Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:30, реферат
При выборе темы реферата, передо мной встала проблема выбора предмета
исследования. Кажется, мы уже много знаем об трех основных религиях мира,
поэтому хотелось бы осветить некоторые второстепенные религии. В Ветхом
завете присутствует такие имена как Авраам, Исаак и Иаков и т.д. Меня
В статье "Сказание о хазарской дани" Лев Гумилев писал: "Уцелевшие (от преследований Сасанидов) маздакиты бежали на Кавказ, и тогда на широкой равнине между Сулаком и Тереком появилась группа иудеев, соблюдавших субботу и обрезание, но забывших все прочие законы. Они мирно соседствовали с хазарами и ходили вместе с ними в походы".
Исторические условия, в которых приходилось существовать татам и горским евреям, обусловили особенности эволюции иудаизма в Дагестане Здесь имеется в виду, прежде всего, слабо развитая склонность к традиции, основанной на Устной Торе. Исследователи пишут о том, что евреи-маздакиты происходили из тех слоев, религиозные представления которых сочетали в себе элементы демонологии соседних семито- и персоязычных народов Месопотамии. К числу таких заимствований можно отнести представления о Дедей-Ол, Неней-Ол, Сер-Ов и другие.
На Кавказе, в течение веков находясь в среде горских народов, таты и горские евреи восприняли и большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников. Этот факт историки заметили еще 100 лет назад при изучении быта горских евреев в селах Маджалис, Янгикент, Тарки, Дургели, Эрпели, Драге, Жараге, Билдахи. Наиболее интересными, с точки зрения религиозного синкретизма, представляются ритуалы, связанные с обожествлением огня, верой в его очистительную силу, а также празднование начала весны - Шагме весал ("весенний костер").
Достаточно любопытными являются и сообщения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского царя Иосифа, в Хазарию были приглашены еврейские ученые, которые разъясняли хазарским правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции: обрезание, соблюдение Субботы (шаббат) и празднование Суккот (Куша), Пасха (Пейсах), Новый год (Рош-а-Шана), Судный день (Йом-Киппур), Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Лаг-Баомер. Сохранились сведения и о том, что хазарский князь Булан приобрел предметы иудейского культа и начал строительство храмов. Эта версия появилась после публикации Буксторфом (XVII в.) еврейско-хазарской переписки. Она связана с именем придворного Кордовского халифа еврея Хасдая ибн Шафрута. Заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существовании где-то на Востоке иудейского государства, Хасдай в середине X в. отправил царю этого государства письмо с многими вопросами.Среди них Хасдай просит сообщить о происхождении народа, о обстоятельствах и причинах принятия хазарами иудаизма и т.д.
Ответное послание хазарского Иосифа начиналось с этнического представления своего народа, предком которого называют род Тограмы. Далее сообщается, что принятие иудаизма хазарами произошло при булане, который, удалив "гадателей" и "идолопоклонников", сумел убедить их в целесообразности иудаизма. Иосиф перечисляет 13 хазарских каганов, проповедовавших иудаизм: Булан, Обадий, Езикий, Манассия, Ханука, Исаак и т.д.
В
конце XII века Хазарское государство
на территории Дагестана перестало
существовать, но иудаизм сохранился
среди большой общины горских
евреев и татов, проживавших и
в Прикаспийских городах. Средневековые
источники говорят о
В
позднем средневековье
Для
диаспоры, лишенной главного храма, бывшего
центром национальной, культовой
и духовной жизни, и изгнанной
со своей исторической родины сасанидами,
иудаизм был гораздо большим, чем просто
верование. Это очень сложное социальное
и идеологическое явление, бесспорно,
отражавшее настроения и чаяния изгнанного
народа. Неслучайно представления о кровном
родстве между богом Яхве и людьми перешли
в идею "берита" - завета или союза
между народом Израиля и Яхве. Согласно
пророчеству, Яхве заключил союз с древними
патриархами - предками еврейского народа,
при этом обе стороны взяли на себя определенные
обязательства. Яхве обещал в будущем
оказывать евреям всякую помощь и покровительство,
патриархи обязались за все последующие
поколения своих потомков поклоняться
Яхве и быть ему верными(Второзаконие
4:23,7:12). Наиболее ярко эти идеи отразились
в праздновании Пейсаха, который отмечается
в честь исторического события - исхода
израильтян из Египта. Каждый иудей пытается
вообразить, будто он только что освобожден
из Египта. Смысл праздника в том, чтобы
показать, что свобода не была дарована
однажды и навсегда, ее постоянно нужно
оберегать. Иудаизм - не только религия
в обычном понимании этого слова, но и
образ жизни, стиль поведения, мировоззрение.
Даже в современных условиях, когда иудаизм в Дагестане находится в состоянии упадка, обрядовая сторона религии, в силу привычки, осталась живучей, особенно в среде верующих горских евреев и татов.
Анализируя религиозную жизнь евреев и татов, механизм действия иудаизма в современном Дагестане, надо заметить, что синагогам, раввинам, религиозному активу при всех стараниях не удалось сохранить и активизировать влияние иудаизма. В последние годы в синагогах заметно уменьшается количество верующих, исполнителей религиозных иудейских обрядов на кладбищах, в общественных местах; не проводится обучение молодежи основам иудейской религии.
Иудаизм в Республике Дагестан держится за счет горстки стариков, которые не в силах ежедневно посещать молитвенные собрания в синагогах. В религиозные общины мало поступает добровольных пожертвований; катастрофически уменьшается доход в синагогах. Сегодня в республике действуют лишь три синагоги и воскресная школа. Для сравнения: в 1869 году, по свидетельству И.Черного, в Южном Дагестане и Терской области проживало 1493 семьи, исповедовавших иудаизм, действовало 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служило 30 раввинов. В период советской власти резко изменился уклад жизни татов и горских евреев. Они постепенно начали перемещаться в города. Последователи иудаизма в Дагестане стали жить в Махачкале, Буйнакске, Дербенте, Хасавюрте.
Здесь следует отметить, что в годы советской власти был допущен ряд грубых нарушений прав этой малочисленной дагестанской народности: закрыты татская газета, татский театр, татское радиовещание, прекращено преподавание родного языка, издание учебников, словарей, ликвидированы высокорентабельные татские колхозы. Эти негативные явления вызывали у татов чувство национальной ущемленности, ухудшения морально-политического климата, что привело к выезду основной части татов из Дагестана в Израиль. На ослабление позиций иудаизма и отток евреев из Дагестана сильно влияют экономический кризис, политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения на Кавказе, исламский экстремизм, военные действия в Чечне, тяжелая криминогенная обстановка и рост безработицы.
В ослаблении позиций иудаизма верующие евреи часто обвиняют отдельных представителей интеллигенции, духовенства, призывающих к "созданию нового народа на новой земле".
Анализ данной проблемы выявляет две этноконфессиональные модели еврейства: израильскую и дагестанскую. В этих моделях отношение к религии различно. Израильтяне включают иудаизм в свою модель, он - интегрированная часть израильской еврейской культуры, причем в достаточно специфической, тяготеющей к галохе (религиозное право) форме. В отличие от Дагестана в Израиле он - предмет опеки и заботы государства, часть его структуры.
Надо
еще раз подчеркнуть, что в
Дагестане наблюдается
В последнее время наметились перемены к лучшему. Возрождена республиканская газета "Ватан". Таты и горские евреи наравне со всеми другими народностями Дагестана используют свои права и участвуют в процессе обновления и реформирования страны. С целью привлечения верующих в синагоги Дагестана созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги теперь связаны с работой еврейских культурных центров. В городах создаются неформальные религиозные группы, которые принимают на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь оказывает Федерация еврейских общин СНГ.
При всем этом дагестанское еврейство живет в эпоху ломки старых этноконфессиональных представлений и формирования новых. Интересно то, что священниками в трех синагогах работают лица, исполняющие обязанности раввинов. Такое положение связано с сокращением числа грамотных служителей религии, уменьшением количества посещающих синагоги. Напомним, что греческое слово "синагога" переводится на иврит как "дом собраний" и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям.
Это означает, что уже сегодня в Дагестане синагога теряет свое былое влияние и уходит в прошлое. И если в среде оставшихся в РД иудеев возобладают эмигрантские тенденции, а это вероятнее всего, то в течение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование.
Литература:
1. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в
истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.)
М: «ЮНИТИ», 1998.
2. Словарь религий, обрядов и верований (пер. с англ. Зубкова Н.,
Морозовой Н. ,
Мурашкинцева Е.) М: «Миф, религия, культура», 1998.
3. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных
вузов М: Фаир-Пресс 1998.
4. http://www.heytshalom.dp.ua
5. Кармель Арье. Иудаизм – еврейский образ жизни. Иерусалим: 1994.