Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:33, реферат
Цель работы - исследование взаимодействия православия, католицизма и протестантизма в условиях современного мира.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
- определить и охарактеризовать субъекты межрелигиозного взаимодействия на территории России в начале XXI века, а именно: религиозный состав населения России начала XXI века, характерные черты православия, католичества и протестантизма;
- определить проблемы межконфессионного взаимодействия;
- охарактеризовать протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России;
- рассмотреть вопросы правового оформления государственно-конфессиональных отношений.
По мнению
Андреевой Л.А. и В.В. Ряховского,
одной из серьезных причин межхристианской
конфликтогенности может стать
современная ситуация, характеризующаяся
фактической исчерпанностью резерва
для быстрого дальнейшего роста
числа новых членов православной
церкви, что может привести к столкновению
на миссионерском поприще с
Тенденция к прекращению притока новых членов в РПЦ, наметившаяся со второй половины 1990-х г., объясняется рядом причин. Главная из них видится в неспособности РПЦ повлиять на решение острых социальных вопросов. Заметим, что процесс дехристианизации в России в начале XX в. (уже в 1916 г. Синод в определении № 676 признал, что в Российской империи началось массовое отпадение от веры) был неотделим от социального протеста населения, что стало следствием многовекового союза "трона и алтаря" [2, с. 90]. Вопросы социальной справедливости, затронутые в "Социальной доктрине РПЦ", не трансформировались в открытую публичную критику власти по социальным проблемам. Усиленное лоббирование государством интересов одной конфессии, стремление к клерикализации различных сторон общественной жизни, вызванное недооценкой роли внерелигиозно ориентированной части населения и полирелигиозного характера страны, спровоцировало негативный отклик в обществе. Клерикальную модель в православном варианте поддерживают около 5% православных при исключительно отрицательном отношении представителей других конфессий и неверующих [10, с. 26].
Развернувшаяся недавно в обществе и СМИ дискуссия о преподавании основ православной культуры в общеобразовательной школе расколола общество и превратила дискуссию о светском образовании в дискуссию о религиозном образовании.
Такая
реакция на циркулярное письмо министра
образования РФ В. Филиппова региональным
органам управления образованием субъектов
РФ от 22 октября 2002 г. о необходимости
ввести в светских школах предмет "Православная
культура" была прогнозируема. Еще
в 1998 г. Центр социологических
Попытки
насильственной клерикализации различных
сторон общественной жизни идут вразрез
с заявленным в Конституции РФ
светским характером государства и
могут иметь негативные последствия
для стремления России интегрироваться
в европейское (секулярное) политическое
пространство. Весьма примечательно, что
в преамбуле находящегося в процессе
обсуждения проекта европейской
Конституции отсутствуют
К другим
причинам, повлиявшим на прекращение
притока верующих (особенно молодежи)
в РПЦ, можно отнести устаревший
старославянский язык богослужений,
введенный в употребление еще
одиннадцать веков назад, славянофильскую
(антизападную) ориентацию значительной
части "активных верующих" и священнослужителей
(печатный орган этой части верующих
и священнослужителей - православный
журнал "Русский дом", издающийся
по благословению патриарха
Очевидные трудности в миссионерской и пастырской деятельности Русской Православной Церкви объясняются и тем, что урбанизированное, индустриальное российское общество как объект пастырской и миссионерской работы требует новых миссионерских подходов. Не имея большого опыта самостоятельного функционирования в условиях вероисповедной свободы, Русская Православная Церковь стремится войти в тесные отношения с государственными властями современной России и в большей мере полагается не на самостоятельную миссионерскую деятельность, а на административную помощь государства. Отсюда стремление многих иерархов придать православной церкви привилегированный статус по сравнению с другими конфессиями, что, по существу, размывает основную посылку правового государства -- единство прав и обязанностей всех граждан независимо от их вероисповедания.
Все вышесказанное служит основанием для постоянно высказываемых православной общественностью опасений по поводу конкуренции со стороны других действующих в России религиозных организаций. Например, советник-юрист Московской патриархии В. Калинин в записке "Некоторые вопросы применения и совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях", распространенной в Государственной думе РФ в июне 2003 г., пишет следующее (надо понимать -- от лица Московской патриархии): «Российскую общественность серьезно беспокоит бесконтрольная деятельность и активное "размножение" религиозных групп, вызывающих межрелигиозные конфликты, захватывающих и покупающих имущество, земли. Образование и деятельность таких групп должны быть поставлены под жесткий контроль государства, при этом следует иметь в виду их зарубежное финансирование, фактическую часто противоправную активность с тем, чтобы принимать установленные меры воздействия вплоть до запрещения и ликвидации в административном и судебном порядке. Наверное, органы власти субъектов РФ, исходя из своего опыта, предложат изменения и дополнения действующего законодательства, что даст российской власти возможность пошире взглянуть на обсуждаемую проблему» [1, с. 146].
2.2 Протестантские организации как конфликтогенный фактор влияния на межрелигиозную ситуацию в России
Главным
конфликтогенным фактором, начинающим
оказывать влияние на межрелигиозную
ситуацию в стране, является конкуренция
с Русской Православной Церковью
других религиозных организаций, прежде
всего протестантских. Среди христианских
религиозных организаций они
в совокупности занимают вторую позицию.
Современная ситуация характеризуется
бурным ростом численности протестантских
общин (в 2002 г. было зарегистрировано всего
510 объединений различных
Например, Ю. Ушакова из Воронежской духовной семинарии в статье "Религиозная ситуация; начало XX - канун XXI века" пишет, что "в Россию устремились представители тех религиозных течений, которые не пользуются доверием у себя на родине, -...мормоны, харизматики, адвентисты... Новые религиозные образования обречены (так же, как в свое время баптизм) на внеисторическое, внекультурное существование. Судя по нашим наблюдениям, они становятся замкнутыми референтными группами, а члены этих организаций начинают чувствовать себя внутренними эмигрантами" [15].
Ушакова повторяет устойчивое заблуждение, бытующее в массовом российском сознании, согласно которому протестантские организации в России имеют исключительно западные корни и являются продуктом деятельности "западных миссионеров". Конкретные данные свидетельствуют о другом. Согласно "Отчету Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1988 год" количество религиозных организаций ведущей российской протестантской деноминации - пятидесятников - в условиях советского режима, исключавшего "массовое миссионерство", составляло в СССР 845 (как зарегистрированных, так и не прошедших государственную регистрацию). За прошедшие годы их число выросло менее чем в два раза, что не позволяет говорить о качественно иной ситуации в этой сфере (на 1 января 2002 г. 1380 зарегистрированных общин). Численность же организаций, например, евангельских христиан-баптистов при советской власти была еще больше и доходила в 1988 году до 2566.
Известный
российский социолог-религиовед Р. Лопаткин
отмечает, что сейчас "позитивное
утверждение православия, его идеалов
и достоинств на практике часто подменяется
борьбой с другими конфессиями,
ожесточенной полемикой с ними, желанием
во что бы то ни стало дискредитировать
своих оппонентов-конкурентов. То есть
позитивная идентификация православного
христианина (чем его вера лучше
других) подменяется идентификацией
негативной (чем другие вероисповедания
хуже). Из психологии известно, что негативная
идентификация всегда ведет к
росту напряженности и
Таким
образом, в этом эпизоде четко
прослеживается тенденция к провоцированию
межхристианской
Например,
согласно статистике по Дальневосточному
федеральному округу на 1 января 2002 г. количество
зарегистрированных протестантских организаций
(409 или 46%) превысило количество других
зарегистрированных религиозных организаций,
включая православные (317 или 35%), католические
(21 или 2%), мусульманские (11 или 1%), а также
иудейские, буддистские и др. [5, с.
3]. По занимаемой территории Дальневосточный
федеральный округ - Республика Саха
(Якутия), Приморский и Хабаровский
края, Амурская, Камчатская, Магаданская,
Сахалинская области, Еврейская
автономная область, Корякский и
Чукотский автономные округа -самый
большой в России по территории (36,4%
от общей площади страны) и один
из самых урбанизированных - три
четверти населения (преимущественно
русские) проживают в городах. Для
него характерна общероссийская тенденция
превышения показателя конфессиональной
самоидентификации над
Учитывая этот фактор, следует оценивать и другие показатели данного социологического исследования, согласно которым с православием себя связали 44,9% респондентов, с протестантизмом - 4,3% [7]. Называя себя православными, многие респонденты имели в виду, как уже отмечалось, что они происходят из данной этнокультурной среды и относят себя к православной культурной традиции. Сведения, сообщенные протестантами, предполагали совершенно другой смысл. Эти респонденты - "активные верующие", так как протестантская культурная среда и этнокультурная традиция на Дальнем Востоке отсутствуют, то есть 4,3% процента - это уровень (показатель степени) собственно протестантской религиозности.
Заметим,
что "активных верующих" (сознательно
вовлеченных в церковную
Отметим,
что протестантизм появляется на
Дальнем Востоке России только в
конце XIX в. К 1924 г. в Приморье насчитывалось
всего около 35 протестантских общин
[5, с. 4], и это число в последующие
годы существенно уменьшилось. Бурный
рост протестантских общин приходится
на последнее десятилетие XX в. - время
религиозной свободы в России
и является следствием активной миссионерской
и пастырской деятельности. Потенциал
ее развития обеспечивает молодежь, привлекаемая
через доступную проповедь. По данными
социологических опросов в
В сфере
социального служения евангельские
христиане более активны, чем
другие религиозные направления. В
"Основах социальной концепции
Российского объединенного