.
Слово Божие
называет смешанные браки «великим
злом, грехом перед Богом» (Неем. 13, 27),
«беззаконием, превышающим голову,
и виной, выросшей до небес» (1 Езд. 9,
6).
Суфий видит истину в каждой религии. Он никогда не скажет, что какая-то религия чужда ему. И индуисты, и мусульмане поклоняются могилам великих суфийских святых - например, могиле Кважда Мойн-уд-Дина Чишти в Аджмере.Суфий видит одну истину во всех формах. Если суфия попросят вознести молитву в христианской церкви, он будет готов это сделать. Если кто-то приведет его в синагогу, он будет готов молиться вместе с евреями; а среди мусульман он будет делать Намаз. В индуистком храме он увидит того же, живого Бога, а не идолов; и храм, посвященный Будде, вдохновит его. И при этом его истинная мечеть - это его собственное сердце, в котором живет Бог, Возлюбленный, которому равно поклоняются и правоверные мусульмане, и Куфр (неверные).