Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа

Описание

Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551 – 479 до н. э.). Имя Конфуций – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

Содержание

1. Введение
2. Конфуцианство
3. Конфуций о человеке
4. Человеколюбие и гуманность
5. Основные понятия учения. Жень: человечность
6. Заключение
7. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Религиоведение.docx

— 35.49 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Религиоведение

Тема : Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве

 

     

 

Студентка 3 курса

заочного отделения

специальность

Связи с  общественностью

Шадёркина Анна  

                                                                                            Преподаватель:

                               ____________________________

                                                                                                            должность    Ф.И.О

 

 

Москва

2012год

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Конфуцианство
  3. Конфуций о человеке
  4. Человеколюбие и гуманность
  5. Основные понятия учения. Жень: человечность
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

Введение

 

Конфуцианство – китайское  этико-политическое учение, приписываемое  Конфуцию (551 – 479 до н. э.). Имя Конфуций – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Сверх того, его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России.

Этого мыслителя древности, в отличие от многих других, не скрывает завеса, сотканная воображением последователей. Наоборот – благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах, о событиях его жизни, услышать его подлинные слова. Оказывается, в его облике нет ничего сверхчеловеческого, он удивительно прост, даже прозаичен.

Центральное понятие конфуцианства  – жэнь «гуманность». Жэнь предполагает шу – «взаимность». Жэнь – гуманность, человеколюбие – понятие китайской философии, одно из центральных понятий в конфуцианстве, включает в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, любовь к людям и т. п. В конфуцианстве понятие «жэнь» сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти, с другой – как «преодоление себя и возвращение к (ритуальной) благопристойности» (кэ цзи фу ли), реализующее «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам». У Конфуция «жэнь» представлялось специфическим атрибутом «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность.

Конфуций, придавший этому  понятию значение универсальной  добродетели, интерпретировал его  как «любовь к людям». Взаимная гуманность воплощена в «золотом правиле нравственности»: чего себе не хочешь, того другим не делай, – и  реализуется в ли (ритуале). Однако взаимная гуманность предполагает не равенство между людьми, а справедливую иерархию. Критерием возвышения в ней является знание (конфуцианских канонов, древних текстов и, конечно, ритуала). Идеалом конфуцианства выступает «благородный муж», который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется «низкому человеку», думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.

 

Конфуцианство

 

Учение, возникшее в Древнем  Китае и оказавшее огромное влияние  на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя  Китая на протяжении свыше двух тысяч  лет. Европейское название это учение получило от латинизированной формы  фамилии и титула своего основателя – Конфуция. Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) жил в эпоху раздробленности страны и постоянных междоусобиц и в его учении в полной мере отразилась как эта эпоха, так и стремление к преодолению порожденного ею хаоса. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н. э. затем развиты его последователями Мэн – цзы, Сюнь – цзы и др.

С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы господствовавшего  класса, было активным участником в  социально – политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного  строя и сложившихся форм государственного управления путем строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определенных принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых, по его терминологии – людей умственного и физического труда, причем первые господствуют, а вторые подчиняются им содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем конфуцианства (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).

Главным в конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь «гуманность» как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли «этикета» – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданностью государю, вежливости и т. д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т. н. цзюнь цзы «благородные мужи», т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же – сяо жэнь (дословно – «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и его последователей, – яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Большую роль играл в конфуцианстве  унаследованный из архаических верований, но переосмысленный им культ предков. Конфуцианство отнюдь не предписывало своим последователям верить в реальное присутствие предков во время  жертвенных актов и даже не утверждало о бессмертии их душ. Важно было вести  себя так, как если бы (жу цзай) предки действительно присутствовали, демонстрируя этим свою искренность (чэн) и развивая в себе гуманность – сановнюю почтительность и уважение к семейным ценностям, и к древности.

Что касается культа и ритуала, то конфуцианский культ, сохраняя внешне архиерические формы, также в основном имел мемориальное значение (почитание памяти Конфуция и его учеников и т. п.), а отчасти походил на современные государственные и гражданские ритуалы, что хорошо понимали миссионеры – иезуиты XVII–XVIII вв., разрешавшие крещеным китайцам продолжать совершать конфуцианские ритуалы. Не был обожествлен и сам Конфуций, всегда считавшийся только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости.

