Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:15, реферат
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот, - и по сей день остается привлекательным для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Введение……………………………………………………………………3
Предпосылки возникновения буддизма. Будда Шакьямуни………4
Основные принципы буддизма……………………………………....6
Буддизм в современном мире…………………………………………8
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Буддизм уже давно привлекает внимание многочисленных исследователей.
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот, - и по сей день остается привлекательным для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Буддизм стал религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями.
Западный
человек с интересом изучает Учение Будды,
находя в нем то, чего практически не осталось
в западной духовной традиции: спокойствие
духа, безмятежность, умение довольствоваться
малым, смысл существования.
В
данном реферате будут рассмотрены
истоки возникновения буддизма, его
основные положения как религиозно-
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУДДИЗМА.
БУДДА
ШАКЬЯМУНИ
Буддизм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Таким образом, буддизм является первой по времени своего возникновения мировой религией.
Надо
отметить, что само слово «буддизм» создано
европейцами в XIX веке. Сами буддисты называют
свою религию просто Дхармой (Закон, Учение)
или Буддадхармой (Учением Будды).
Буддизм зародился в
условиях ожесточенной классовой борьбы,
которая разгоралась на севере Индии в
VI-V вв. до н.э. Классовые противоречия достигли
здесь крайней степени. Роскошная жизнь
рабовладельцев, князей, брахманов и бедность,
нужда рабов, закрепощенных кастами, брахманами
и кшатриями, - все эти явления порождали
кризис традиционного мировоззрения.
Вера в незыблемость кастового строя начала
колебаться.
Прежняя ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых аскетических движений: шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой. Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности.
Буддизм, как и другие религии, возник в результате божественного откровения. В христианстве – это Библия и учение, принесенное сыном божьим Иисусом Христом; в исламе – Коран, принесенный пророком Мухаммедом; в буддизме же это земная проповедь самого божества, снизошедшего на землю под именем Будды, что на древнем индийском языке (санскрите) означает «просветленный», «достигший прозрения». Такое имя было дано царевичу Гаутаме, или Шакьямуни, после его «великого прозрения».
Сиддхартха Гаутама родился около 553 г. до н.э. Происходил он из царского рода Шакьев (впоследствии его назвали Шакьямуни, или мудрец из Шакьев). Считается, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить свою миссию - показать живым существам избавление от страданий.
Принц жил в великолепном дворце, отгороженном от внешнего мира. Мальчик рос, неизменно обгоняя всех своих сверстников в науках и спорте. Царь, отец Сиддхартхи, стремился держать своего сына в неведении относительно жизненных невзгод, но тот, в конце концов, узнал о существовании болезней, старости, смерти.
Самыми важными для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: во время охоты царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания - единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них.
После этой охоты царевич не мог уже спокойно жить в своем роскошном дворце. И вот, в возрасте двадцати девяти лет, он покинул родной дом, отказался от возможности стать правителем, расстался с женой и сыном, чтобы попытаться найти ответы на мучившие его вопросы.
Бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево, получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения», и дал клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточения, погрузившись в созерцание. В тот момент, когда ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий, Сиддхартха Гаутама исчез, и в мире появился Будда.
После этого он еще сорок пять лет проповедовал свое учение в разных государствах северо-востока Индии. Были созданы многочисленные монашеские общины, в том числе и женские.
Покидая свое тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда сказал: «Я могу умереть счастливо. Ни одного поучения я не спрятал от вас в кулаке. Все, что может принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом».
Традиционно история раннего буддизма прослеживается через собрания монахов – соборы, на которых учение Будды восстанавливалось по памяти. Важную роль в становлении буддизма как мировой религии сыграл царь Ашока, время правления которого считается «золотым веком» в истории буддизма. Именно тогда началось активное строительство монастырей и культовых объектов, возросли пожертвования, число последователей.
В V в. н.э. буддизм распространяется в Китае, из Китая проникает в Корею, а в VI в. – в Японию. В последующие века здесь появились различные старые и новые школы буддизма, в наши дни их насчитывается несколько десятков. В середине I тысячелетия буддизм лишился массовой опоры в Индии, сохранившись в виде небольших общин, вписанных в индийскую кастовую структуру, но получил широкое распространение за ее пределами, где и произошло его превращение в мировую религию.
Теперь, после краткого обзора истории развития буддизма, обратимся к его основным принципам.
ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ БУДДИЗМА
К базовым идеям буддизма следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины. Почему эти Четыре Истины названы благородными? Если они практикуются надлежащим образом, практикующий обретает непосредственный опыт свободы ума, и это делает его благородным. Рассмотрим эти Истины подробнее.
Первая Истина - это истина о страдании. В чем же она заключается и что такое страдание? «Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание». Такими словами обычно формулируется первая Благородная Истина.
Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Говоря о страдании, буддизм отнюдь не ограничивается человеческим уделом. Страдают и животные. Всюду в природе жизнь одного вида зависит от другого вида, всюду царит борьба за выживание. Страдание абсолютно, удовольствие относительно.
Вторая Благородная Истина - истина о причине страдания. Эта причина - влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы. Карма - это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Карма может быть благой или не благой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Этот круговорот рождений-смертей называется сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и желаний. Поэтому буддизм ставит своей целью освобождение, то есть выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий.
Третья Благородная Истина - истина о прекращении страдания. Прекращение страдания заключается в «устранении жажды бытия через полное уничтожение желания». Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было.
Но
как же достичь освобождения? Об
этом говорит Четвертая
Благородная Истина -
истина о Восьмеричном Пути, ведущем к
прекращению страданий.
Этот Путь включает в себя:
Следуя
этим Путем, человек достигает, в конце
концов, совершенства, он становится архатом
(святым) и погружается в нирвану. Нирвана
- последнее, идеальное состояние, к которому,
по буддийскому учению, должен стремиться
мудрец. Но что же такое нирвана? Сам Будда
никогда не давал прямого ответа на этот
вопрос и ограничивался самыми общими
характеристиками нирваны как состояния,
свободного от страданий, или как состояния
высшего блаженства.
Таким
образом, в буддизме не просто говорится
о возможности освобождения, но и указывается
путь, следуя которому, каждый человек
способен достичь свободы и сам стать
Буддой. Все это очень отличает буддизм
от других религий - ни одно религиозное
учение не признает, что человек может
своими усилиями стать богоподобным существом.
БУДДИЗМ
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. При этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры.
Существует много разных модификаций и форм буддистских идей. Они и в наше время обладают большой жизненной силой и притягивают к себе многочисленных сторонников. Существенная роль в их распространении и пропаганде всегда отводилась буддистским учителям мудрости, или гуру, выступавшим в качестве наставников. Гуру обладал не только знанием священных текстов, но и воспитанными на его основе качествами бескорыстия, мудрости, милосердия.
Особой популярностью на Западе пользуется дзен-буддизм, число приверженцев которого растет во всем мире.
Дзен («сосредоточенное созерцание») - течение в буддизме, возникшее в VI веке в Китае. Его создателем верующие считают самого Будду. Но, согласно традиции, дзен-буддизм (в Китае - чань-буддизм) принес в Китай легендарный буддистский проповедник Бодхидхарма. Из Китая дзен проник в Корею, Вьетнам и Японию, где он получил наибольшее распространение.
Особенности дзен-буддизма состоят в признании возможности непосредственной (от сердца к сердцу) передачи учения Будды, в отказе от использования для такой передачи письменности. Сторонники этого направления верят в возможность прямого контакта с «всеобщей истинной мудростью Будды», постижения истин буддизма посредством обращения к внутреннему миру человека (метод «внезапного озарения»). Современные приверженцы дзен-буддизма рассматривают его как некую разновидность психоанализа и психотерапии, уделяя большое внимание аутотренингу. Кроме собственно медитации, активно используются дыхательные и гимнастические упражнения, физическая работа.