Славянские мотивы в древнегреческой мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:31, контрольная работа

Описание

Геракл (греч. Herakles) - один из наиболее популярных греческих мифологических героев, сын Зевса и Алкмены. Мифы о Геракле содержат в себе элементы финикийского культа Мелькарта. Герой и его схватки с чудовищами нашли отражение, представления об инициациях и других испытаниях молодежи в первобытном и архаическом обществах, которыми от имени богинь-матерей руководили жрицы. Прославляя себя, испытуемый прославлял и жрицу-богиню. Отсюда и имя Геракл, означающее «Прославляющий Геру» или «Прославленный Герой».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мифология древних славян………………………………………………….6
2. Общая характеристика древнегреческой мифологии……………………..10
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

МИФОЛОГИЯ ОСН..doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Предания о богах, о подвигах героев — людей необыкновенной силы и отваги — названы мифами. Особенно поэтичны мифы Древней Греции. Они шли до нас в античных поэмах, повестях, театральных пьесах. Их героев изображают древние скульптуры, мозаики, фрески, рисунки на вазах.

Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Так, сущность хтонического периода развития греческой мифологии заключается в следующем. Во время создания первых мифов люди всецело зависели от природных условий. Все непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами [7, с.326].

Средоточие силы – фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги – ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение.

В мифологии олимпийского периода появляются герои, которые успешно борются с демонами и чудовищами. Это связано с тем, что многие природные процессы люди уже в состоянии объяснить. Вместо мелких богов и демонов появляется один верховный бог – Зевс, которому подчиняются все остальные божества. Так в мифологии отражается переход к патриархату.

Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать")  [3, с.325]. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы [9, с.22].

Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона – пророчество, на Деметру – плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов.

Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном [7, с.466].

                            Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната (благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

Многие мифологические сюжеты выражают победу человека над хаосом природы.

Так, Геракл борется с различными чудовищами, олицетворявшими самые страшные для человека проявления природы. Первым его подвигом была победа над немейским львом, который опустошал стада Еврисфея и губил людей. Вторым заданием было убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала окрестности. Третий подвиг – сражение с эриманфским вепрем. Еврисфей послал его на гору Эриманф на поимку огромного кабана, который опустошал посевы и виноградники, велев доставить животное живым. Четвертый подвиг – победа над керинейской ланью. Новым заданием было перестрелять хищных птиц на Стимфальском озере. Величиной эти птицы были с грифа, а клювы, когти и перья у них бронзовые, к тому же они умели пускать свои перья как стрелы, убивая каждого, кто к ним приблизится [2].

Геракл должен был отправиться на остров Крит за быком царя Миноса, который был предназначен в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Посейдон разбушевался и наслал бешенство на критского быка, который теперь носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Геракл поборол неукротимого быка и Фракию к царю Диомеду и привести его коней. Они отличались необыкновенной силой и буйным нравом. Их кормили человеческим мясом и приковывали в стойлах железными цепями. Когда в эти края забредал какой-нибудь чужеземец, царские слуги хватали его и бросали на съедение коням. Гераклу предстояло спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход, и принести его в Микены [1]

Орфей — фракийский певец, чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда «Арго» проплывал мимо острова сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам.

Персей победил горгону Медузу.

Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее.

Не узнав Тесея, Эгей отправил сына на верную смерть – охотиться на марафонского быка, в течение многих лет наводившего ужас на местных жителей. Тесей, однако, не погиб, а убил быка.

Что касается Сизифа, тот и вовсе пытался победить смерть, заточив в заключение бога смерти Таната.

Многие герои мифов насаждают среди людей элементы культуры.

Например, Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он – автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума [1].

Например, Геракл, зная о том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить лернейскую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды [8].

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это его приковывают к скале и подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает мир от Горгоны Медузы, избавляет Андромеду от чудовища, за что ему содействуют боги и в итоге вознаграждают.

Геракл совершает подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов [10].

Тесей по пути к отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает чудовище Минотавра в лабиринте(созданном Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Кроме героев, в греческих мифах действуют и другие персонажи. Как мы только что показали на примерах, в первую очередь, это боги – то сочувствующие героям и помогающие им (Гефест умоляет Зевса простить Прометея, Персею и Тесею помогает Афродита, Геракл находится под покровительством своего отца Зевса, Орфею содействует Аид), то препятствующие им и наказывающие(Прометея наказывает лично Зевс, Гераклу мешает из ревности к его матери Гера, Сизифа наказывают все боги, оскорбленные им). Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами(например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

Типовой портрет греческого героя представляется следующим образом. Это, как правило, человек молодой (за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень – слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Информация о работе Славянские мотивы в древнегреческой мифологии