Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:58, реферат
Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу - тема, представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этой проблеме.
в) Женщина-мать
Ислам отводит доброте по отношению к родителям второе место после поклонения Богу. "И решил Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние..." (Коран, 17:23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: "И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости..." (Коран, 31:14, см. также Коран, 16:55, 29:8)
Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: "О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем?" Пророк ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" - спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" - снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "Кто же еще?" - спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: "Твой отец". (Аль-Бухари и Муслим).
Экономический аспект
Ислам утверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнего столетия), права на независимую собственность. По законам Ислама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности. Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины. Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю свою собственность или часть ее.
В законе нигде не утверждается, что женщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить, что она имеет право на собственность до замужества и на все, что она приобрела в замужестве.
Что касается права женщины иметь работу, следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как самую священную и главную. Ни няньки, ни служанки не могут заменить мать в воспитании честного, полноценного и здорового ребенка.
Эта благородная и жизненно
важная роль, которая во многом формирует
будущее нации, не должна рассматриваться
как безделье. Однако в Исламе нет
положений, запрещающих работать, когда
в этом есть необходимость, особенно
в тех областях, которые отвечают
женской природе и в которых
более всего нуждается
Даже по поводу должности судьи, где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для этой должности ввиду ее более эмоциональной натуры, мы можем найти у первых мусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничего неверного.
Кроме всего, Ислам вернул женщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеет права претендовать на нее - ни отец, ни муж. "Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам - удел из того, что оставили родители и близкие, - из того, что мало или много, удел определенный" (Коран, 2:7). Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины, без намека на то, что она стоит половины мужчины! Казалось бы, это грубое несоответствие тем убедительным свидетельствам равноправного отношения к женщинам по Исламским законам, которые обсуждались на предыдущих страницах, - ставить женщину в такое неравное положение. Такие различия в правах на наследство только отражают разницу в денежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам.
Мужчина по Исламу обязан полностью
содержать свою жену, детей, а в
некоторых случаях - нуждающихся
родственников, особенно женского пола.
Эта ответственность не снимается
и не уменьшается из-за богатства
жены и ее вклада в личный доход,
полученный от работы, ренты, прибыли
или другими законными
Она имеет право на Махр, который получила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем.
Изучение права наследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не только справедливость законов Ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.
Политический аспект
Все фундаментальные исследования
учения Ислама или истории мусульманской
цивилизации являются свидетельствами
равенствами женщины с мужчиной
в том, что мы сейчас называет политическими
правами. Они включают право на выборы,
а также на участие в политической
жизни. Как в Коране, так и в
истории Ислама мы найдем имена женщин,
которые участвовали в
Во время Халифата Омара Ибн аль-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту и вынудила его заявить в присутствии людей: "Женщина права, а Омар не прав". Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророка трактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадис приблизительно переводится таким образом: "Люди не будут процветать, если они позволят женщине стать их лидером". Это ограничение, однако, не имеет ничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касается природных различий биологического строения и различия в психологии мужчин и женщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальный руководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в дни праздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности, благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующего армией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностями женщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организм женщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого рода отклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения. Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Кроме того, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций, требование несовместимое с инстинктивной природой женщин.
Даже в современную эпоху в наиболее развитых странах редко встретишь женщину на посту главы государства, играющую не чисто номинальную роль, женщину - Командующего вооруженными силами и такое же число женщин - членов парламента или других подобных органов.
Нельзя относить это за
счет отсталости различных народов
или конституционных
Заключение
В этой статье говорилось о
положении женщины в
1. История мусульман богата
именами женщин, совершивших великие
деяния во всех сферах жизни,
начиная еще с седьмого
2. Никто не может оправдать
неправильное отношение к
3. Во всей истории репутация,
добродетельность и
Стоит также отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу.
Применительно к Исламу же,
такое, исполненное сострадания
и благородства отношение к женщине,
было закреплено законодательно еще
в седьмом веке. И высокое положение
женщины в мусульманском
Материал любезно предоставлен А. Ализаде.
Copyright © 2003-2012 Upelsinka's Page
ллах Всевышний сказал: «Среди Его знамений - то, что Он сотворил для вас (мужчин) из вас самых жен, чтобы вы находили в них успокоение и устроил между вами любовь и милосердие» (сура 30, аят 21).
