Содержание
Введение
1. Мусульманское право
1.1. Основные черты мусульманской
правовой системы.
2. Источники мусульманского права.
2.1. Коран
2.2. Сунна
2.3. Иджма
2.4. Кияс
2.5. Фирманы, кануны
3. Право мусульманских стран:
право Арабского Халифата
3.1. Право личного статуса.
3.2. Правовое регулирование имущественных
отношений
3.3. Обязательства
3.4. Семейные отношения
3.5. Наследственное право
3.6. Преступления и наказания
3.7. Судебный процесс
4. Приспособление мусульманского
права к современному миру.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Возникновение и история
развития правовой системы государства
свидетельствует о том, что
на содержание и динамику правовой
системы воздействует вся духовная
культура общества: религия, философия,
мораль, художественная культура, наука.
На формирование мусульманского
права решающее воздействие оказала
религия.
Считалось, что все необходимые
для мусульман законы и правила
поведения были изложены Мухаммедом
и его ближайшими сподвижниками.
Поэтому государство не должно
издавать новых законов, а лишь
исполнять волю Аллаха.
Одним из наиболее крупных
явлений в средневековой цивилизации
на Востоке стало мусульманское
право (шариат). Эта правовая система,
которая со временем приобрела
мировое значение, возникла и
оформилась в рамках Арабского
халифата. Процесс ее развития
был тесно связан с эволюцией
арабской государственности от
небольшой патриархально-религиозной
общины в начале VII в. (при пророке
Мухаммеде) до одной из крупнейших
империй VIII—Х вв. при династиях
Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского
халифата мусульманское право
не только не потеряло свое
былое значение, но приобрело
как бы "вторую жизнь" (подобно
римскому праву в средневековой
Европе) и стало действующим правом
в целом ряде средневековых
стран Азии и Африки, принявших
в той или иной степени ислам
(Египет, Индия, Османская империя
и т.д.).
Мусульманское право вобрало
в себя многие элементы предшествующих
правовых культур Востока, в
частности правовые обычаи и
традиции, действовавшие в доисламской
Аравии и на завоеванных арабами
территориях. Так, при Омейядах
некоторое время продолжало применяться
право сасанидского Ирана, Византии,
а также частично и римское
право. Все эти источники оказали
некоторое, хотя внешне и малозаметное
влияние на становление шариата,
символизируя тем самым связь
восточной и западной цивилизаций.
Но не они определили, в конечном
счете, неповторимость и своеобразие
шариата как самостоятельной
и оригинальной правовой системы.
Исключительно важную роль в
становлении шариата сыграла
деятельность Мухаммеда и первых
четырех так называемых праведных
халифов, при которых путем
толкования заповедей, высказываний
и поступков пророка были составлены
священные книги мусульман —Коран и Сунна.
1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.
1.1. Основные черты мусульманской
правовой системы.
Правовые системы 45 афро-азиатских
государств (от Марокко до Индонезии)
относятся к мусульманской правовой
системе. Наиболее мусульманскими
считаются 33 страны ( Иран, Афганистан,
Турция, государства Арабского востока,
Южной и Юго-Восточной Азии
и Африки и т.д.) Здесь более
80% населения является мусульманами,
а ислам провозглашен в конституциях
государственной религией.
Мусульманское право - это
система норм, выраженных в религиозной
форме и основанных на мусульманской
религии - исламе. Ислам исходит
из того, что существующее право
произошло от Аллаха, который
в определенный момент истории
открыл его человеку через
своего пророка Мухаммеда. Оно
охватывает все сферы социальной
жизни, а не только те, которые
подлежат правовому регулированию.1
Право Аллаха дано человеку
раз и навсегда, но божественные
открытия нуждаются в разъяснениях
и толкованиях. Ислам - самая
молодая из трех мировых религий,
но имеет очень широкое распространение.
Эта религия содержит теологию,
которая устанавливает догмы
и уточняет, во что мусульманин
должен верить; шар, или шариат,
т.е. предписания верующим: что
они должны делать и чего
не должны. Шариат означает в
переводе на русский язык "путь
следования" и составляет то, что
называется мусульманским правом.
Это право указывает, как мусульманин
должен вести себя, не различая,
обязательств по отношению к
себе подобным и по отношению
к Богу. Иными словами, шариат
основан на идее обязанностей,
возложенных на человека, а не
на правах, которые он может
иметь. Последствием невыполнения
обязанностей является грех того,
кто их нарушает, поэтому мусульманское
право не уделяет много внимания
санкциям, установленными самими
нормами. Оно регулирует отношения
только между мусульманами. В
исламе государство выполняет
роль служителя религии. Ислам
по своей сущности, как и иудаизм,
- это религия закона.
Мусульманское право имеет
четыре источника:
1. Священная книга Коран, состоящая
из высказываний Аллаха, обращенных
к последнему из его пророков
и посланцев Магомету;
2. Сунна - сборник традиционных
правил, касающихся действий и
высказываний Магомета, воспроизведенных
целым рядом посредников;
3. Иджма - конкретизация положений
Корана в изложении крупных
ученых-мусульманистов;
4. Кияс - рассуждение по аналогии
о тех явлениях жизни мусульман,
которые не охватываются предыдущими
источниками мусульманского права.
Таким суждениям придается законный,
общественный характер.
К чертам мусульманского
права относятся: архаичность
ряда институтов, казуистичность
и отсутствие систематизации. Это
право церкви, право общины верующих.
Обычаи не входят в мусульманское
право и никогда не рассматривались
как его источник.
В правовой действительности
широко используются соглашения,
которые могут вносить существенные
изменения в нормы мусульманского
права, но не считаются обязательными.
Развитие этой системы права
прекратилось в Х в. н.э., когда
отпала возможность его толкования.
Основное содержание мусульманского
права - вытекающие из ислама
правила поведения верующих и
наказания (обычно религиозного
толка) за невыполнение данных
предписаний.
С самого начала ислам
определял не только религиозный
ритуал, догматические и культовые
особенности, но социальные институты,
формы собственности, особенности
права, философии, политического
устройства, этики, морали и социальной
психологии, хотя духовная сторона
стояла все же на первом
месте.
Мусульманское право (шариат)
представляет собой свод религиозных
и правовых норм, составленный
на основе Корана и Сунны,
содержащий нормы государственного,
наследственного, уголовного и
брачно-семейного права. Таким
образом, шариат - это правовые
предписания, неотъемлемые от
теологии ислама, тесно связанные
с его религиозно-мистическими
представлениями. Ислам рассматривает
правовые установления, как частицу
единого божественного закона и порядка.
Отсюда велениям и запрещениям, составляющим
нормы шариата, также приписывается божественное
значение.
Тесная связь права с теологией
ислама нашла свое выражение
в установлении в шариате пяти
видов действий мусульманина, которым
придавался в равной мере правовой
и морально-религиозный смысл:
* обязательные;
* рекомендуемые;
* дозволенные;
* предосудительные, но не влекущие
за собой применения наказания;
* запрещенные и подлежащие наказанию.
Основная тенденция шариата
– оценка различных жизненных
обстоятельств с точки зрения
религии. Поэтому не случайно,
что одной из особенностей
норм, составляющих шариат, является
то, что они применяются только
к мусульманам и в отношениях
между мусульманами. Кодекс шариата
подразделяется на три основные
части: ибадат (обязанности, относящиеся
к религиозному культу), муамалят
(чисто юридические нормы) и
укубат (система наказаний).
Предписания шариата многочисленны
и строги. Они определяют все
нормы взаимоотношений человека
в семье и обществе, регулируют
гражданские правоотношения, порядок
разрешения имущественных споров.
За нарушение норм шариата
предусмотрена очень жесткая
система наказаний (достаточно
вспомнить публичные казни в
Чечне, провозгласившей приверженность
шариату).
Как конфессиональное право
шариат отличается от канонического
права в странах Европы в
том отношении, что он регулирует
не строго очерченные сферы
общественной и церковной жизни,
а выступает в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной
системы, утвердившейся в целом
ряде стран Азии и Африки
распространившей свое действие
на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично
Восточную и Западную Африку,
на ряд стран Юго-Восточной
Азии. Однако столь бурное и
широкое распространение ислама
и шариата повлекло за собой
и все большее проявление в нем местных
особенностей и различий при толковании
отдельных правовых институтов. Так, с
утверждением двух главных направлений
в исламе соответствующим образом произошел
раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным
направлением (суннизм) возникло и другое
направление - шиизм1.
