Религия как объект социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:07, реферат

Описание

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью
социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как
история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она
лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука,
философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как
научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического
знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане —
определить соотношение социологии и теологии.

Содержание

Религия как объект социологии.................................... 3

Социология религии и другие науки о религии………4


Социология религии и теология......................................5



Возникновение и развитие социологии религии………9

Литература...........................................................................15

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)
 

Кировская государственная медицинская академия 

Кафедра социальных наук 
 
 
 
 

Реферат

На тему: «Религия как объект социологических исследований»

 
 
 
 

                                                                                                                                                                            

                                                                                                                 Выполнила студентка :

                                                                                                              

                                                                                                                Группа Л-221

                                                                                            

                                                                                                                Нямхуу Булган 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Киров 2011 год 
 

Содержание 

  1. Религия как  объект социологии.................................... 3
 
  1. Социология  религии и другие науки о религии………4
 
 
  1. Социология  религии и теология......................................5
 
 
 
  1. Возникновение и развитие социологии религии………9
 
  1. Литература...........................................................................15

Религия как объект социологии

Социология религии  лежит на стыке двух областей знания: она является частью

социологии и  в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как

история религии  или психология религии. В силу специфики своего предмета она

лежит в той  пограничной области, где соприкасаются  эмпирическая наука,

философия и  теология. Таким образом, чтобы представить  социологию религии как

научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте  социологического

знания и в  контексте других наук о религии, а в более широком плане  —

определить соотношение  социологии и теологии. Наконец, следует  учитывать

общественную  значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная

уже с вопроса  о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не

является ли социологический анализ религии  грубым вторжением в запретную для

него область  «сокровенного».

           В этой связи имеет существенное значение

представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она

связана с основными  направлениями общественного развития последних двух

столетий и  каковы ее социально-культурные импликации.

Социология религии  является частью социологии, одной  из социологических

дисциплин, которые  используют выработанные социологией понятия и методы для

анализа отдельных  социальных феноменов, таких, как семья, политика,

образование и  т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом,

т.е. он изучает  религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам

исследования  социальное поведение человека (индивидов  и групп): как

образуются и  функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они

сохраняются или  перестают существовать, каковы отношения  между религиозными

группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе

ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные  верования интересны и

важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное

значение имеет  не вопрос о том, истинны они или  ложны, а вопрос о том, как

эти верования  — наряду с религиозными организациями  — влияют на поведение

людей.

            Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих

действий. При  этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид

может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она

придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять

на поведение  помимо верований и даже идти вразрез  с ними, стимулируя по тем

или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе

не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное,

т.е. в его  основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности,

верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия

как предмет  социологического анализа есть совокупность структур, процессов,

связанных с  функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов

социальных связей, образцов поведения и т.д. — система  структур и отношений

по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из

главных проблем  социологии религии — проблема определения  того, что относится

к понятию «религия».

Если исходить из классификации социологических  знаний по их уровням —

конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту 

или иную социальную подсистему; и общесоциологические  теории, объясняющие

общество как  целостную систему, — то социология религии относится к числу

социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные,

характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти

данные, разрабатывает  ее теоретическую модель в рамках общесоциологической

теории.

      Социология религии — одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного

феномена в  различных его аспектах. Не только социологи, но и историки,

филологи, психологи, в принципе — все ученые, имеющие  дело с человеком и его

культурой, так  или иначе в своих исследованиях  затрагивают религию. Однако к

религиоведению  относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно

религия и только религия. К их числу наряду с социологией  религии относятся

психология религии, история религии, представляющие собой  самостоятельные

научные дисциплины.

      Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех

возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует

включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными  выше научными

дисциплинами, также  феноменологию религии и теологию. Таким образом, место

социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим

наукам о религии, б) к феноменологии религии и  в) к теологии.

 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социология  религии и другие науки о религии

 
 

Религия — явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы

жизнедеятельности человека. Отсюда — возможность  и необходимость разных

подходов, методов  ее исследования, отсюда — такая  характеристика

религиоведения  как его многодисциплинарность. Психолог имеет дело с религией

как психическим феноменом, а не социальным, т.е. его интересуют не те

процессы, которые  происходят в обществе под воздействием религии, не функции,

выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права, искусства или

философии, а  скорее субъективная сторона религии, религия в контексте

человеческой  психики. При всем различии, эти два  подхода к изучению религии

взаимно предполагают и дополняют друг друга.

     Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и общества.

Социология концентрируется  на социальном «измерении» религии, ее влиянии на

социальное поведение. Социолог должен при этом опираться  и на исторические

данные, но в  отличие от историка его интересуют общие правила, образцы

поведения, способы  религиозной мотивации, а не то, что  составляет

неповторимость  той или иной религии.

     Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип — принцип

опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные  знания о религии

принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к

изучению религии  и феноменологическим, философским  и теологическим. Социолог,

изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию.

Поэтому в религию  как предмет социологического анализа  он не включает

сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог

занимается тем, что может быть измерено, что можно  наблюдать и подлежит

проверке. Он не может удовольствоваться общим  впечатлением или теологическими

аргументами в  подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера

вызывает и  обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные

могут подтвердить  или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить

эти данные, и  только располагая ими, он может строить  теоретические модели.

     Социология религии — эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех

моментах социальной действительности, которые можно  увидеть, строго

зафиксировать и научно описать. Для социолога  религия — совокупность

поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов

их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что  делают, что

высказывают и  думают люди, их мнения, и то, что  ими сделано, достигнуто,

реализовано в  этой их деятельности. Таким образом, областью, к которой

относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению

Информация о работе Религия как объект социологических исследований