Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:03, реферат

Описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.

Содержание

Введение
1. Мусульманское право
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.
2. Источники мусульманского права.
2.1. Коран
2.2. Сунна
2.3. Иджма
2.4. Кияс
2.5. Фирманы, кануны
3. Право мусульманских стран: право Арабского Халифата
3.1. Право личного статуса.
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений
3.3. Обязательства
3.4. Семейные отношения
3.5. Наследственное право
3.6. Преступления и наказания
3.7. Судебный процесс
4. Приспособление мусульманского права к современному миру.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

мусульманское право.docx

— 43.37 Кб (Скачать документ)

Содержание

 Введение

1. Мусульманское право

1.1. Основные черты мусульманской  правовой системы.

2. Источники мусульманского права.

2.1. Коран

2.2. Сунна

2.3. Иджма

2.4. Кияс

2.5. Фирманы, кануны

3. Право мусульманских стран:  право Арабского Халифата

3.1. Право личного статуса.

3.2. Правовое регулирование имущественных  отношений

3.3. Обязательства

3.4. Семейные отношения

3.5. Наследственное право

3.6. Преступления и наказания

3.7. Судебный процесс

4. Приспособление мусульманского  права к современному миру.

 Заключение.

 Список литературы.

 

 

 

Введение

 Возникновение и история  развития правовой системы государства  свидетельствует о том, что  на содержание и динамику правовой  системы воздействует вся духовная  культура общества: религия, философия,  мораль, художественная культура, наука.  На формирование мусульманского  права решающее воздействие оказала  религия.

 Считалось, что все необходимые  для мусульман законы и правила  поведения были изложены Мухаммедом  и его ближайшими сподвижниками.  Поэтому государство не должно  издавать новых законов, а лишь  исполнять волю Аллаха.

 Одним из наиболее крупных  явлений в средневековой цивилизации  на Востоке стало мусульманское  право (шариат). Эта правовая система,  которая со временем приобрела  мировое значение, возникла и  оформилась в рамках Арабского  халифата. Процесс ее развития  был тесно связан с эволюцией  арабской государственности от  небольшой патриархально-религиозной  общины в начале VII в. (при пророке  Мухаммеде) до одной из крупнейших  империй VIII—Х вв. при династиях  Омейядов и Аббасидов.

 После падения Арабского  халифата мусульманское право  не только не потеряло свое  былое значение, но приобрело  как бы "вторую жизнь" (подобно  римскому праву в средневековой  Европе) и стало действующим правом  в целом ряде средневековых  стран Азии и Африки, принявших  в той или иной степени ислам  (Египет, Индия, Османская империя  и т.д.).

 Мусульманское право вобрало  в себя многие элементы предшествующих  правовых культур Востока, в  частности правовые обычаи и  традиции, действовавшие в доисламской  Аравии и на завоеванных арабами  территориях. Так, при Омейядах  некоторое время продолжало применяться  право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское  право. Все эти источники оказали  некоторое, хотя внешне и малозаметное  влияние на становление шариата,  символизируя тем самым связь  восточной и западной цивилизаций.  Но не они определили, в конечном  счете, неповторимость и своеобразие  шариата как самостоятельной  и оригинальной правовой системы.  Исключительно важную роль в  становлении шариата сыграла  деятельность Мухаммеда и первых  четырех так называемых праведных  халифов, при которых путем  толкования заповедей, высказываний  и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.

 

 

1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО.

1.1. Основные черты мусульманской  правовой системы.

 Правовые системы 45 афро-азиатских  государств (от Марокко до Индонезии)  относятся к мусульманской правовой  системе. Наиболее мусульманскими  считаются 33 страны ( Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии  и Африки и т.д.) Здесь более  80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях  государственной религией.

 Мусульманское право - это  система норм, выраженных в религиозной  форме и основанных на мусульманской  религии - исламе. Ислам исходит  из того, что существующее право  произошло от Аллаха, который  в определенный момент истории  открыл его человеку через  своего пророка Мухаммеда. Оно  охватывает все сферы социальной  жизни, а не только те, которые  подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку  раз и навсегда, но божественные  открытия нуждаются в разъяснениях  и толкованиях. Ислам - самая  молодая из трех мировых религий,  но имеет очень широкое распространение.  Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы  и уточняет, во что мусульманин  должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что  они должны делать и чего  не должны. Шариат означает в  переводе на русский язык "путь  следования" и составляет то, что  называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин  должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к  себе подобным и по отношению  к Богу. Иными словами, шариат  основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не  на правах, которые он может  иметь. Последствием невыполнения  обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское  право не уделяет много внимания  санкциям, установленными самими  нормами. Оно регулирует отношения  только между мусульманами. В  исламе государство выполняет  роль служителя религии. Ислам  по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

 Мусульманское право имеет  четыре источника:

1. Священная книга Коран, состоящая  из высказываний Аллаха, обращенных  к последнему из его пророков  и посланцев Магомету;

2. Сунна - сборник традиционных  правил, касающихся действий и  высказываний Магомета, воспроизведенных  целым рядом посредников;

3. Иджма - конкретизация положений  Корана в изложении крупных  ученых-мусульманистов;

4. Кияс - рассуждение по аналогии  о тех явлениях жизни мусульман,  которые не охватываются предыдущими  источниками мусульманского права.  Таким суждениям придается законный, общественный характер. 

 К чертам мусульманского  права относятся: архаичность  ряда институтов, казуистичность  и отсутствие систематизации. Это  право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское  право и никогда не рассматривались  как его источник.

