Секта как деструктивное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:01, контрольная работа

Описание

Цель данной работы в том, что бы по возможности подробно рассмотреть несколько самых известных миру тоталитарных сект, узнать их историю, проследить развитие и эволюцию данного явления, выяснить механизм действия и продемонстрировать всю губительность данного социального феномена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Религиозные организации. Типы религиозных организаций……..6
2. Причины появления нетрадиционных религий, их специфические черты……………………………………………………………………12
3. Основные направления нетрадиционных религий………………... 19
4. Действия религиозных сект на территории России…………………21
5. Свидетели Иеговы……………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Религиоведение.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Религиоведение

Контрольная работа на тему:

"Секта как деструктивное явление"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

1.      Религиозные организации. Типы религиозных организаций……..6

2.      Причины появления нетрадиционных религий, их специфические черты……………………………………………………………………12

3.      Основные направления нетрадиционных религий………………... 19

4.      Действия религиозных сект на территории России…………………21

5.      Свидетели Иеговы……………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России в последние годы неуклонно растет интерес к религии. И этот процесс считается положительным, поскольку возрождаются и укрепляются традиционные российские конфессии. Однако нельзя не заметить, что наряду с этим появляются или обретают распространение нетрадиционные религиозные группы и секты. По оценкам экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч.

По мнению исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, это свидетельство религиозной свободы, к которой государство шло последние десятилетия. Но традиционные религии по-прежнему отвергают сектантство, видят в нем не расцвет свободы совести, а прямую угрозу обществу.

Религиозные дебаты по этому поводу не стихают. Хотя даже общепринятого понятия, что же такое секта, до сих пор не появилось. Большинство аналитиков полагают, что не стоит тратить силы и время на то, чтобы определяться с терминологией, поскольку в целом по России сектанты не представляют той угрозы, которая способна внести раскол в ряды православных, мусульман, евреев или атеистов. Есть даже такие регионы, которые практически свободны от этой проблемы, – Ингушетия, Чечня, Эвенкия, Корякский автономный округ. По словам Р. Силантьева, в Приморском крае, к примеру, четверть из всех зарегистрированных здесь религиозных организаций составляют новые религиозные движения, или, как их называют, тоталитарные секты. В общем же по России их количество не превышает 10%.

В современной России самая крупная секта – Свидетели Иеговы. В ее рядах насчитывается почти 150 тысяч последователей. Преимущественно иеговисты сосредоточены в крупных городах Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Довольно заметными остаются сайентологи, муниты, многочисленные группы сатанистов, неопятидесятников.

По оценкам экспертов, прослойка людей, которые могут оказаться в путах сект, не так уж велика, практически она уже выработана. Рост численности одних сект чаще происходит за счет других, к примеру, иеговисты оттягивают своих приверженцев из числа пятидесятников, протестантских организаций. Как отметил Роман Силантьев, секта кришнаитов заметно деградировала в последние годы и сократила свою численность в России. Наибольшую опасность представляют секты, прикрывающиеся лозунгами ислама. Их адептов сегодня в стране десятки тысяч, называющих себя ваххабитами. Однако они мало похожи на настоящих ваххабитов, живущих в Саудовской Аравии, и, по мнению аналитиков, нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время это явление сойдет на нет.

Однако отмахиваться от проблемы сектантства вряд ли представляется разумным. Ведь людей, которые исповедуют не традиционные религии, а стали поборниками тоталитарных сект, сегодня в России насчитывается от двух до пяти процентов населения. А это более семи миллионов наших граждан. Причем, как утверждают исследователи, это люди с сильно поврежденной психикой, на которых оказывается сильнейшее психологическое воздействие. Естественно, традиционные религии, отвергая сектантство, ищут способы противодействия ему. Так, по решению еврейских общин и организаций создана Лига МАГЕН для противодействия так называемым миссионерам. Ее президент раввин Александр Лакшин сказал, что в иудаизме существует проблема «конфессиональной анонимности», когда новые религиозные группы используют кредит доверия традиционных религий России, путем обмана и маскировки, а порой и манипуляции сознанием пытаются привлечь в свои ряды новых адептов. Задача Лиги – распространять информацию о таких группах, раскрывать их подлинные цели.

Цель данной работы в том, что бы по возможности подробно рассмотреть несколько самых известных миру тоталитарных сект, узнать их историю, проследить развитие и эволюцию данного явления, выяснить механизм действия и продемонстрировать всю губительность данного социального феномена.

 

 


1.      Религиозные организации. Типы религиозных организаций

 

Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И.Г. Бахофен, «в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий».[1]

Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации. Жреческая корпорация – это непросто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создает основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показывали, что»… ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного – правового регулирования».[2]

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих – служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.

Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемой членство.[3]

Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

Информация о работе Секта как деструктивное явление