2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО
ПРАВА.
2.1. Коран.
Важнейшим источником шариата
считается Коран (от араб. "ал-куран"
- "чтение вслух", "назидание")
- священная книга мусульман, состоящая
из притч, молитв и проповедей,
произнесенных Мухаммедом между
610 и 632 г.г. Исследователи находят
в Коране положения, заимствованные
из более ранних правовых памятников
Востока и из обычаев доисламской
Аравии.
Сначала пророческие откровения
передавались в общине изустно,
по памяти. Некоторые из них
верующие записывали по собственной
инициативе пока, наконец, в Медине
по указанию Мухаммеда не стали
вестись систематические записи.
Канонизирование содержания Корана
и составление окончательной
редакции произошло при халифе
Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает
арабам покинуть "обычаи отцов"
в пользу правил, установленных
исламом. В самом Коране его
правовая значимость определяется
следующим образом: "И так, мы
ниспослали его как арабский
судебник".
Коран состоит из 14 глав (сур),
расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая
часть этих стихов имеет мифологический
характер, и лишь около 500 стихов
содержит предписания, относящиеся
к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80 из
них можно рассматривать как
собственно правовые (в основном
это правила, относящиеся к
браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей.1
Большая часть положений
Корана носит казуальный характер
и представляет собой конкретные
толкования, данные пророком в
связи с частными случаями. Но
многие установления имеют весьма
неопределенный вид и могут
приобретать разный смысл в
зависимости от того, какое содержание
в них вкладывается. В последующей
судебно-богословской практике и в правовой
доктрине в результате достаточно свободного
толкования они получили свое выражение
в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих
правовых предписаниях.
2.2. Сунна.
Другим авторитетным и обязательным
для всех мусульман источником
права была Сунна ("священное
предание"), состоящая из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях
и поступках самого Мухаммеда.
В хадисах также можно встретить
различные правовые напластования,
отражающие развитие социальных
отношений в арабском обществе.
Окончательное редактирование хадисов
было осуществлено в 9 веке, когда
были составлены в ортодоксальных
сборниках сунны, наибольшую известность
из которых получил Бухари. Из
сунны также выводятся нормы
брачного и наследственного, доказательственного
и судебного права, правила
о рабах и т.д. Хадисы сунны,
несмотря на их обработку, содержали
много противоречащих положений,
и выбор наиболее "достоверных"
всецело относился к усмотрению
богословов-правоведов и судей.
Считалось, что имеют силу лишь
те хадисы, которые были пересказаны
сподвижниками Мухаммеда, причем,
в отличие от суннитов, шииты
признавали действительными лишь
те хадисы, которые восходили
к халифу Али и к его сторонникам.
Таким образом, "Сунна посланника
Аллаха" (полное название Сунны)
- свод текстов, описывающих жизнь
Мухаммеда, его слова и дела,
а в широком смысле - сборник
благих обычаев, традиционных
установлений, дополняющий Коран
и почитаемый наравне с ним
как источник сведений о том,
какое поведение или мнение
является богоугодным, правоверным.
Обучение Сунне - важная часть
религиозного воспитания и образования,
а знание Сунны и следование
ей - один из главных критериев
авторитетных предводителей верующих.2
2.3. Иджма.
Третье место в иерархии
источников мусульманского права
занимала иджма, которая рассматривалась
как "общее согласие мусульманской
общины". Наряду с Кораном и
Сунной она относилась к группе
авторитетных источников шариата.
Практически иджма складывалась
из совпадающих мнений по религиозным
и правовым вопросам, которые были высказаны
сподвижниками Мухаммеда или впоследствии
наиболее влиятельными мусульманскими
теологами-правоведами (имамами, муфтиями).
Иджма развивалась как в виде интерпретаций
текста Корана или Сунны, так и путем формирования
новых норм, которые уже не связывались
с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные
правила поведения и становились обязательными
в силу единодушной поддержки муфтиев
и муджатахидов.
Такой способ развития норм
мусульманского права получил
название "иджтихад". Правомерность
иджмы как одного из основных
источников шариата выводилась
из указания Мухаммеда : "Если
вы сами не знаете, спросите
тех, кто знает".