Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:58, реферат

Описание

Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу - тема, представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этой проблеме.

Работа состоит из  1 файл

Положение и права женщины в Исламе.docx

— 52.23 Кб (Скачать документ)

Возможно, что жена может небрежно выполнять свои семейные обязанности или сделать что-либо, ненавистное мужу, но он должен терпеть  это в целях сохранения семейной жизни. Если муж видит в своей  жене какие-либо недостатки, то он должен видеть и её достойные качества. Пророк, да благословит его Аллах  и приветствует, сказал:

«Верующий мужчина не должен ненавидеть верующую женщину, ибо, если ему не понравится какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой».

Муж должен достойно и дружелюбно относиться к жене, ласкать и любить её. Пророк, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам».

Муж должен развлекать её и шутить с ней. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, состязался со мной в беге наперегонки и я обогнала его. Когда я поправилась и мы снова состязались, то он обогнал меня и сказал: «Это тебе за тот раз».

Муж должен беречь имущество жены, он не имеет права  распоряжаться им без её разрешения, брать что-либо без её ведома и  согласия. Аллах Всевышний сказал:

«Не присваивайте незаконно имущества друг друга» (сура 2, аят 188).

Мужчина должен советоваться со своей женой во всём, что касается домашних и семейных дел. Муж не должен быть упрямым или самовластным, пренебрегать мнением жены, особенно, если оно  благоразумно. Взаимный совет укрепляет  любовь между супругами. Аллах Всевышний  сказал:

«И решают свои дела по взаимному совету» (сура 42, аят 38).

Муж должен помогать жене в домашних делах, не считая это  ниже своего достоинства. Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, сам шил своё платье, чинил свою обувь и иногда помогал  своим жёнам в домашних делах. Аишу, да будет доволен ей Аллах, спросили: «Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал дома?» Она ответила:

«Он помогал своим жёнам, а когда наступало время молитвы, он отправлялся в мечеть».

Муж не должен придираться  к жене из-за пустяков, следить за её недостатками, ловить её на ошибках. Пророк, да благословит его Аллах  и приветствует, сказал:

«Если мужчина уехал от семьи на долгое время, ему не следует возвращаться ночью».

Он не должен возвращаться ночью внезапно, без ведома своей  семьи, чтобы не увидеть жену в  том состоянии, которое, может быть, ему не понравится, из-за чего он не будет её любить.

Муж не должен причинять  жене вред даже словом, которое могло  бы ранить её чувства и огорчить её. Ведь когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха! Какие права имеет жена перед мужем?» Он ответил:

«Ты должен дать ей поесть, когда ешь сам, одевать её, когда одеваешься сам, не ударять её по лицу, не говорить ей грубые слова, не уйти из дома, покинув её».

Если жена питает ненависть к мужу, то она имеет  право просить развод с условием возвращения ему предбрачного дара, который он дал ей, но если муж согласен уступить ей калым, она может оставить его себе.

Хабиба бинт Сахл вышла замуж за Сабета ибн Кайса ибн Шаммаса, а он был некрасивым. Она сказала: «О Посланник Аллаха! Не боялась бы я гнева Аллаха, я бы плюнула ему в лицо, когда он заходил ко мне». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вернёшь  ему его сад?», она ответила - да. Она вернула ему сад и Посланник  Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, развёл их.

Муж должен охранять честь жены, защищать её достоинство. Посланник Аллаха, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал: «Три человека не войдут в рай: непочтительный сын, ослушивающийся своих родителей, сводник и женщина, уподобляющаяся мужчине».

Муж должен ревновать  свою жену, запрещать ей ходить в  порочные места, где совершают непристойные поступки и распутство. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил». 

Мусульманин должен ревновать умеренно (разумно). Посланник Аллаха, да благословит  его Аллах и приветствует, сказал:

«Есть ревность, которую Аллах любит и есть ревность, которую Он не любит. Аллах  любит, чтобы мусульманин ревновал, если есть основание для сомнения и не любит, когда он ревнует без  основания». http://dum-spb.ru/prava_zheny_v_islame

 