 В правовой действительности  широко используются соглашения, которые могут вносить существенные  изменения в нормы мусульманского  права, но не считаются обязательными.  Развитие этой системы права  прекратилось в Х в. н.э., когда  отпала возможность его толкования.

 Основное содержание мусульманского  права - вытекающие из ислама  правила поведения верующих и  наказания (обычно религиозного  толка) за невыполнение данных  предписаний.

 С самого начала ислам  определял не только религиозный  ритуал, догматические и культовые  особенности, но социальные институты,  формы собственности, особенности  права, философии, политического  устройства, этики, морали и социальной  психологии, хотя духовная сторона  стояла все же на первом  месте.

 Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных  и правовых норм, составленный  на основе Корана и Сунны,  содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и  брачно-семейного права. Таким  образом, шариат - это правовые  предписания, неотъемлемые от  теологии ислама, тесно связанные  с его религиозно-мистическими  представлениями. Ислам рассматривает  правовые установления, как частицу  единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

 Тесная связь права с теологией  ислама нашла свое выражение  в установлении в шариате пяти  видов действий мусульманина, которым  придавался в равной мере правовой  и морально-религиозный смысл:

* обязательные;

* рекомендуемые;

* дозволенные;

* предосудительные, но не влекущие  за собой применения наказания;

* запрещенные и подлежащие наказанию.

 Основная тенденция шариата  – оценка различных жизненных  обстоятельств с точки зрения  религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей  норм, составляющих шариат, является  то, что они применяются только  к мусульманам и в отношениях  между мусульманами. Кодекс шариата  подразделяется на три основные  части: ибадат (обязанности, относящиеся  к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и  укубат (система наказаний).

 Предписания шариата многочисленны  и строги. Они определяют все  нормы взаимоотношений человека  в семье и обществе, регулируют  гражданские правоотношения, порядок  разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата  предусмотрена очень жесткая  система наказаний (достаточно  вспомнить публичные казни в  Чечне, провозгласившей приверженность  шариату).

 Как конфессиональное право  шариат отличается от канонического  права в странах Европы в  том отношении, что он регулирует  не строго очерченные сферы  общественной и церковной жизни,  а выступает в качестве всеохватывающей  и всеобъемлющей нормативной  системы, утвердившейся в целом  ряде стран Азии и Африки  распространившей свое действие  на Среднюю Азию и часть  Закавказья, на Северную, частично  Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной  Азии. Однако столь бурное и  широкое распространение ислама  и шариата повлекло за собой  и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм1.

 

2. ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО  ПРАВА.

2.1. Коран.

 Важнейшим источником шариата  считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая  из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между  610 и 632 г.г. Исследователи находят  в Коране положения, заимствованные  из более ранних правовых памятников  Востока и из обычаев доисламской  Аравии.

 Сначала пророческие откровения  передавались в общине изустно,  по памяти. Некоторые из них  верующие записывали по собственной  инициативе пока, наконец, в Медине  по указанию Мухаммеда не стали  вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана  и составление окончательной  редакции произошло при халифе  Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает  арабам покинуть "обычаи отцов"  в пользу правил, установленных  исламом. В самом Коране его  правовая значимость определяется  следующим образом: "И так, мы  ниспослали его как арабский  судебник".

 Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая  часть этих стихов имеет мифологический  характер, и лишь около 500 стихов  содержит предписания, относящиеся  к правилам поведения мусульман.  При этом не более чем 80 из  них можно рассматривать как  собственно правовые (в основном  это правила, относящиеся к  браку и семье), остальные касаются  религиозного ритуала и обязанностей.1

 Большая часть положений  Корана носит казуальный характер  и представляет собой конкретные  толкования, данные пророком в  связи с частными случаями. Но  многие установления имеют весьма  неопределенный вид и могут  приобретать разный смысл в  зависимости от того, какое содержание  в них вкладывается. В последующей  судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

2.2. Сунна.

 Другим авторитетным и обязательным  для всех мусульман источником  права была Сунна ("священное  предание"), состоящая из многочисленных  рассказов (хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммеда.  В хадисах также можно встретить  различные правовые напластования,  отражающие развитие социальных  отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов  было осуществлено в 9 веке, когда  были составлены в ортодоксальных  сборниках сунны, наибольшую известность  из которых получил Бухари. Из  сунны также выводятся нормы  брачного и наследственного, доказательственного  и судебного права, правила  о рабах и т.д. Хадисы сунны,  несмотря на их обработку, содержали  много противоречащих положений,  и выбор наиболее "достоверных"  всецело относился к усмотрению  богословов-правоведов и судей.  Считалось, что имеют силу лишь  те хадисы, которые были пересказаны  сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты  признавали действительными лишь  те хадисы, которые восходили  к халифу Али и к его сторонникам.

 Таким образом, "Сунна посланника  Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь  Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник  благих обычаев, традиционных  установлений, дополняющий Коран  и почитаемый наравне с ним  как источник сведений о том,  какое поведение или мнение  является богоугодным, правоверным.  Обучение Сунне - важная часть  религиозного воспитания и образования,  а знание Сунны и следование  ей - один из главных критериев  авторитетных предводителей верующих.2

 

 2.3. Иджма.

 Третье место в иерархии  источников мусульманского права  занимала иджма, которая рассматривалась  как "общее согласие мусульманской  общины". Наряду с Кораном и  Сунной она относилась к группе  авторитетных источников шариата.  Практически иджма складывалась  из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

 Такой способ развития норм  мусульманского права получил  название "иджтихад". Правомерность  иджмы как одного из основных  источников шариата выводилась  из указания Мухаммеда : "Если  вы сами не знаете, спросите  тех, кто знает".

Информация о работе Мусульманское право