Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:51, контрольная работа
Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.
Вопрос №1.Религия как социальное явление
1.1 Сущностные характеристики религии;
1.2 Структура религии и содержание ее элементов.
Вопрос №2.Национальные религии
2.1 История возникновения иудаизма.
2.2 Основные напрвления иудаизма.
Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной культуры общества
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия.
Завоевание Палестины в 322г. до н.э. Александром Македонским привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. В период расселения создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.
Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), плативших контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение в их колониальной политике, в том числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 - 164 г.г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения -- Ханука.
Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания («избиение младенцев») и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 - 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 - 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.
В это время помимо
канонизированного Письменного
Закона - Торы - развивается так называемый Устный Закон, основанный
на многовековой традиции толкования
Священного Писания.
2.2 Основные направления современного
иудаизма - ортодоксальное, реформистское
и консервативное. Они в свою очередь делятся
на различные течения.
Реформизм:
Реформистское направление в иудаизме
возникло в Германии в начале XIX в. На его
становление оказали с одной стороны идеи
европейского Просвещения, главным проводником
которого в еврейской среде был немецко-еврейский
философ Моисей Мендельсон, а с другой
стороны радикальные социально-исторические
перемены в жизни Европы, вызванные Великой
французской революцией. Мендельсон (1729-1786
гг.), стремясь изменить положение евреев
Германии, веками прозябавших в тесных
городских еврейских кварталах (гетто),
перевел Библию на современный немецкий
язык и много сделал для распространения
среди еврейской молодежи европейской
культуры. Хотя он сам лично полагал, что
иудаизм как боговдохновленная религия
включает в себя и всю его обрядовую сторону,
среди его последователей формируется
доктрина реформированного иудаизма.
Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.
Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с еврейскими преподавались светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.
Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г.:
· мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;
· Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения;
· Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству.
Радикальному изменению
Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.
Консервативный иудаизм:
Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.
Сторонники консервативного
Ортодоксальный иудаизм:
Ортодоксальный иудаизм
3. Богоборчество и антиклерикализм как
формы свободомыслия.
Богоборчество - самая ранняя и самая слабая
форма критики религиозных представлений.
Богоборец испытывает чувство протеста
против Бога, создавшего мир таким жестким
и несправедливым. Богоборческие настроения
вызываются осознанием социальной несправедливости,
отчаянием, неудовлетворенностью собственной
судьбой. Проявления богоборчества разнообразны:
от робкого упрека в адрес Бога до яростного
"хуления" его.
И наконец антиклерикализм (от лат. anti
- против, clericalis - церковный) - идейное и
социальное движение, направленное против
притязаний церкви и духовенства на господство
в обществе. Он может быть светским и религиозным.
При этом светский характер антиклерикализма
не гарантирует его прогрессивности, примером
может служить борьба Бисмарка против
католической церкви в Германии в XIX веке
или борьба против церкви и духовенства
в нашей стране в 20-30-е годы XX века. Ныне
антиклерикализм играет заметную роль
во всемирном движении свободомыслящих,
выступающих против попыток религиозных
организаций, установить монополию на
духовную жизнь - на образование, моральные
предписания и т.д.
Информация о работе Контрольная работа по "Религии и мифологии"