Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:06, контрольная работа
Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551 – 479 до н. э.). Имя Конфуций – латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.
1. Введение
2. Конфуцианство
3. Конфуций о человеке
4. Человеколюбие и гуманность
5. Основные понятия учения. Жень: человечность
6. Заключение
7. Список литературы
Но человеколюбие для Конфуция – это не просто особая способность ценить людей и любить их. Это даже не гуманность как признание высшей ценности человеческой жизни. Оно весьма выборочно. Однажды Конфуций осудил человека зато, что он соблюдал траур по родителям в течение одного года вместо положенных трех лет, назвав его при этом не обладающим человеколюбием.
А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Конфуция. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие «человеколюбие».
Однажды Кoнфуций в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуала был приглашен в дoм одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала «музыка четырех сторон света», Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку «варваров». Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами.
В итоге актеров подвергли страшной казни – им отрубили руки и ноги.
Разве это не жестокость? Ведь исполнять песни и танцы – работа актеров, к тому же простолюдины не обязаны разбираться во всех тонкостях Ритуала. В этом и заключается особенность восточных религий. Человек обязан строго подчиняться установленным правилам, иначе его считают «варваром» и жестоко наказывают.
Жень – центральная категория учения Конфуция. Обычно она переводиться как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». Жень обозначает и специфический признак человека, и программу его деятельности. Это – человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос, в чем заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Сам же Конфуций на вопрос, что такое «жень», отвечал: «Это значит любить людей». На вопрос «Что есть жэнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».
Древнеиндийские источники
передают рассказ о нетерпеливом
и любопытствующем молодом
Иероглиф «жень» состоит из двух знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми. Именно они, эти соотношения, составляют собственно пространство человеческого бытия.
В состав понятия «жень» входит и золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Начало взаимности в отношениях – общий принцип поведения. Его конкретным воплощением является ритуал. У Конфуция есть такие слова: «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, – это и есть человеколюбие». То есть если «жень» это душа человеческого общения, то «ли» – ритуал является плотью общения.
Ритуал, по мнению Конфуция, соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам.
Человеколюбие в учении Конфуция – взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми? Ритуал и является ответом на этот вопрос. Ритуал у Конфуция – общественная соразмерность индивидов.
Очень важно понять соотношение «жень» и «ли». В конфуцианстве «жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». При этом и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень».
Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы. Ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.
В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
По мнению Конфуция, образец и норму поведения задает древность. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Такая установка не просто означает, что человек смотрит назад. Она имеет у Конфуция более конкретный и строгий вид: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям – это основа человеколюбия».
Заключение
Конфуций даёт понять, на
сколько важным является для хуася соблюдение
их этнической обособленности. Он не только
прощает своих наиболее жёстких идейных
противников, отстаивающих принцип «мы
– они», но и поощряет их, одаривая их одним
из высших нравственных эпитетов, которым
он только мог наградить человека. Это
ещё один аспект учения Конфуция, показывающего
приоритеты Конфуция в его понимании сущности
китайской этнической общности, характерные
черты его учения, вышедшего и затем на
протяжении всей истории Китая в той или
иной степени влияющего на развитие китайской
цивилизации. И этот аспект тем показательнее,
чем мы более внимательно вчитаемся в
вышеуказанные пассажи. Среди ряда исследователей
Китая, так или иначе затрагивающих вопросы
интерпретации конфуцианского понимания
«жэнь», существует мнение о том, что конфуцианская
гуманность была не характеристикой каких-то
конкретных действий, в чём она противостоит
европейской трактовке гуманности, но
служила для обозначения определённого
внутреннего состояний человека, которого
можно было бы охарактеризовать этим термином.
Несомненно, что мы можем в известной степени
признать это утверждение и тут не нужно
лишний раз доказывать, как важны личные
качества человека для его самореализации.
Однако, как показывает анализ приведённых
выше строк из Луньюя, гуманность имела
и свои внешние проявления, причём зачастую
достаточно утилитарные, а иногда и вообще
понималась, весьма своеобразным образом,
служа не столько показателем действительно
нравственного совершенства человека,
сколько его способностью сохранять этническую
самоидентификацию и обособленность,
привнося некие националистическо-
В любом случае не стоит
идеализировать конфуцианство и
его трактовку гуманности-
Мы, конечно, можем продолжать
анализировать категорию «жэнь»
Список литературы:
Интернет ресурсы:
Информация о работе Понятие человеколюбия “жэнь” в конфуцианстве