Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:47, реферат
Люди, которые принимают, Божественное происхождение человека называются креационистами, а сама наука получила название креационизмом. В широком смысле слова креационизм объединяет всех сторонников идеи сотворения нашего мира Создателем. С этой точки зрения к креационистами можно отнести и Чарльза Дарвина, который не отвергал Творца, а эволюцию считал механизмом, с помощью которого Создатель творил биологическое разнообразие мира. Только с лёгкой руки последователей Дарвина - Эрнста Геккеля, Томаса Гексли, Климента Тимирязева и других эволюция стала противопоставляться творению.
I.Введение.
«26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:26-28)»
Такими
словами свято отеческое придание начинает
повествовать нам о возникновении на земле
человека. То, что человек был создан Богом,
являлось непреложной истинной вплоть
до середины XIX века с распространение в XIX веке теории
эволюции, привело к возникновению противоречия
между новыми взглядами в науке и библейской
картиной мира. Результатом этого антагонизма в
дальнейшем стало последовавшее возрождение
креационизма как совокупности телеологических
Люди, которые принимают, Божественное происхождение человека называются креационистами, а сама наука получила название креационизмом. В широком смысле слова креационизм объединяет всех сторонников идеи сотворения нашего мира Создателем. С этой точки зрения к креационистами можно отнести и Чарльза Дарвина, который не отвергал Творца, а эволюцию считал механизмом, с помощью которого Создатель творил биологическое разнообразие мира. Только с лёгкой руки последователей Дарвина - Эрнста Геккеля, Томаса Гексли, Климента Тимирязева и других эволюция стала противопоставляться творению.
В настоящее время преобладает более узкое понимание креационизма. Оно утвердилось с 60-х годов ХХ века с появлением трудов Генри Морриса, Джона Уиткомба, православного иеромонаха Серафима (Роуза) и ряда других учёных-христиан. Они отстаивают идею дословного понимания Библии в отношении идеи шести дней творения, происхождения Вселенной, создания биологического мира и человека. В этом направлении креационизм противопоставляется современному эволюционизму как теории самопроизвольного появления и развития различных видов материи. Так что же такое креационизм и имеет ли он место в современном мире?
Креационизм.
Креационизм (от лат. creare — создавать, форма creatio – создаю) — философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего — Бога. Креационизм имеет два источника. С одной стороны, своим становлением он обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы (шестидневное творение). С другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма. К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии.
В настоящее
время креационизм представляет собой
широкий спектр концепций — от сугубо богословских и
II.Виды и направления креационизма.
По определению, креационизм - религиозная и метафизическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким Сверхсуществом (Богом). И возник он как результат противоречия между буквальным прочтением священных текстов и научными данными и теориями.
Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм , настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и староземельный креационизм , где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула - метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным уровнем знаний, что, возможно, имеет своим основанием в том, что слово день (евр. «йом») не означает в Священном Писании только сутки, но также часто указывает на неопределённый отрезок времени. «У ГОСПОДА ОДИН ДЕНЬ, КАК ТЫСЯЧА ЛЕТ, И ТЫСЯЧА ЛЕТ, КАК ОДИН ДЕНЬ». (2 ПЕТ.3:8)
Среди староземельного креационизма важно выделить креационизм постепенного творения , согласно которому Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления, не нуждаясь в видообразовании путем естественного отбора. Как включенное в креационизм направление необходимо рассматривать и эволюционный креационизм (теистический эволюционизм), признающий теорию эволюции в виде инструмента Бога.
1) Религиозный креационизм.
А) Христианский креационизм.
В христианском
креационизме существует множество
различных течений, расходящихся в
интерпретации
Буквалистский, или младоземельный, креационизм настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 лет назад. Однако, согласно самой авторитетной в западном мире хронологии архиепископа английского и ирландского Джеймса Ушера (середина 17 века), это уникальное событие произошло в ночь с субботы на воскресенье 23 октября 4004 года до новой эры. Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма религиозные общины США. Здесь основная масса верующих – как протестантов, так и католиков, - считает библейский рассказ, точно и правильно отражающим историю возникновения человека. Столь буквалистское прочтение Библии характерно для фундаментальной религиозности. Свою роль играет и то, что в последние десятилетия вопрос о правоте или ложности теории эволюции был в США сильно политизирован. Во второй половине 20 века консервативное крыло республиканской партии приняло креационизм в качестве одного из пунктов своей партийной платформы, призванной сплотить вокруг республиканцев жителей - Юга и Среднего Запада страны.
Метафорический (староземельный) креационизм : в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» ( "йом") означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени. Верхушка католической церкви придерживается метафорического, или староземельного, подхода к креационизму. В нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний
22 октября 1996 года пап Иоанн-Павел II обратился к Папской академии наук с посланием, где заявил, что выводы светских наук, касающиеся теории эволюции, в том числе и её роли в происхождении тела человека, основываются на прочных научных основаниях, подтвердив слова своего предшественника Пия XII «Humani Generis» (1950 год): «В вопросе о человеке и его происхождении между теорией эволюции и доктриной веры не будет противоречий, если мы сохраним незыблемые основные фундаментальные положения». Близкое миропонимание излагается в публикациях православных священников, протоиерея Александра Меня («История религии»), диакона Андрея Кураева («Может ли православный быть эволюционистом?»)
Православные церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции и, соответственно, креационизму в настоящее время (2011 год) не имеют. Некоторые группы православных верующих (например, «Православное общество защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира»]), тем не менее, настаивают на обязательности принятия всеми православными младоземельного креационизма (вплоть до отказа причащать сторонников теистического эволюционизма, как еретиков). Обычно такая позиция обосновывается ссылками на Отцов Церкви, толковаших Шестоднев в буквалистском духе. Такая аргументация сводится к утверждению: «Эволюции не было, потому что её существование отрицалось святыми отцами».Алексей Гоманьков назвал такую позицию «патрологическим» креационизмом
Противники креационизма (протоиерей Александр Мень, протоиерей Георгий Нейфах , протоиерей Глеб Каледа, протодиакон Андрей Кураев, ректор Московской Духовной Академии (1982—1992) священник Александр Тимофеев, богослов и юрист Н.Н.Фиолетов), богослов А. И. Осипов и др.) в ответ на подобные аргументы возражают буквалистам, что древние Отцы Церкви жили в то время, когда науки как метода познания природы ещё не существовало, а новые авторы, в том числе и почитаемые как святые, — принадлежат к консервативному крылу церковно-общественной мысли, представители которого отстаивали, кроме буквализма в понимании Шестоднева, ещё и ряд других спорных доктрин, не относящихся непосредственно к богословию.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 29.01.2007 на 15-х Рождественских образовательных чтениях в Государственном Кремлевском дворце заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, — пусть так считает, но не навязывает это другим»
Б) Исламский креационизм.
Исламская
критика эволюционной теории является
гораздо более резкой, чем христианская.
Исламская критика во многих своих
чертах напоминает идеи французских
В настоящее время наиболее активна пропаганда креационизма в Турции, где действует организация «Фонд научных исследований» , возглавляемая Харуном Яхьёй (Аднаном Октаром ), действующая в тесном контакте с креационистами США. В 2005 году профессор Умит Сайын, характеризуя деятельность BAV, заявил: «В 1998 году я смог мотивировать шесть членов Турецкой Академии наук выступить против креациониcкого движения. Сегодня невозможно мотивировать никого. Они боятся, что будут атакованы радикальными исламистами и BAV»
Высказывания Харуна Яхьи о теории эволюции, и характер его аргументации часто подвергаются научной критике. Ряд исламских учёных также не разделяет взглядов Х. Яхьи. Так, Далиль Бубакёр, президент Союза мусульман Франции, комментируя книги Харуна Яхьи, отметил, что «эволюция — это научный факт», и «теория эволюции не противоречит Корану»:
Поскольку
в Коране, в отличие от Книги Бытия, отсутствует
подробное описание сотворения мира, буквалистский
креационизм в мусульманском мире значительно
менее распространён, чем в христианском.
Ислам считает (в соответствии с текстом
Корана), что люди и джинны созданы Богом.
Современные взгляды многих суннитов на
теорию эволюции близки к эволюционному
креационизму
2) Современный креационизм.
Особенно
популярна в последнее
Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца. Духовным отцом «горнего плана» считается Филипп Джонсон, юрист, автор бестселлера «Дарвин на испытательном стенде» (1991). «В любой культуре есть миф о сотворении мира, - пишет Джонсон, и имеются жрецы. Это эксперты, которые толкуют историю сотворения. Они могут быть церковными деятелями или же видными учеными – в любом случае они вправе требовать, чтобы монополия на истину принадлежала им. Кто владеет историей сотворения мира, тот во многом влияет на умы людей, принадлежащих к данной культуре».Как убеждает опыт ряда американских штатов, когда библейская история маскируется под науку, она легко откладывается в умах неотложным законом, вроде «яблока Ньютона».