Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:31, контрольная работа
Геракл (греч. Herakles) - один из наиболее популярных греческих мифологических героев, сын Зевса и Алкмены. Мифы о Геракле содержат в себе элементы финикийского культа Мелькарта. Герой и его схватки с чудовищами нашли отражение, представления об инициациях и других испытаниях молодежи в первобытном и архаическом обществах, которыми от имени богинь-матерей руководили жрицы. Прославляя себя, испытуемый прославлял и жрицу-богиню. Отсюда и имя Геракл, означающее «Прославляющий Геру» или «Прославленный Герой».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мифология древних славян………………………………………………….6
2. Общая характеристика древнегреческой мифологии……………………..10
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………25
Герой – человек или полубог(обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).
Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал – выдающийся изобретатель, а Орфей – замечательный музыкант.
Герои часто противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают. Тесей, в частности, спустился даже в царство мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, - тоже проявление противодействия героев богам.
Тем не менее, важную роль в греческих мифах играет Судьба.
Геракл по воле судьбы, предсказанной Зевсом, и по воле Геры, ненавидевшей сына своего могущественного супруга, родился позднее, чем предполагал его отец, и стал не царем, а слугой у трусливого царя Микен Эврисфея. Однако, совершив знаменитые двенадцать подвигов, он получил избавление от унизительной службы и возможность после смерти попасть в сонм олимпийских богов.
Миф об Орфее и Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.
Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.
Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.
Именно с последним положением связаны сюжеты о героях, побывавших в царстве мертвых. Невредимым возвращается из Аида и Геракл, пытавшийся похитить Персефону для своего друга, но полубог также несет наказание за свою дерзость .
Итак, по мнению древних греков, «справедливые» методы борьбы с подземными богами могли принести какие-то плоды, а заведомо «незаконные» способы – лишь навлечь гнев Провидения.
Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.
Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам(шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Это – проявления фетишизма.
Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.
Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.
Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.
Таким образом, смешивая правду и вымысел, древние греки придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории о том, как возник мир и что его наполняет, почему люди бывают то смелыми и мудрыми, то глупыми и трусливыми. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах. Изображая богов и героев, древние греки воплощали в них самые лучшие и самые дурные свойства человека. Мы находим в этих мифах примеры благородства, отваги, крепкой дружбы и нежной любви, но рядом же - жалкая трусость, жадность, коварство и вероломство.
Заключение
Исходя из того, что мифологическое сознание являлось определенным этапом в развитии человеческого знания, можно утверждать, что каждый народ имеет свою мифологию. Конечно, не у всякого народа были такие обширные и развитые мифологические системы, как у древних греков, но все же свои мифы, особым образом объяснявшие сущее, хотя и отрывочные, не сведенные в единую систему, существовали у всех народов, в том числе, и у славян. В результате сопоставления славянских сказок и греческих мифов, сделан ряд выводов и обобщений.
1. Славянские мотивы прослеживаются в поклонении силам природы. По славянской мифологии, в поле, в лесу, на водах и в жилище – всюду и постоянно герой сталкивается с враждебной себе живой, сознательной силой, ищущей случая наслать неудачу, несчастье, болезнь, пожар, гибель. Люди стремились уйти из-под власти таинственной силы, обставив жизнь и поведение сложнейшей системой запретов. Запрещения накладывались на ряд действий человека, на прикосновения к отдельным предметам и пр. Нарушение запрета, по убеждению людей, влекло за собой опасные последствия. Табу породили многочисленные мифы о том, как человек нарушает какой-либо бытовой запрет и попадает под власть враждебных сил. Главных богов греки представляли в виде людей, но бессмертных, могучих и красивых. Лесных богов — сатиров — представляли в виде людей, обросших шерстью, с козлиными ногами и ушами. Богинь источников изображали в виде девушек и называли нимфами.
2. Боги-покровители хозяйства. Многие волшебные сказки славян говорят о запрете оставлять дом, покидать жилище, вкушать какую-либо еду или питье, прикасаться к чему-либо. Логика защиты лежит в основе многих действий сказочных персонажей. Брошенный через плечо гребешок вырастал в частый лес, полотенце расстилалось рекой и спасало человека от погони чудовища. Эти и подобные им мотивы, поэтически разработанные в сказках, берут начало в обрядовой магии, в вере в спасительную силу предметов-оберегов. В число предметов-оберегов входили кольцо, топор, платок, зеркало, пояс, веник, уголь, воск, хлеб, вода, земля, огонь, яблоко, трава, ветка, палка. Предметы и вещества творят чудеса. Например, вода – частая принадлежность ряда древних обрядов – в сказках возвращает зрение, прежний облик и благополучие, дарует молодость, исцеляет от болезней, оживляет, делает героя сильнее страшных чудовищ. Есть в сказках и вода, которая может обратить человека в зверя, птицу.
По древнегреческой мифологии, считалось, что у каждой отрасли хозяйства — земледелия, скотоводства, охоты, ремесел — есть свои боги-покровители. Бог виноделия Дионис научил людей разводить виноград и делать вино. В честь него устраивали праздники весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре, когда поспевало молодое вино. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте — покровителе кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Вулканы, извергающие огонь и дым,— выходы из его подземной кузницы. Гефест носит простую одежду ремесленника; его руки и лицо выпачканы сажей. С развитием торговли и у нее появился покровитель — бог Гермес. Он же выполнял поручения Зевса и летал из одного города в другой. Поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях и на шляпе.
3. Отражение неравенства. В славянской мифологии, господствуют силы, гибельные для человека: неведомый край, тридевятое царство, мир морских глубин, дремучих лесов, заоблачных далей и пр. , и люди, по единому слову которых возводятся золотые дворцы, строятся хрустальные мосты, мостятся дороги, воздвигаются города, ткутся огромные ковры.
Греки верили, что Зевс и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе. Их называли олимпийскими богами. Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, так «олимпийцы» во главе с Зевсом управляют людьми и природой. Боги так же властолюбивы, жестоки и мстительны, как многие знатные люди. Одних людей боги сделали богатыми и знатными, других — бедными, третьих рабами. Того, кто восстает против порядка, установленного богами, ждут их гнев и суровое наказание.
4. На образе лежат слои разных исторических состояний славянской и древнегреческой мифологии. У славян носителями зловещих действий сказочное повествование сделало разных чудовищ, в том числе Кощея. В стремлении выразить идею, славянский миф прибегает к особым сюжетным положениям: возмездие за уступку иной морали здесь наступает сразу, как и награда за долготерпение и стойкость. Торжествовала желаемая героем справедливость, которую знал лишь воображаемый мир мифа и не знал действительный, реальный мир.
Чтобы испытать свою жертву, стремящуюся сохранить жизнь, в древнегреческом мифе соединилась мысль о счастье, достигнутом вопреки козням злых сил. Мотив помощи, оказываемой природой герою, поэтизирует творческое дерзание человека. Обусловленность фантастики смыслом наглядно обнаруживается в воображаемом решении жизненных проблем. Наиболее распространена тема необыкновенной участи тех, кто, пройдя через цепь гибельных испытаний, достигает желанной цели.
5. Благополучный исход славянских сказок, несомненно, носит вымышленный характер: вымысел строится по принципу противоположности тому, что существует в жизни, и по необходимости не может противопоставить реальности ничего, кроме нравственного и этического несогласия с нею. Нравственные убеждения были единственным, что противостояло в сказках злу. Все в сказках необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья; даже вещи, предметы, орудия труда. Топор сам рубит лес, дубина сама бьет врагов, мельница мелет без человека и пр. Из сумы выскакивают здоровенные парни, готовые оказать любую услугу. Взмывает в поднебесье ковер-самолет. В небольшом сундучке помещается целый город с домами, улицами, жителями. Чудесные предметы и чудесный воображаемый мир был нужен для того, чтобы в придуманном повествовании виновникам страданий было воздано по заслугам. Сказочники не желали оставить ни одну обиду неотмщенной.
Все богатство вымысла древнегреческого мифа обнаруживает зависимость фантастики от идеи, какими бы неожиданными они ни казались. На этой почве, сохраняя традиции славянских представлений и понятий, древнегреческие мифы, умножили чудеса, создали живой, замысловатый мир древнего человека.
Список использованной литературы
1. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 2003
2. Двенадцать подвигов Геракла: Мифы Древней Греции в пересказе В. и Л.Успенских / Художник С.Бордюг. (Серия "Книга в подарок"). - М.: Изд-во «Стрекоза», 2008.
3. Зурабова К., Сухачевский В. Мифы и предания. – М., 2002.
4. Костомаров И. Славянская мифология. –М., 1995 .
5. Конев Ф.Е. Славянская мифология. –Минск, 2003.
6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1954
7. Мифы народов мира(в 2-х т). – М., 1982
8. Мифы Древней Греции: Золотое Руно, Двенадцать подвигов Геракла//В.Успенский. – М.: Изд-во «Стрекоза», 2008.
9. Соловьев Н. Культура Древней Греции. – М., 2004
10. Успенский В., Успенский Л. Мифы Древней Греции. – Л.: Издательство «Детская литература». – 1989.
Информация о работе Славянские мотивы в древнегреческой мифологии