Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:07, реферат
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью
социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как
история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она
лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука,
философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как
научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического
знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане —
определить соотношение социологии и теологии.
Религия как объект социологии.................................... 3
Социология религии и другие науки о религии………4
Социология религии и теология......................................5
Возникновение и развитие социологии религии………9
Литература...........................................................................15
Кировская
государственная медицинская
Кафедра
социальных наук
Реферат
г.Киров
2011 год
Содержание
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью
социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как
история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она
лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука,
философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как
научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического
знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане —
определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать
общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная
уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не
является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для
него область «сокровенного».
В этой связи имеет существенное значение
представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она
связана с основными
направлениями общественного
столетий и каковы ее социально-культурные импликации.
Социология религии является частью социологии, одной из социологических
дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для
анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика,
образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом,
т.е. он изучает
религию как доступное
исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как
образуются и
функционируют религиозные
сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными
группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе
ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и
важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное
значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как
эти верования — наряду с религиозными организациями — влияют на поведение
людей.
Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих
действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид
может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она
придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять
на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем
или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе
не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное,
т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности,
верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия
как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов,
связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов
социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и отношений
по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из
главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится
к понятию «религия».
Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням —
конкретно-социологические
исследования; теории среднего уровня,
изучающие ту
или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие
общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу
социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные,
характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти
данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической
теории.
Социология религии — одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного
феномена в различных его аспектах. Не только социологи, но и историки,
филологи, психологи, в принципе — все ученые, имеющие дело с человеком и его
культурой, так
или иначе в своих
религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно
религия и только религия. К их числу наряду с социологией религии относятся
психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные
научные дисциплины.
Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех
возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует
включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше научными
дисциплинами, также
феноменологию религии и
социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим
наукам о религии, б) к феноменологии религии и в) к теологии.
Религия — явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы
жизнедеятельности человека. Отсюда — возможность и необходимость разных
подходов, методов ее исследования, отсюда — такая характеристика
религиоведения как его многодисциплинарность. Психолог имеет дело с религией
как психическим феноменом, а не социальным, т.е. его интересуют не те
процессы, которые происходят в обществе под воздействием религии, не функции,
выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права, искусства или
философии, а скорее субъективная сторона религии, религия в контексте
человеческой психики. При всем различии, эти два подхода к изучению религии
взаимно предполагают и дополняют друг друга.
Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и общества.
Социология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на
социальное поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические
данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы
поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет
неповторимость той или иной религии.
Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип — принцип
опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии
принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к
изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим. Социолог,
изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию.
Поэтому в религию как предмет социологического анализа он не включает
сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог
занимается тем, что может быть измерено, что можно наблюдать и подлежит
проверке. Он не может удовольствоваться общим впечатлением или теологическими
аргументами в подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера
вызывает и обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные
могут подтвердить или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить
эти данные, и только располагая ими, он может строить теоретические модели.
Социология религии — эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех
моментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго
зафиксировать и научно описать. Для социолога религия — совокупность
поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов
их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что
высказывают и думают люди, их мнения, и то, что ими сделано, достигнуто,
реализовано в этой их деятельности. Таким образом, областью, к которой
относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению
Информация о работе Религия как объект социологических исследований