Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:32, контрольная работа
Для православных христиан церковь -- это не просто место, где люди совместно молятся, а Дом Божий. Поэтому церкви стараются строить в лучших местах, желательно на возвышенностях и не жалеют на них средств. Внешний вид храма может быть очень разным. Наиболее древняя форма -- базилика (продолговатый прямоугольник, одна часть которого закруглена). Затем стали строить круглые церкви-ротонды, церкви крестоообразные и более сложной формы
Кроме
алтаря в пространстве христианского
православного храма с образами ангелов
связан амвон -- возвышение для чтения
Евангелия, Апостола, Псалтыри и произнесения
проповедей. В рамках экзегетики амвон
представляет собою камень, на котором,
согласно Евангелию, около гробницы Иисуса
Христа сидел ангел и возвещал женам-мироносицам
о воскресении Спасителя. Ступени амвона
в толковании Софония Иерусалимского
знаменуют лестницу Иакова, по которой
восходят и нисходят ангелы. Особо в связи
с присутствием ангелов в православном
богослужении отмечены места для оглашенных
-- тех, кто еще только готовится стать
христианином. По мнению Софония Иерусалимского
это место около дверей церкви напоминает
об ангелах, «которые не сходят на землю,
но с небес приникают к совершаемым на
земле священнодействиям».
Согласно
семантике литургии основное проявление
ангельских сил происходит во время священнодействий,
так как именно в них заключено главное
предназначение храма. По словам Симеона
Солунского, храм, «хотя и из вещества
слагается, но имеет в себе премирную благодать:
потому что освящается таинственными
молитвами от архиерея, помазуется божественным
миром, после чего весь становится жилищем
Божиим». В экзегетических произведениях
христианских писателей (Марка Евгеника,
Симеона Солунского) сообщается, что к
совершаемым в храме таинствам, особенно
к таинству евхаристии, всегда желают
«примкнуть» ангелы, которые во множестве
присутствуют на богослужении. Во время
литургии, по мнению Максима Исповедника,
они в присутствуют храме и «всякий раз
записывают входящих, возвещают (о них)
Богу и молятся за них. В соответствии
с православными догмами церковь едина
как для земных, так и для небесных творений
Бога, и именно в ней происходит общение
с Ним и людей и ангелов. Различие состоит
только в том, что на уровне небесных сил
все совершается без «завес» и символов,
как повествует Симеон Солунский, а на
земле через символические образы и предметы.
Особое внимание к этому феномену уделено
в произведении Псевдо-Дионисия Ареопагита,
который подробно разъясняет причины
его существования. В сочинении «О церковной
Иерархии» он пишет, что «высшие нас сущности
… бестелесны, и священноначалие у них
мысленное и премирное. А наше священноначалие
мы видим преисполненным, подобно нам
самим, разнообразия чувственных символов,
при помощи которых мы, в свойственной
нам мере, священноначальственно возводимся
к единому обожению, к Богу и божественной
добродетели». Ангелы, поэтому, воспринимают
мысль так, «как она слагается», а человек
способен достигать трансцендентных интуиций
только через чувственные образы, что
связано с дуализмом человеческой природы.
В силу того, что небесные силы наиболее
приближены к Богу, и им Он открывается
«яснее и мысленнее», задачей ангелов
является просвещать людей и помогать
им в осуществлении церковных священнодействий.
Таким
образом, согласно экзегетико-литургическим
произведениям восточно-христианских
писателей ангелы имеют огромное значение
в символико-мистическом пространстве
православного храма и играют существенную
роль в свершении богослужения. Из исследования
церковно-богослужебной семантики храма
следует сделать вывод, что литургическая
ангелология составляет важнейшую часть
как учения об ангелах, так и православной
онтологии в целом.
Используемая литература:
1. И.Языкова, игумен Лука (Головков) "Богословские основы иконы и иконография".
2. С.О. Семенова " Христианская культура на пороге третьего тысячелетия".
3. Ф.Давыдов "Фреска - дыхание храма".
4. Б.В. Раушенбах "Пристрастие".
5. Детская энциклопедия
Кирилла и Мефодия.
Информация о работе Мистическая культура и пространство Храма