Женщина в исламе

Мысли Имама Хомейни  о достоинстве и величии женщины

Человеческая  история изобилует бесчисленными  примерами притеснений, творимых могущественными  тиранами в отношении обездоленных и угнетенных. И именно угнетенные, следуя праведному зову великих пророков и святых подвижников, восставали против деспотов и угнетателей и ценою  своего самопожертвования, крови и  неимоверных страданий доносили до человечества аромат справедливости и человечности. Однако рано или  поздно зловонное болото высокомерия  и гнета с помощью силы и  злата, хитрости и обмана затягивало все, погребая в своей трясине ростки свободы и справедливости, и вновь борцы за правду подвергались мучениям. В тоже время женская половина человечества помимо страданий, которые уготовила история человечеству, испытывали двойной гнет и страдания, летопись которых длиннее летописи страданий всего человечества. Ибо женщина как "супруга мужчины", разделяя с ним все его тяготы и лишения, прикрывала его как щитом от невзгод, и очень часто, когда ее супруг под тяжестью деспотического гнета или обстоятельств жизни умирал, именно она несла на себе весь груз ответственности на своих плечах. Но и кроме всего этого женщина, будь она дочерью в доме отца, женой при муже, либо находясь в зависимости от своего брата, по сравнению с мужчиной не занимала подобающего места, а чаще представала как существо слабое, забитое, несчастное, в лучшем случае достойное жалости, и, как правило, никто не воздавал ей должное за ее великодушие и самоотверженность.

В различных обществах и цивилизациях, а также на различных этапах истории  такое отношение к женщине  то усугублялось, то ослабевало, но, к  сожалению, невозможно отрицать, что  в той или иной степени подобное отношение к женщине было всегда и везде, оно лишь меняло свой характер на различных отрезках истории, описывать  же все это здесь не представляется возможным. Известно, однако, из истории, что арабы в доисламскую эпоху закапывали живьем новорожденных девочек, дабы избавить семью от такой напасти, как ребенок женского пола. И если не считать короткий период после зарождения Ислама, когда благодаря учению и заветам Пророка и непорочных имамов, членов его рода женщина вновь обрела подобающее ей место, началось возрождение старого уклада, связанное с образованием халифата. Роль и место женщины стали возвращаться к прежним временам, и с течением времени предрассудки и суеверия, чуждые Исламу, всякого рода запреты и ограничения, навязанные женщине и словно оковами связавшие ее, настолько укоренились в обществе, что даже еще в последние десятилетия можно было наблюдать, наряду с почитанием святынь и традиций, пережитки пренебрежительного отношения к достоинству женщины.

Именно  благодаря существованию условий, в которых колонизаторы и их пособники  для утверждения своего господства, стремясь укрепить свое культурное и  политическое влияние в нашем  обществе, избрали как предлог  униженное положение женщины  и, провозгласив свободу и равенство,стали распространять бесстыдство и вседозволенность, "культуру" обнаженного тела. На этом пути и совершал свою грубую и беспардонную "реформу"снятия чадры Резахан в свойственной ему деспотической манере. Эта же линия была продолжена его отпрыском, но в более мягкой скорме, представленной придворными шахскими литераторами как стремление обеспечить привлекательность и обворожительность женщин. По логике шаха Мухаммеда-Реза Пехлеви, у современной женщины, свободной от религиозных пут. одна миссия - быть привлекательной, и все, что стоит на пути претворения в жизнь этой миссии, должно быть устранено. Получилось так, что не только женщины, но и сильная половина человечества - мужчины тоже были втянуты в движение за собственную привлекательность. Мы были свидетелями того, что помимо кабаре и дансингов, официальных и неофициальных сборищ и вечеринок, где воочию можно было наблюдать проявления этой шахской политики, стали появляться переходы и площади, парки и места отдыха, бассейны и морские побережья, превратившиеся в скопища разврата и одурманивания молодежи.

"Обольстительная  женщина" - это обманчивая оболочка  облика женщины в западном  обществе, тогда как подлинное  ее существо, великодушие и высокие  качества ее личности приносятся  в жертву молоху потребительства западного общества для того, чтобы обеспечить "богатство и наслаждение", этих двух кумиров человека на Западе. Таким образом, в западной цивилизации женщина часто либо служит средством рекламы и продажи товаров, либо рекламирует самое себя как товар, находясь в услужении господствующих слоев общества, которые и определяют ее роль в своих интересах.

На  фоне всего этого лучше постигаешь ясность мысли и величие деяний Его Святейшества Имама Хомейни, который помог возродить подлинное  существо и облик мусульманской  женщины. Наблюдая непосредственно  за тем отношением, которому подвергается женщина в соответствии со старыми, заскорузлыми традициями, но которым  женщину называют не иначе как "заифэ" ( что означает "слабый пол") и по которым она не более, чем узница домашней тюрьмы, Хомейни с присущей ему прозорливостью хорошо понимал, что в глазах шаха привлекательная женщина лишь игрушка и орудие развращения и разложения общества. Тем самым он способствовал разобщению между членами общества, сея в них неверие в свои силы.