Из знамений Аллаха, доказывающих Его всемогущество - то, что Он создал людей парами мужчинами и женщинами, чтобы они находили друг в друге успокоение и спокойство души.
В Исламе жена считается основой семьи и общества. Ислам возложил на неё важные обязанности и гарантировал ей огромные права.
1. Право на Махр (предбрачный дар)
Махр - неотъемлемое право жены. Шариат обязал мужа дать махр жене, считая его обязательным условием заключения брачного договора. Никто из близких родственников жены не имеет право взять что-либо из махра без её согласия.
Махр свидетельствует о праве женщины на собственность. Мужчина не может не выплачивать махр, даже если жена согласна на это. После женитьбы жена имеет полное право распоряжаться махром как желает.
Аллах Всевышний сказал:
«И отдавайте женам их махр в дар. Если они по собственной воле уступят вам часть махра , то пользуйтесь этим во благо и в благополучие» (сура 4, аят 4).
В случае, если муж решил разойтись с женой, то после развода ему нельзя забирать у неё что-нибудь из махра, поскольку это считается явным грехом. Указывая на гнусность такого дела, Аллах Всевышний сказал:
«Если вы захотите заменить одну супругу другой, а первой из них вы дали кынтар, то не отбирайте из него ничего. Разве вы станете брать что-либо несправедливо и совершая явный грех. И как вы можете отбирать (часть махра), если между вами была близость и если жены получили от вас твердое обещание?» (сура 4, аят 20-21).
И ещё Всевышний сказал:
«О вы, которые уверовали, не разрешается вам наследовать жен без их желания, или удержать их, притесняя, чтобы забрать часть того, что вы им даровали, разве что они совершили - явный грех. Обходитесь с ними благопристойно. Если вы их ненавидите, то может быть, что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо» (сура 4, аят 19).
В этом аяте Аллах Всевышний указал на гарантированные права женщины:
2. Право на равенство и справедливость
Если мужчина имеет больше одной жены, он должен поступать с ними одинаково справедливо во всем: в еде, питье, одеянии, жилье и ночевке. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто имел двух жен и не относился к ним одинаково справедливо , тот встанет в Судный День согнутым».
3. Право на содержание
Муж обязан содержать свою жену полностью, обеспечивая её подходящим жильем, едой, питьем, одеждой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Придерживайтесь богобоязненности по отношению к вашим женам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил вам иметь половое сношение с ними. Вы имеете право над ними: они не должны позволять ступать на ваше ложе тому, кого вы не любите. Если они совершат это, то ударяйте их не очень сильно. Вы обязаны обеспечить их едой и одеждой».
Муж должен дать жене деньги, в которых она нуждается согласно его богатству. Аллах Всевышний сказал:
«Пусть состоятельный расходуют (на жену) согласно его достатку, а тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах не требует с человека больше того, чем он даровал ему» (сура 65, аят 7).
Если муж не в состоянии расходовать на свою жену или уехал надолго и отказался вернуться, а это причинило ей вред и лишило её средства на жизнь, то она при желании имеет право получить развод.
Абу аз-Заннад сказал: «Я спросил Саида ибн аль Мусайба о мужчине, который не в состоянии расходовать на жену». Он ответил: «Расторгнуть брак». Абу аз-Заннад спросил: «Это согласно сунне?». Саид ответил - да. Аш-шафии сказал:
«Сунна значит сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
4. Право
на хорошее, достойное
Муж должен хорошо относиться к жене, достойно обходиться с ней, даже если он ненавидит что-либо в ней, поскольку Аллах Всевышний сказал:
«Обходитесь с ними благопристойно, и если вы их ненавидите , то ,может быть , что-либо вам ненавистно, а Аллах устроил в нем великое благо» (сура 4, аят 19).
В случае, если жена ненавистна мужу, он не должен оскорблять или унижать её, наоборот, он должен проявлять к ней милосердие, сострадание и жалость или же отпустить её достойным образом, дав её развод. Аллах Всевышний сказал:
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену как велят шариат и разум, либо отпустить её с благодеянием» (сура 2, аят 229).
Поскольку женщины
не могут достичь полного
«Обходитесь с женщинами достойно, ведь женщина была создана из кривого ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь, так оно и останется кривым, поэтому обходитесь с женщинами достойно».