Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:51, контрольная работа
Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.
Вопрос №1.Религия как социальное явление
1.1 Сущностные характеристики религии;
1.2 Структура религии и содержание ее элементов.
Вопрос №2.Национальные религии
2.1 История возникновения иудаизма.
2.2 Основные напрвления иудаизма.
Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной культуры общества
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия.
Контрольная задание
№ 2
Выполнил: Лапенко Илья Александрович
Студент 1 курса, Юридического факультета
МГЭИ, заочная форма обучения.
Вопрос №1.Религия как социальное явление
1.1 Сущностные характеристики религии;
1.2 Структура религии и содержание ее элементов.
Вопрос №2.Национальные религии
2.1 История возникновения иудаизма.
2.2 Основные напрвления иудаизма.
Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной
культуры общества
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как
формы свободомыслия.
1.1 В религиоведении разработан ряд определений
религии: теологических, философских,
социологических, психологических и др.
Теологические определения, например,
исходят из того убеждения, что Бог - сила
реально существующая и человек в процессе
своей жизни общается с ней. Философские
определения религии базируются на признании
или непризнании существования Бога и,
исходя из этого, описывают роль религии
в жизни общества, группы и индивида. Социологические
и психологические определения вопрос
об истинности существования сверхъестественных
сил оставляют за рамками своих формулировок
и рассматривают социальные и психологические
последствия религии.
Теологические определения религии являются, естественно, самыми старшими по возрасту. Они стремятся понять религию “изнутри”, на основе соответствующего религиозного опыта. Существуют такие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами:
переживание святого (Р. Отто - протестантский философ);
жизнь нас в Боге и Бога в нас (П.А. Флоренский - православный богослов);
выход за пределы
биологической природы,
В целом в теологии
религия понимается как
В материалистической философии религия понимается как многомерное явление духовной жизни общества и личности, и это понимание трактуется в нескольких формулировках:
религия как сфера духовной жизни общества, группы, индивида;
религия как способ духовно-практического освоения мира;
религия как область духовного производства;
религия как форма общественного сознания, где идеальное - и продукт, и форма.
К последнему можно
добавить, что религия является
универсальной формой
Так как только
религия содержит в себе
Резюмируя выше
сказанное, можно предложить
1) проявление сущности
общества, выражение глубинных
2) необходимо возникающий
в процессе становления
3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;
4) отражение действительности;
5) общественную подсистему;
6) феномен культуры.
1.2 Основными элементами, действующими
в религиозной сфере, являются субъекты
- носители религиозности. Это могут быть
личности, группы, классы, нации, государства,
этносы. Религиозные субъекты, обладая
сознанием, которое характеризуется как
религиозное, ведут особую деятельность,
в процессе и результате чего вступают
в религиозные отношения, для упорядочения
которых объединяются в различные религиозные
организации.
Религиозное сознание.
Фундаментальным свойством
1) убежденность в
объективном существовании
Таким образом,
религиозное сознание
Религиозная деятельность.
Различается культовая и
Культовая религиозная
деятельность по существу
Во время произведения
культовых действий происходит
“драматизация мифа”. Перед
Религиозные отношения
представляют собой вид
1) через предметы живой и неживой природы, артефакты (священная корова у индусов, черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) - такой способ фиксации называется вещным;
2) через разработку образов Бога, духов, души, святых и ангелов - такой способ называется образным;
3) через выработку и введение в постоянный оборот отдельных слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом - языковый способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара - персонифицированный способ фиксации религиозных отношений.
Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения - это действительные отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности к конфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых отношениях проявляется субъективный план - в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (совершая евхаристию, исповедуясь, слушая проповедь, участвуя в обряде).
Религиозные организации
2.1 Иудаизм называют национальной религией
евреев, его формирование началось задолго
до XIII века, когда их кочевые племена вторглись
на территорию Палестины. Первоначально
верования, ритуалы и обряды еврейских
племен мало чем отличались от верований
других народов, находящихся на аналогичной
стадии развития. Это тотемистические,
анимистические, магические верования
и обряды. Религиозно-культовая система
того времени носила ярко выраженный политеистический
характер и, лишь начиная с XIII века до н.э.,
после вторжения еврейских племен на территорию
Палестины и формирования там еврейского
государства, начинает складываться иудаизм
как монотеистическая религия. У еврейского
народа Богом становится бог Яхве (Иегова).
Эпоха первого храма.
Первый шаг в направлении централизаци
Эпоха «вавилонского
плена». В 586г. до н.э. Иудея была захвачена
вавилонским царем
Согласно библейскому повествованию. Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз - «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое - евреи обязаны признать, что бог Яхве - это не просто один из богов, это единственный бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе - еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока остается ему верным.
Эти два положения
являются центральными в
Эпоха Второго храма. Эпоха получила свое название в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Езру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие «писцов» -- софрим -- толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон.
Информация о работе Контрольная работа по "Религии и мифологии"