Конфуцианство уделяло большое  внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую в конфуцианстве, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по появлению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять – значит исправлять», конфуцианство придавало большое значение учению чжен мин (об «исправлении имен»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древне – китайских  идеологических течений, в особенности  легизма, что являлось необходимостью в условиях создания централизованной империи, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат.

Конфуцианство проникло во все поры общественной жизни и  в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую  мысль, препятствуя их дальнейшему  развитию и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в  особенности среди интеллигенции.

 

  1. Конфуций о человеке

 

Древнекитайский мыслитель  Кун-цзы (Конфуций – 551 – 479 до н. э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок – вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т. е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением «Лунь-юй» (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.

Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории – дао (истинный путь) и дэ (одаренность) – также используются в «Лунь-юй» без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще Конфуций предпочитал не занимался вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.

Обсуждать вопрос о природе  человека, как свидетельствует «Лунь-юй», Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: «По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга».

 

Человеколюбие и  гуманность

 

Конфуций говорил  о «почтительности», «великодушии», «правдивости», «сметливости», «милости», считая, что «тот, кто способен распространить в Поднебесной эти пять качеств, является человеколюбивым».

Приведем еще  несколько характеристик этого  понятия. «Почтительность к родителям  и уважительность к старшим братьям  – это основа человеколюбия». «Если  человек настойчив, тверд, прост, скуп на слова, он близок к человеколюла, – это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?» И еще один важный момент: «Человеколюбивый человек – это тот, кто, стремясь укрепить себя (на правильном пути), помогает в этом и другим, стремясь добиться лучшего осуществления дел, помогать в этом другим».

Из некоторых  текстов видно, что «человеколюбие»  не является нормой для всех. Конфуций говорил: «Есть благородные мужи, которые не обладают человеколюбием, но нет низких людей, которые обладали бы человеколюбием». Конфуций противопоставляет  «благородных» и «низких» людей. «Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как  бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». К «низким людям» нужно относиться настороженно. «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».

Конфуций рисует образ «благородного мужа», противопоставляя ему простолюдина. «Благородный муж» боится трех вещей: он боится веления  неба, великих людей и слов совершенно мудрых. Низкий человек не знает веления неба и не боится его; презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека». «Благородный человек стойко переносит нужду, а низкий человек в нужде становится распущенным». «Благородный муж избегает трех вещей: в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности». «Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах».

В конфуцианстве  сформулированы следующие принципы «самоусовершенствования»:

  • истинно богатые и знатные должны вести себя как богатые и знатные, истинно бедные и низкие должны вести себя как бедные и низкие, рабы должны вести себя как рабы, потерпевшие бедствие должны вести себя как потерпевшие бедствие;
  • те, кто занимает высокое положение, не должны опускаться вниз, и наоборот, те, кто находится на низшей ступени, не должны карабкаться вверх;
  • следует исправлять свои ошибки и ничего не требовать от других;
  • не следует роптать на небо и питать ненависть к другим.

Эти понятия должны отличать человека от любого другого существа и, прежде всего, от некитайского «варвара». Именно человеколюбие должно царить в мире гармонии.

Какой же человек может  считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. «Тот, кто  держится с достоинством, не попадет  впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять  другими».

В основе гуманности лежат  сыновья почтительность, братская любовь и уважение к древности. Именно гуманность оказывается тем чувством, которое  выделяет благородного мужа. Оказывается, не официальный пост, не воспитание, даже не образование, а такое эфемерное  чувство, вечно ускользающее качество как человеколюбие, определяет истинность человека.

Между тем, Конфуций не осмеливался  назвать себя по истине человеколюбивым. Он также не боялся признать, что  точно не знает, что это за чувство, и не способен словами объяснить всю мистическую глубину заданного понятия. Много раз ученики задавали Конфуцию хитроумные вопросы о том, можно ли назвать того или иного человека гуманным. Однажды Конфуций сказал, что человеколюбие означает «любить людей». А знание, или мудрость, – это «знать людей». Одному из учеников не удалось понять смысл высказывания, и тогда Учитель уточнил: «Воспитывать прямоту и избегать искривлений. И тогда можно кривое выпрямить». Человеколюбие – это отнюдь не качество «для себя», для удовлетворения собственного тщеславия, но «для исправления кривого», т. е. для служения людям.

Информация о работе Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве