Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:07, реферат
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью
социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как
история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она
лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука,
философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как
научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического
знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане —
определить соотношение социологии и теологии.
Религия как объект социологии.................................... 3
Социология религии и другие науки о религии………4
Социология религии и теология......................................5
Возникновение и развитие социологии религии………9
Литература...........................................................................15
утонченных культурных привычек, специфической деятельности, не имеющей
большого значения и самой по себе довольно безобидной. Социология религии,
если таковая вообще имеет место, должна заключаться в выявлении условий и
препосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви
Англии, ее успешности
люди.
Главная функция религии:
— функция смыслополагания, рационализация человеческой
деятельности. Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на
человеческую деятельность, каким бы ни было ее направление. Вебер рассматривает
религию прежде всего как фактор социального изменения. В значительной мере вся
его концепция социального развития основана на двух понятиях — харизмы и
пророчества.
В отличие от Дюркгейма, Вебера интересуют прежде всего мировые религии, т.е.
те, которые имеют наибольшее число последователей и оказывают наибольшее
влияние на ход истории. В работе «Протестантская этика и дух капитализма»
(1905) он исследует вклад христианства в историю Запада, доказывая, что
протестантская Реформация и возникающая в ее результате новая ветвь
христианства — протестантизм способствовали пробуждению духа
предпринимательства и культивировали аскетический стиль жизни,
стимулировавшие развитие современной экономики, преобразование феодальной
Европы в общество, олицетворявшее достижения современной культуры. Он делает
это на серьезной эмпирической основе, анализируя большое число проповедей той
эпохи и других письменных источников. Для Вебера показательно то, что ему
удалось органически связать конкретно-эмпирический и абстрактно-теоретический
уровни социологического
исследования с помощью сравнительно-
анализа. Вебер проверяет свою гипотезу о роли религии в экономическом
развитии, исследуя наряду с протестантизмом иудаизм, ислам, индуизм, буддизм,
конфуцианство.
Если Дюркгейм строил свои аргументы на рассмотрении
сравнительно небольшого числа фактов, но распространял выводы на религию в
целом, то Вебер предпринял небывалое по масштабу исследование, охватившее
практически весь мир. На этой эмпирической основе Вебер сформулировал
утверждение о том, что великие религиозные традиции оказали существенное
влияние на различие путей развития Запада и Востока, более конкретно — что
иудаизм, ислам, католицизм и протестантизм больше способствовали
рационализации социальной жизни, чем индуизм, буддизм и конфуцианство. Вебер
стремится, таким образом, обнаружить в истории связанные с религией корни
Новой истории, современной западной культуры.
Второе важное направление исследований Вебера — анализ процесса
«расколдования» мира, того процесса, благодаря которому из отношения «цель —
средства» устраняются элементы магической практики. Они уступают место
«целерациональным», ориентированным на успех средствам: мир предстает как
«материя», которая может и должна быть подчинена человеку. Своей высшей точки
этот процесс достигает в аскетическом протестантизме, в кальвинизме, но его
истоки лежат в иудейском пророчестве. Вебер сравнивает различные религии,
выясняя, какую степень рационализации экономической деятельности допускает та
или иная религиозная этика. С 1916 по 1919 гг. Вебер выпускает серию статей
на эту тему, объединенных под общим названием «Хозяйственная этика мировых
религий».
Если в XIX и XX вв. упадок религии представлялся многим как триумф
человеческого разума, как результат просвещающего и освобождающего действия
современной науки, то Вебер видит в нём симптом духовного заболевания
общества, вызванного гипертрофированной до чудовищных размеров
«рациональностью»: технология и бюрократия подчиняют себе мир, колоссально
сужая человеческий опыт, так что в сознании человека угасают величайшие
страсти — поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические
чувства, религиозный опыт, уступая место прагматическому расчету, заботе о
комфорте, банальной тяге к «полезности».
Еще одна тема, намеченная Вебером совместно с Трёльчем, — дихотомия «церковь
— секта», типология религиозных организаций. Вебер поставил перед собой
задачу проанализировать деятельность религиозных сообществ в
общесоциологических категориях. Он ввел различие бюрократических форм
организации и типов господства, успешно применявшееся впоследствии в
исследовании различных аспектов религии. Влияние и значение Вебера
основывалось еще и на том, что он разработал понятийный аппарат социологии
религии, которым
она пользуется и сегодня.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера // М. Вебер.
Избранное. Образ общества. М., 1994.
3. Box И. Социология религии // Социология религии:
классические подходы. Хрестоматия. Научная редакция и составление М.П. Гапочки
и Ю.А. Кимелева. М., 1994.
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер.
Избранное. М, 1990.
5. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа
// Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И.
Гараджа. М., 1994.
6. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм.
Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995
Информация о работе Религия как объект социологических исследований