Имам, припадая к живительному источнику - истинному учению Пророка Мухаммеда (да благословит Аллах его и  род его!), как подлинный муджтахид, глубоко осмысляя драгоценное наследие Пророка и непорочных имамов (да будет мир с ними!), как достойный подражания духовный лидер ("марджа"-э таглид"), философ и борец дал правильную трактовку роли и ответственности женщины в жизни и обществе. Благодаря такой ясной и четкой трактовке были возрождены подлинная сущность и роль мусульманской женщины, свидетелями чего мы были в годы исламской революции в Иране. Именно благодаря такому подходу Имама к роли и значению женщины, который шел вразрез как с колонизаторской пропагандой, так и с заскорузлыми и нежизненными традициями, которых придерживались некоторые исламские догматики, иранская женщина вышла на арену активной политической жизни. Это даже послужило поводом для журналистов и политических аналитиков применить к исламской революции в Иране термин "революция в чадре". Иранские женщины не только оказали огромную помощь в аптишахских выступлениях, но и на всех этапах становления и утверждения исламского строя в республике их голос звучал весомо и авторитетно. И если раньше вследствие той политики но отношению к женщине, которая препятствовала ей достойно проявлять свои способности, она оставалась забитой и отстраненной от общественной жизни, то с началом революции рост самосознания и роли женщины в обществе происходил с большим ускорением; женщина Ирана как бы наверстывала упущенные возможности, которые были отняты у нее в прошлом, и она семимильными шагами пошла по пути завоевания достойного места в жизни страны.

Ярким и красноречивым примером того, какое  значение придавал Имам Хомейни роли женщины в исламском обществе, служит включение женщины в состав делегации Ирана, которая привезла историческое послание Хомейни бывшему  лидеру Советского Союза М.С.Горбачеву. Весьма символично, что, включив в  состав этой делегации представителей духовенства, университетских профессоров  и женщину, он оповестил мир о  смерти коммунизма; и наверное можно сказать, что такой состав сам по себе свидетельствовал о чудесном даре предвидения этого мудрого старца, который предсказал развал восточного блока, а также и то, что возрождение Ислама и будущее процветание мира будут обеспечены благодаря способности и усилиям этих трех слоев народа: духовенства, ученых и женщин, которые, уяснив и выполнив миссию, возложенную на них, приведут народ к торжеству революции и всемирного расцвета Ислама на обломках коммунизма и капитализма.

Жизненный путь Имама Хомейни, его четкая и  ясная позиция и фетвы - послания и указы, касающиеся женщин, полностью  согласуются с принципами Ислама и шариата, могут стать практическим руководством для нового поколения, которое задумывается о подлинном  месте женщины в обществе. Если есть люди, которым ненавистны традиционные ограничения и унижения по отношению  к женщине во многих странах, претендующих на звание исламских и действующих, якобы, во имя шариата, то есть и такие  экстремистски настроенные люди, которые, якобы, во имя обеспечения прав женщин требуют невозможного - абсолютного равноправия, даже невзирая на естественные физические различия между мужчинами и женщинами, но это практически ведет к разрушению семьи, очагов духовности и морали,дискредитации самой идеи равноправия. Вот почему все они неизбежно должны обратиться к идеям Имама, потомка Захры Марзие -Фатимы, дочери Пророка. Как учит Имам, женщина - это воспитатель людей и олицетворение чаяний человечества. Мужчина возносится на небо, сопутствуемый женщиной. И если, как говорит Хомейни, отважные и добродетельные женщины, дающие род людям, исчезнут, то народы потерпят поражение и деградируют.

В заключение мы хотим познакомить  вас с высказываниями Его Святейшества Имама Хомейни (да будет с ним  милость Аллаха!), в которых отражается его отношение к женщине:

- Мы хотим, чтобы женщина как  человек занимала высокое положение  и сама решила свою судьбу.

- Женщина - человек, великий человек.  Она воспитатель общества. Все  люди происходят из лона женщины.  Счастье и несчастье страны  зависит от женщины. Своим правильным  воспитанием женщина создает  человека, а правильно воспитанные  люди создают благоденствие страны. Всякое счастье и благополучие  начинается с женщины, с нее  должно начинаться счастье.

- Женщина - олицетворение чаяний  человечества. Женщина - воспитатель  достойных женщин и мужчин. Из  лона женщины мужчина попадает  в рай. В лоне женщины вырастают  великие жены и великие мужи.

- Смелыми и отважными мужчины  становятся благодаря женщинам. Священный Коран формирует человека, и женщина воспитывает человека. Родить и воспитать человека - долг женщины, и если женщин, порождающих человека, отнимут у  народа, народ потерпит поражение  и погрязнет в пучине разврата.

- Место женщины высоко и почетно.  Женщина в Исламе занимает  высокое положение.

- С точки зрения Ислама, женщина  играет важную роль в создании  исламского общества. Ислам настолько  высоко ценит женщину, что она  вновь может обрести свое истинно  человеческое место в обществе, перестав быть вещью. В соответствии  с возрастанием своей роли  женщина может также участвовать  в исламских органах власти.

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе