Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:50, доклад
Религия становится серьезным фактором политической жизни не только мусульманских стран, где ислам просто приобретает явственные очертания политической доктрины, но и во все большей степени влияет на общественно- политические процессы стран Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Восточной Европы.
Боюсь, что нет.
Ни одна из христианских партий в 1998 г.
не смогла сформировать кредо христианской
партии, призванной к действию в
конкретное время и в конкретной
стране и ни одна из них не действовала
как партия христиан. Они не демонстрировали
особой настойчивости в постановке
и решении проблем, которые традиционно
составляют сущностное ядро политических
интересов европейских
Вряд ли стоит объяснять: христианская партия – это нечто гораздо большее, чем группа политиков, обнаруживших, что “христианская” – неплохой брэнд.
Это также не
группировка, лоббирующая интересы
той или иной церкви, помогающая
ей одолевать конкурентов и
Христианская партия не занимается церковно-каноническими вопросами, не объединяет церкви и уж, конечно, не рассуждает о благодатности и безблагодатности (вообще-то серьезные богословы советуют оставить последнее суждение по этому вопросу самому Богу).
Христиане востребованы политикой не потому, что их туда благословляют Церкви, ожидающие возвращения национализированной недвижимости и расширения своего присутствия в различных социальных сферах. Христиане востребованы осознанием катастрофичности политики, лишенной надежного нравственного фундамента и духовной оправданности. “Срывы и соблазны” прошлого столетия свидетельствуют, что демократия, основанная не на вере в достоинство человека, хранящего в себе Божью искру, а на одной лишь уверенности в эффективности законов, процедур и разделения властей, легко впадает в деспотию.
Поражение на выборах
1998 г. произвело на лидеров христианских
партий, судя по всему, тяжелое впечатление.
Настолько тяжелое, что все участники
прошлого парламентского забега, определявшие
себя четыре года назад как христианские
партии, уже предпочли раствориться
в других блоках. Наверняка тому
были свои резоны. Однако христианская
политика по-прежнему востребована, и
украинскому политическому
Главное все же в ином. Христиане не имеют права не участвовать в политике как христиане. Абсурдно и антиевангельски быть христианином за литургией и язычником в семье или на работе. Притязание христианства абсолютно, оно “огонь жерущий”, претендующий зажечь весь мир, просветить, преобразовать и спасти его. Отказаться от политики, закрыть глаза, чтобы не видеть того, происходит в обществе, или просто отвернуться – значит признать на только свое бессилие и ограниченность самого христианства; это отречение от христианства, насмешка над ним, – считал очень глубокий православный мыслитель С. Булгаков.
Христианство
стремится к евангелизации общества,
что подразумевает не только катехизацию
детей и на учение взрослых поведению
в храме, но и изменения общества в соответствии
с евангельским идеалом. И если в этом
обществе останется один-единственный
христианин, он все равно не имеет права
погрязать в “трансцендентном эгоизме”.
Из подземелья отечественных реалий все
это выглядит абсолютно фантастическим
и к “этой стране” никоим образом неприменимым.
Место религии в современном обществе.
Социология изучает религию не как замкнутую систему, анализируются также и ее социальные связи.
Место и поле действий функций религии меняются в ходе развития общества. Это отражается в ряде понятий: “сакрализация”, “секуляризация”, “религиозный плюрализм” и др. Сакрализация (лат. sacer — священный) может быть охарактеризована как вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Подобный процесс связан с ростом влияния религии на общественную систему в целом и отдельные ее подсистемы, расширением поля действия функций религии в обществе. Секуляризация (позднелат. secularis — мирской, светский) представляет собой освобождение и от влияния религии, выражается в сужении круга выполняемых ею функций; переходе ряда из них другим социальным институтам; отчуждении церковной собственности в пользу государства или иных учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образования из ведения церкви; развитии светского искусства, морали и т. д. Религиозный плюрализм (лат. plurimus — множественный, многочисленный) означает поликонфессиональный характер религиозности этносов, социальны групп, подданных одного государства.
Различные типы цивилизаций и цивилизационного развития их диахронные и синхронные взаимосвязи оказали и оказывают влияние на направленность религиозных процессов. Различают три типа цивилизаций и цивилизационного развития.
Традиционный тип, характерный для прошлых исторических эпох, нашел выражение в Древней Индии, Китае, в европеист христианской цивилизации, представлен в ряде регионов, государств и в XX в. Традиционные общества и структуры тяготе: к устойчивости и стагнации; в них не сформировалась суверенная личность, человек включен в целое (племя, клан, патриархальную, соседскую, земледельческую общину, сословие, касту и т.д.). Деятельность не понимается как креативный процесс, идея прогресса не разработана, время считается циклическим, “золотой век” отодвинут в прошлое, образы предков выступают в качестве ориентиров при построении матриц поведения и взаимоотношений ныне живущих.
Техногенный тип, положивший начало западной цивилизации появляется в эпоху Просвещения в XVII-XVIII вв. в Европе и включает синтез античной и христианской культур. Техногеная цивилизация динамична, личность освобождается от свойственных традиционным обществам уз, главными антистагнационным факторами становятся естественные науки, а затем — научно-техническая революция. Деятельность осознается как творчество целью господства над объектом, обосновывается идея общественного прогресса, время мыслится устремленным в будущее, а “золотой век” — предстоящим. Утверждаются принципы классической рациональности, проповедуются идеалы гуманности, образованности, индивидуализма, либерализма, равенства всех людей перед законом. Но уже в XIX в. обнаружились некоторые разрушительные последствия индустриального типа развития, и на Западе начинается отход от взглядов Просвещения.
В XXв., особенно во второй его половине, техногенная цивилизация поставила человечество на грань катастрофы. На исходе XX в. различные слои общества в значительной мере утратили оптимистические ожидания благоприятных результатов дальнейшего развития техногенной цивилизации. Понятие прогресса поставлено под сомнение, усиливаются иррационалистические тенденции и т. д.
Посттехногенный тип наступления, которого ожидают в XXI в., обсуждается ныне в порядке прогноза (могущего оказаться утопией). Контуры этой глобальной цивилизации прописываются не вполне отчетливо, обычно ее именуют путем устойчивого развития. Общество перейдет от индустриальных к постиндустриальным технологиям. Вслед за классической и неклассической рациональностью оформится постнеклассическая: в функционирование синергетических систем имманентно включится человеческая деятельность; сформируется научный этос, в научном поиске будут интегрироваться средства и результаты познания с ценностями. В едином технологическом процессе соединятся природопользование, сохранение и воспроизводство природной среды; совершенствование транспортных и информационных систем обусловит деурбанизацию сферы обитания человека. Произойдет принципиальный поворот образования и воспитания в сторону гуманизации. Научная рациональность в разных своих типах, находящая выражение в рефлексирующем менталитете, соединится с идеями свободы, общественного согласия и демократии.
Традиционный тип развития обусловливал и обусловливает устойчивость религиозных структур, тенденцию к сакрализации, сохранению моноконфессиональности этносов, социальных групп, подданных данного государства, монополии той или иной религиозной системы. Становление и развитие техногенной цивилизации, индустриальных обществ оказывает на религию противоречивое влияние: с одной стороны, развертывается процесс секуляризации, совершается переход от религиозной монополии к религиозному плюрализму; с другой - секуляризация может затормаживаться и усиливаться тенденция к сакрализации, когда религия начинает активнее претендовать на ведущую роль и некогда “расколдованные” области бытия вновь “околдовываются" фетишзируются.
Список
литературы:
1) Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И.Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 17-24
2) Геллей Г. Библейский справочник. — С.-Пб., 1996.
3) http://www.religio.ru/relisoc/
4) Для подготовки
данной работы были
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ярославский
государственный технический
Кафедра
социологии
Работа защищена
с оценкой
Преподаватель
_________В.В.Потапов
Реферат
По дисциплине: «Основы социологии»
Тема: «Роль и место религии в современном обществе»
ЯГТУ 240502-3В
Выполнила студентка гр. ЗР-51
Поленова
Н.В.____________
2010
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Ярославский
государственный технический
Кафедра
экологии
Работа защищена
Преподаватель
_________Н.С.Яманина
Реферат
По дисциплине: «Экология»
Тема: «Физико – химическая очистка сточных вод»
ЯГТУ 240502-35В
Выполнила студентка гр. ЗР-51
Поленова
Н.В.____________
2010
Список использованной литературы: