Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:58, реферат

Описание

Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу - тема, представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этой проблеме.

Работа состоит из  1 файл

Положение и права женщины в Исламе.docx

— 52.23 Кб (Скачать документ)

в) Женщина-мать

Ислам отводит доброте  по отношению к родителям второе место после поклонения Богу. "И  решил Господь, чтобы вы не поклонялись  никому, кроме Него, и к родителям  благодеяние..." (Коран, 17:23). Кроме  того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: "И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости..." (Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8)

Один человек пришел к  пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: "О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем?" Пророк ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "Кто же еще?" - спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: "Твой отец". (Аль-Бухари и Муслим).

Экономический аспект

Ислам утверждает права, которых  женщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнего  столетия), права на независимую  собственность. По законам Ислама полностью  признается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности. Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины. Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать  в аренду всю свою собственность  или часть ее.

В законе нигде не утверждается, что женщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит  отметить, что она имеет право  на собственность до замужества и  на все, что она приобрела в  замужестве.

Что касается права женщины  иметь работу, следует, во-первых, иметь  в виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как  самую священную и главную. Ни няньки, ни служанки не могут заменить мать в воспитании честного, полноценного и здорового ребенка.

Эта благородная и жизненно важная роль, которая во многом формирует  будущее нации, не должна рассматриваться  как безделье. Однако в Исламе нет  положений, запрещающих работать, когда  в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе и в которых  более всего нуждается общество. Кроме того, нет каких-либо ограничений  для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина в той  или иной сфере.

Даже по поводу должности  судьи, где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для  этой должности ввиду ее более  эмоциональной натуры, мы можем найти  у первых мусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничего неверного.

Кроме всего, Ислам вернул женщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто  не имеет права претендовать на нее - ни отец, ни муж. "Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам - удел из того, что оставили родители и близкие, - из того, что  мало или много, удел определенный" (Коран, 2:7). Ее доля в большинстве  случаев составляет половину доли мужчины, без намека на то, что она стоит  половины мужчины! Казалось бы, это  грубое несоответствие тем убедительным свидетельствам равноправного отношения  к женщинам по Исламским законам, которые обсуждались на предыдущих страницах, - ставить женщину в  такое неравное положение. Такие  различия в правах на наследство только отражают разницу в денежной ответственности  мужчин и женщин по мусульманским  законам.

Мужчина по Исламу обязан полностью  содержать свою жену, детей, а в  некоторых случаях - нуждающихся  родственников, особенно женского пола. Эта ответственность не снимается  и не уменьшается из-за богатства  жены и ее вклада в личный доход, полученный от работы, ренты, прибыли  или другими законными средствами. Женщина, с другой стороны, намного  лучше застрахована материально  и меньше обременена претензиями  на ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, не переходит к  мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязана  нести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов  после замужества.

Она имеет право на Махр, который получила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем.

Изучение права наследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не только справедливость законов Ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.

Политический  аспект

Все фундаментальные исследования учения Ислама или истории мусульманской  цивилизации являются свидетельствами  равенствами женщины с мужчиной в том, что мы сейчас называет политическими  правами. Они включают право на выборы, а также на участие в политической жизни. Как в Коране, так и в  истории Ислама мы найдем имена женщин, которые участвовали в серьезных  дискуссиях и даже спорили с самим  Пророком (см. Коран, 58:1 и 60:10 - 12).

Во время Халифата Омара Ибн аль-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту и вынудила его заявить в присутствии людей: "Женщина права, а Омар не прав". Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророка трактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадис приблизительно переводится таким образом: "Люди не будут процветать, если они позволят женщине стать их лидером". Это ограничение, однако, не имеет ничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касается природных различий биологического строения и различия в психологии мужчин и женщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальный руководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в дни праздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности, благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующего армией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностями женщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организм женщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого рода отклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения. Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Кроме того, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций, требование несовместимое с инстинктивной природой женщин.

Даже в современную  эпоху в наиболее развитых странах  редко встретишь женщину на посту  главы государства, играющую не чисто  номинальную роль, женщину - Командующего вооруженными силами и такое же число  женщин - членов парламента или других подобных органов.

Нельзя относить это за счет отсталости различных народов  или конституционных ограничений  права женщины занимать пост главы  государства или члена парламента. Логичнее объяснить сложившуюся  ситуацию, исходя из естественных и  бесспорных различий между мужчиной и женщиной, различий, которые не подразумевают верховенства одних  над другими. Разница скорее состоит  во взаимодополняемости обоих полов в их жизненной роли.

Заключение

В этой статье говорилось о  положении женщины в соответствии с мусульманскими законами. Упор сделан на первоначальные и аутентичные  источники Ислама. Стоит упомянуть  три основных факта:

1. История мусульман богата  именами женщин, совершивших великие  деяния во всех сферах жизни,  начиная еще с седьмого столетия (н.э.)

2. Никто не может оправдать  неправильное отношение к женщине  ссылкой на какие-либо указания  и правила Исламского законодательства, никто не может взять на  себя смелость уничтожить, ограничить  или исказить четко определенные  Исламом права женщин.

3. Во всей истории репутация,  добродетельность и материнские  достоинства мусульманских женщин  вызывали восхищение непредвзятых  наблюдателей.

Стоит также отметить, что  положением, которого достигли женщины  в наши дни, они обязаны не доброте  мужчин или природному прогрессу. Эти  права были завоеваны женщинами  в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после  двух мировых войн, и благодаря  техническому прогрессу.

Применительно к Исламу же, такое, исполненное сострадания  и благородства отношение к женщине, было закреплено законодательно еще  в седьмом веке. И высокое положение  женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления со стороны женщин и  женских организаций, а благодаря  сути учения Ислама.

Материал любезно  предоставлен А. Ализаде.

Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page 

 

 

 ллах Всевышний сказал: «Среди Его знамений - то, что Он сотворил для вас (мужчин) из вас самых жен, чтобы вы находили в них успокоение и устроил между вами любовь и милосердие» (сура 30, аят 21).

Из знамений Аллаха, доказывающих Его всемогущество - то, что Он создал людей парами мужчинами  и женщинами, чтобы они находили друг в друге успокоение и спокойство души.

В Исламе жена считается  основой семьи и общества. Ислам  возложил на неё важные обязанности  и гарантировал ей огромные права. 

1. Право  на Махр (предбрачный дар)

Махр - неотъемлемое право жены. Шариат обязал мужа дать махр жене, считая его обязательным условием заключения брачного договора. Никто из близких родственников жены не имеет право взять что-либо из махра без её согласия.

Махр свидетельствует о праве женщины на собственность. Мужчина не может не выплачивать махр, даже если жена согласна на это. После женитьбы жена имеет полное право распоряжаться махром как желает.

Аллах Всевышний  сказал:

«И отдавайте женам их махр в дар. Если они по собственной воле уступят вам часть махра , то пользуйтесь этим во благо и в благополучие» (сура 4, аят 4).

В случае, если муж решил разойтись с женой, то после развода ему нельзя забирать у неё что-нибудь из махра, поскольку это считается явным грехом. Указывая на гнусность такого дела, Аллах Всевышний сказал:

«Если вы захотите заменить одну супругу другой, а первой из них вы дали кынтар, то не отбирайте из него ничего. Разве вы станете брать что-либо несправедливо и совершая явный грех. И как вы можете отбирать (часть махра), если между вами была близость и если жены получили от вас твердое обещание?» (сура 4, аят 20-21).

И ещё Всевышний  сказал:

«О вы, которые уверовали, не разрешается вам наследовать жен без их желания, или удержать их, притесняя, чтобы забрать часть того, что вы им даровали, разве что они совершили - явный грех. Обходитесь с ними благопристойно. Если вы их ненавидите, то может быть, что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо» (сура 4, аят 19).

В этом аяте Аллах Всевышний указал на гарантированные права женщины:

  1. Запрещается наследовать женщину по принуждению. До ислама, как мы уже указали, у арабов была традиция: после смерти мужа, его родственники забирали его жену. Если кто-либо из них пожелает, он женился на ней. Или выдали её замуж за кого пожелают. А если пожелают, запирали её, притесняли, запрещали ей выходить замуж. Они думали, что имеют больше право на неё, чем её родственники. Она как будто товар или предмет, унаследованный ими.
  2. Всевышний указал на то, что мужу запрещено удержать свою жену, притесняя, грубить, бить её, взять её имущество без права или запереть её дома и нанести ей какую-либо обиду.
  3. В случае, если жена совершила прелюбодеяние, чтобы получить развод, она должна вернуть мужу свое преданное.
  4. Всевышний приказал обходиться с женой хорошо, благопристойно, быть сговорчивым, говорить ей только приятные слова, угодить ей, делая то, что её удовлетворяет.

 

 2. Право на равенство  и справедливость

Если мужчина  имеет больше одной жены, он должен поступать с ними одинаково справедливо  во всем: в еде, питье, одеянии, жилье  и ночевке. Пророк, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал:

«Кто имел двух жен и не относился к ним одинаково справедливо , тот встанет в Судный День согнутым».

3. Право  на содержание

Муж обязан содержать  свою жену полностью, обеспечивая её подходящим жильем, едой, питьем, одеждой. Пророк, да благословит его Аллах  и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь богобоязненности по отношению к вашим женам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил вам иметь половое сношение с ними. Вы имеете право над ними: они не должны позволять ступать на ваше ложе тому, кого вы не любите. Если они совершат это, то ударяйте их не очень сильно. Вы обязаны обеспечить их едой и одеждой».

Муж должен дать жене деньги, в которых она нуждается  согласно его богатству. Аллах Всевышний  сказал:

«Пусть состоятельный расходуют (на жену) согласно его достатку, а тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, чем он даровал ему» (сура 65, аят 7).

Если муж не в  состоянии расходовать на свою жену или уехал надолго и отказался  вернуться, а это причинило ей вред и лишило её средства на жизнь, то она при желании имеет право  получить развод.

Абу аз-Заннад сказал: «Я спросил Саида ибн аль Мусайба о мужчине, который не в состоянии расходовать на жену». Он ответил: «Расторгнуть брак». Абу аз-Заннад спросил: «Это согласно сунне?». Саид ответил - да. Аш-шафии сказал:

«Сунна значит сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

4. Право  на хорошее, достойное обращение

Муж должен хорошо относиться к жене, достойно обходиться с ней, даже если он ненавидит что-либо в ней, поскольку Аллах Всевышний  сказал:

«Обходитесь с ними благопристойно, и если вы их ненавидите , то ,может быть , что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо» (сура 4, аят 19).

В случае, если жена ненавистна мужу, он не должен оскорблять или унижать её, наоборот, он должен проявлять к ней милосердие, сострадание и жалость или же отпустить её достойным образом, дав её развод. Аллах Всевышний сказал:

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену как велят шариат и разум, либо отпустить её с благодеянием» (сура 2, аят 229).

Поскольку женщины  не могут достичь полного совершенства во всём, Посланник Аллаха, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал:

«Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно».

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе