Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:30, реферат
При выборе темы реферата, передо мной встала проблема выбора предмета
исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира,
поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом
завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня
Введение
При выборе темы реферата, передо мной встала проблема выбора предмета
исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира,
поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом
завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня
заинтересовало, кто такие иудеи и какая религия ими проповедовалась,
оказалось, что Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия, возникшая в
начале II тысячелетия до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и
ставшая национальной религией евреев. Библейское предание связывает
появление иудаизма с именем Авраама - вождя племенного объединения,
отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога.
Сейчас принято различать понятия "иудей" и "еврей", но раньше эти
понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были
из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме
того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или,
во всяком случае, очень тесно переплетались и понятия "вера" и "религия".
После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел, прежде
всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной
мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию,
ставшую окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры
остались лишь мертвые догмы.
Религия евреев, как и их история, - одна из древнейших в мире и
восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей,
с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. (т. е. ок.
4000 лет назад). Несколькими столетиями позже жил Моисей - величайший
пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору.
Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их
взаимоотношения
и взаимоотношения между
природу Бога и на Его отношение к людям.
Так во что же верили евреи? В чем суть библейского иудаизма, который
исповедовал и Иешуа? Иудаизм выражается (в этом мы с ним солидарны) в вере
в единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это
важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и
Иакова, и не только в нашем мире. Бог один для всех, в том числе, конечно,
и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве
составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории
религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа.
Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и
будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и
последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу
через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее.
Бог - есть Дух, Мысль и Слово.
К догматам иудаизма относится и учение о богодуховенности Ветхого
Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - это не только
Закон, это наука. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет
израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак - знание, а знать -
значит делать. Тора - это не только Закон, это откровение Бога о Себе.
Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность
предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не
только. Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной
жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного
поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.
Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как
раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые
порой весьма сомнительны (жестокость и пр.), но вопреки ним. Избранный
- это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран
Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него
Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель.
Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя.
Спаситель-Машиах, т. е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и
Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет
свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.
Центральным в иудаизме является доктрина об искуплении и спасении, а
также понятие греха. Грех - это то, что отвращает человека от Бога:
ослушание, отход от Его путей. По иудаизму, грех вне человека.
Искупление - это покрытие грехов. Без искупления не может быть
спасения. В библейские времена грехи людей перекладывались на невинных
животных. Смерть животного заменяла смерть согрешившего человека. За
человека платился выкуп (киппур). Без крови нет спасения. Спасения от чего?
В иудаизме спасение не от вечной погибели, вечной смерти (отделение от
Бога), а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. То
есть речь идет не о спасении души. Соблюдение Закона не являлось условием
спасения, условием освобождения, так как Закон был дан после выхода из
египетского рабства. Не ставя своей целью проследить развитие иудаизма в
историческом плане детально, отметим, что после вавилонского плена
появились неканонические книги (апокрифы) и устный Закон, выделились среди
иудеев (евреев) группы ессеев и фарисеев как оппозиция саддукейскому
священству - ведущей в те времена партии иудаизма, а с приходом Иешуа
Мессии произросла из иудаизма и новая мировая религия (резюме иудаизма) -
христианство, сначала как "назарейская ересь".
Отход от библейского иудаизма начался задолго до прихода Иешуа и
происходил постепенно, превратившись в иудаизм талмудический, в котором от
веры, исповедовавшейся Моисеем, осталось очень мало. Суть Торы - Десять
заповедей - сохранилась, но к ней прибавилось много наслоений.
1. Общие сведения об иудаизме.
Иудаи́зм, иуде́йство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), стало общим названием еврейского народа — ивр. יהודה) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.
В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В английском языке существует слово judaic (иудаический, еврейский), происходящее от греческого Ioudaios — более широкого понятия, чем евреи[1].
Иудеи — этнорелигиозная группа[2], включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2010 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе[3].
Иудаизм заявляет об исторической преемственности охватывающей более чем 3000 лет. Иудаизм — одна из старейших монотеистических религий[4], и самая древняя из существующих по настоящее время[5][6].
История иудаизма делится на следующие большие периоды развития: «библейский» иудаизм (XX до н.э. — VI в. до н.э.), эллинистический иудаизм (VI в. до н.э. — II в. н.э.), раввинистический (талмудический) иудаизм (II в. н.э. — XVIII в н.э.) и современный иудаизм (с 1750 г. по настоящее время)[7].
В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.
2. Иудаизм и ислам.
Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм относятся к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Поэтому есть много общих аспектов между этими религиями. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами. Иудеи признают ислам, в отличие от христианства, последовательным монотеизмом. Иудею даже разрешается молиться в мечети. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на иудаизм. Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами.Они были свободны в выборе места жительства и профессии. Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины. Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью. Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах находились в положении подданства. Для этих народов существовал статус зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов. Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и платить специальный налог (джизья). Вместе с тем они освобождались от других налогов (закят) и освобождались от службы в армии. Исламские экстремисты позиционируют иудаизм как враждебную религию (ассоциируя его с сионизмом), что диктуется политическими мотивами — противостоянием Израиля и арабо-мусульманского мира.
3. Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане.
Некоторые исследователи (Новосельцев А.И. и др.) полагают, что иудаизм был принят на территории Дагестана в конце VIII в. татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана. По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана - зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм. Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI в. до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее - на Кавказе. П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание о том, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова.
Четвертая версия заключается в том, что в начале III в. н.э. из Ирана династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии (Иран) в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.
Известный дагестанский ученый-историк Р.М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм.
И этот список различных версий можно было бы продолжить. Вместе с тем установлено, что проникновению иудаизма на Кавказ предшествовало несколько насильственных выселений иудеев в 70-е и 130-е годы н.э. римлянами, в последующие века - Ахеменидами и Сасанидами из Ирана. При этом, вероятно, наиболее крупное переселение иудеев на Кавказ произошло в 520-530 годы. Десятки тысяч человек были высланы и поселены на Восточном Кавказе и Апшероне после репрессий, проведенных Сасанидами в эти годы на юге Ирана против мятежных маздакитов, учение которых пыталось совместить идеи зороастризма, древнего гностицизма и иудаизма. Одновременно с маздакитами на Восточный Кавказ были высланы и мятежные евреи, пытавшиеся создать на юге Ирана самостоятельное еврейское государство со столицей в городе Махуза. Общее число евреев и персов, переселенных Ануширваном Хосровом, достигало, по некоторым данным, 200 тысяч человек. Это утверждение опирается на сведения средневековых арабских авторов (ал-Белазури, ибн ал-Факиха), согласно которым Хосровы заселили многие места на Кавказе евреями и персами-маздакитами. Последний факт подтверждают и некоторые горско-еврейские предания.