Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:33, реферат
Цель работы - исследование взаимодействия православия, католицизма и протестантизма в условиях современного мира.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- определить и охарактеризовать субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века, а именно: религиозный состав населения России начала XXI века, характерные черты православия, католичества и протестантизма;
- определить проблемы межконфессионного взаимодействия;
- охарактеризовать протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России;
- рассмотреть вопросы правового оформления государственно-конфессиональных отношений.
Введение
В
современной России, переживающей социокультурный
кризис, связанный со сменой идеологических
парадигм, поиском национальной и
религиозной идентификации, многими
нерешенными социально-
Актуальность исследования взаимодействия православия, католичества и протестантизма в современном мире обусловлено тем фактом, что в результате анализа религиозного состава населения, роли религиозных институтов в обществе, религиозной самоидентификации и уровня религиозности как интегрирующих либо дезинтегрирующих факторов развития стоит особое внимание уделить взаимодействию вышеперечисленных конфессий.
Цель работы - исследование взаимодействия православия, католицизма и протестантизма в условиях современного мира.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- определить
и охарактеризовать субъекты
межрелигиозного
- определить
проблемы межконфессионного
- охарактеризовать
протестантские организации
- рассмотреть
вопросы правового оформления
государственно-
Теоретическими разработками в области межконфессионального взаимодействия занимались многие социологи и религиоведы, такие как Яблоков, Андреева, Бераров, Гордиенко и пр.
Объект исследования - межконфессиональные отношения.
Предмет исследования - взаимодействие православия, католичества и протестантизма в современном мире.
Структурно работа представлена введением, двумя главами с подпунктами, заключением и списком литературы.
1. Субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века
1.1 Религиозный состав населения России начала XXI века
В течение последнего десятилетия XX в. структура религиозного пространства России существенно изменилась. К началу 1990-х гг. она была представлена всего 15--20 религиозными направлениями [14, с. 7], поскольку исторически носителями определенных религий были коренные этносы или группы этносов. Ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения являлись одновременно и ареалами распространения исповедуемых ими религий. Для современного общества характерна тенденция к росту религиозного разнообразия, что связано с изменением национальной структуры населения регионов, внешней и внутренней открытостью страны. Сейчас практически во всех регионах России проживают люди, как минимум, 50-60 национальностей, последователи 20-30 религиозных направлений (среднее количество зарегистрированных религиозных направлений в отдельно взятом регионе России) [8]. Полирелигиозность распространяется на те регионы, которые были прежде монорелигиозными, что неизбежно влечет столкновение интересов различных религиозных организаций.
В этой
связи анализ интегрирующих или
дезинтегрирующих тенденций в современном
российском обществе с учетом роли
христианских религиозных институтов
выдвигает в качестве ведущей
аналитической категории - межрелигиозную
конфликтогенность (актуальную и потенциальную).
При этом, на наш взгляд, общероссийские
конфликтогенные тенденции пока
не имеют религиозной базы, поскольку
в их основе лежат острые социальные
проблемы, в то время как ни одна
из конфессий пока не смогла выразить
идею защиты социальной справедливости
на языке религиозной доктрины и
облечь ее в доступную для масс
форму. Следует учитывать также
фиксируемый посредством
Роль
и влияние христианского
На 1 января
2002 г. в органах юстиции Российской
Федерации зарегистрирована 20441 религиозная
организация 67-ми религиозных направлений,
в том числе: 10965 организаций Русской
православной церкви (РПЦ), 3186 исламских,
около 3 тыс. протестантских организаций
[9, с. 109-110]. Сведения различных социологических
опросов весьма разнородны, однако
по этим данным до двух третей респондентов
причисляют себя к православным [13,
с. 5]. При этом надо учитывать, что, называя
себя православными, многие респонденты
имеют в виду главным образом
происхождение из соответствующей
этнокультурной среды и идентифицируют
себя не столько с православной церковью,
сколько с православной культурной
традицией. Это соображение не позволяет
автоматически причислять их к верующим.
Высокий уровень
Социологические опросы постоянно фиксируют такое явление, как несовпадение количества респондентов, заявляющих о своей религиозной принадлежности, и количества верующих в Бога (например, число респондентов, заявивших о своей конфессиональной принадлежности, составило 60,5% в 2002 г.; 57,8% в 2004 г., однако число респондентов, заявивших о своей вере в Бога, составило всего 43,4% в 2002 г.; 37,5% в 2004 г.) [10, с. 24].
1.2 Характерные черты православия, католичества и протестантизма
Православие. К настоящему времени в мире насчитывается 160 млн последователей этого течения христианства. К началу 2006 г. в России действовало 7195 объединений юрисдикции Московской патриархии и 164 старообрядческих объединения [15].
Ортодоксальная
(православная) Церковь наиболее близка
традициям раннего
Православные церкви признают каноническими решения лишь первых семи Вселенских Соборов. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Строжайше соблюдаются традиции семи таинств. Основными ритуалами культа являются молитва, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе.
В Православной Церкви ритуал довлеет над теологией. Великолепие и роскошь храма, праздничность литургии нацеливают на восприятие веры не столько разумом, сколько чувствами. Идея православной соборности предполагает единение мирян и духовенства, приверженность традиции и примат коллективного начала. Основной праздник православия -- Пасха.
Католицизм. Католическая (пер. с гр. -- вселенская) Церковь является крупнейшей в христианском мире. Католицизм распространен во всех регионах земного шара, но наиболее в Европе (Франция, Италия, Испания, Польша), Латинской Америке, Африке, Юго-восточной Азии (Филиппины). К настоящему времени в мире насчитывается более 900 млн. католиков. К началу 2006 г. в России было зарегистрировано 183 католических религиозных объединения.
Основы
веры католицизма составляют книги
Ветхого и Нового Завета (Священное
Писание), решения 21 Вселенских Церковных
Соборов и суждения римских пап
по церковным и мирским делам
(Священное Предание). Догмат католичества,
во многом близкий православию, имеет
некоторые особенности. Под влиянием
арианства утвердилось
Католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как исходит из убеждения, что греховность -- неотъемлемая часть человеческой природы (безгрешен только папа). Искупление грехов в католицизме возможно благодаря общественной деятельности. Огромную роль в спасении греховных людей, согласно католическому догмату, играет так называемая сокровищница сверхдобрых дел, в избытке совершенных Христом, Девой Марией и святыми. Распоряжается этой сокровищницей наместник Бога на Земле -- папа римский.
Католицизм, как и православие, признает семь таинств христианства. Однако крещение здесь осуществляется обливанием, а конфирмация отделена от крещения и проводится по достижении ребенком 7--8 лет. Языком литургии и «священных книг» до последнего времени являлась латынь, а теперь -- национальные языки.
В католичестве сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий. Практикуется канонизация (причащение к лику святых) и беатизация (возведение в ранг блаженных). Католический храм, поражающий одухотворенностью и строгим величием, украшается живописью и скульптурой. При тщательной разработанности и пышности ритуала (а католицизм широко практикует многотысячные процессии, грандиозные собрания паломников), в римском христианстве все же теология -- учение о вере -- господствует над обрядом. Потому католицизм более индивидуалистичен, нежели православие.
Католицизм
иерархически организован. Во главе
всех католиков стоит папа римский.
Посредством развитого
Протестантизм. В различных протестантских конфессиях исследователи насчитывают в настоящее время более 330 млн. приверженцев. Это особенно пестрое по своей структуре направление христианства. К началу 2006 г. в России было зарегистрировано около 20 протестантских конфессий, включающих в себя более 2250 религиозных объединений [15].
Несмотря на наличие в протестантизме множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признается у большинства протестантов единственным источником вероучения. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты, в большинстве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Основные богослужения -- чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой является община. Иерархия священнослужителей не развита.
В протестантизме можно выделить два основных направления: либеральное (признающее критику Библии) и фундаменталистское (настаивающее на буквальном понимании Библейских текстов).
2. Главенствующая роль православной церкви на религиозном пространстве России и вопросы межрелигиозного взаимодействия
2.1 Проблемы межконфессионного взаимодействия
Доминирующее
положение в России занимает Русская
православная церковь. Это объясняется
тем, что, во-первых, христианство в
форме православия
Во-вторых,
с крушением СССР потерпели фиаско
коммунистические мировоззрение, ценности
и самоидентификация ("советский
человек"). Это заставило население
искать новую модель самоидентификации
- на базе религиозных (прежде всего
православных) ценностей, что стало
основой мощного притока
В-третьих,
высокий уровень политизации
православия, поскольку государственная
власть пытается найти в нем базу
для мировоззренческой и
Яркий
тому пример - взаимоотношения Русской
Православной Церкви и Ватикана. В 2002
г. Русская Православная Церковь
выступила против учреждения в России
четырех католических епархий. Министерство
иностранных дел РФ обнародовало
заявление по поводу учреждения епархий
католической церкви в России, тем
самым нарушив принцип