Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:53, реферат
В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, в сфере туризма актуален вопрос о туристской ренте. При соответствующих законодательных основах и правильной социально-экономической политике государства туристская рента может создать необходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельностью в любом регионе России.
Теоретическая часть:
Сущность и значение туристской ренты.
В современных условиях,
когда вырабатываются новые подходы
в налоговой политике, в сфере
туризма актуален вопрос о туристской
ренте. При соответствующих
В аграрном и добывающем
секторах экономики образование
ренты связано с правами
В отличие от ресурсов земледелия и добывающих отраслей ресурсы в сфере туризма весьма многообразны и связаны не только с землей и ее недрами. К туристским ресурсам относятся самые разнообразные природные и антропогенные геосистемы, различные факторы и явления природы и общества, которые обладают полезностью для рекреационной деятельности и потому могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления людей. К туристским ресурсам относится и инфраструктура отрасли и регионов, создаваемая в процессе функционирования туристских организаций. Полезность туристских ресурсов проявляется в их функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения профессиональных и духовных потребностей; она проявляется в комфортности этих ресурсов, в их эстетических и нравственных качествах. Всемирная туристская организация (ВТО) и Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) традиционно выделяют шесть основных целей путешественников и туристов: 1) досуг, рекреация, отдых; 2) посещение знакомых и родственников; 3) деловые и профессиональные цели; 4) лечение; 5) религия и паломничество; 6) прочие цели, которые, в свою очередь, содержат богатый спектр физических, экономических и духовно-нравственных потребностей людей. Таким образом, туристские ресурсы - это природные, исторические и социально-культурные факторы, включающие объекты показа, демонстрации и изучения, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности людей, содействовать восстановлению и развитию их физических и нравственных сил. С точки зрения содержания и характера полезности, все туристские ресурсы можно было бы условно разделить на три группы:
1) курортологические факторы;
2) обще-оздоровительные и рекреационные факторы;
3) духовно-культурологические факторы.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в целом ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле, туристские ресурсы в отличие от аграрной и добывающей сфер хозяйства органически объединяют в себе природные , экономические и социальные факторы, ибо их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные и духовно-нравственные, психологические стороны жизнедеятельности человека. Помня народную мудрость: "Не хлебом единым жив человек!", трудно переоценить социально-экономическую значимость туристских ресурсов. Тайна бытия человека цивилизованного, духовно богатого не в том, чтобы только жить, а в том, чтобы знать, для чего жить. Туризм - одна из сфер жизни общества, которая предпринимает попытку дать ответ на этот извечный вопрос человеческого бытия. Особую актуальность ответ на данный вопрос приобретает в наши дни.
В условиях рыночных форм хозяйствования все виды ресурсов получают рыночную оценку, т.е. все потенциальные факторы производства в процессе их купли-продажи на рынке получают свою цену (факторный доход). При этом в качестве исходного условия образования туристской ренты выступают не просто туристские ресурсы, а лишь те, которые создают для туристских предприятий более благоприятные рыночные условия производства и реализации туристского продукта. Туристские расходы представляют собой стоимость товаров и услуг, использующихся непосредственно для удовлетворения посетителей, туристов. С точки зрения микроэкономики, туристские расходы представляют собой затраты (издержки). Совершенно очевидно, что издержки туристских организаций, взятые в расчете и на весь объем тур продукта , и на единицу этого продукта, равно как и на единицу туристского ресурса, различны. На поверхности экономических явлений эти неравные издержки по туризму в различных туристских организациях порождают различия в индивидуальных стоимостях туристских услуг. Неравными соответственно оказываются и доходы от туризма на микроэкономическом уровне. Сопоставление этих доходов и издержек:,
Доходы по своей природе
– это результаты, а издержки
и ресурсы – это затраты. Следовательно,
в основе отношения доходов от
туризма к издержкам или
т.е. эффективность туристской деятельности (Е) на микроэкономическом уровне – это максимизация результата (Р) при минимизации затрат (С). Из этого также следует, что основу процесса образования туристской ренты составляет повышенная эффективность хозяйствования в сфере туризма.
2. Формы туристской ренты
В сфере туризма имеются все необходимые условия для образования трех форм туристском ренты; монопольной, дифференциальной и абсолютной. При этом современная экономическая наука располагает теорией стоимости, теорией предельной полезности и теорией неоклассического синтеза, которые при всех различиях концептуального подхода в своей совокупности помогают объяснить образование трех форм туристской ренты.
Монопольная туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности этих ресурсов абсолютна: количественно они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограниченны; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, .они практически невоспроизводимы. Россия в целом, Москва и Московская область, другие регионы страны на своей территории имеют уникальные, единичные и невоспроизводимые туристские объекты, такие как Московский Кремль, Троице-Сергиева лавра. Музей-усадьба Абрамцево, Кусково и некоторые другие. К уникальным туристским ресурсам России можно отнести Эрмитаж, Валаам, Кижи, Ясную Поляну, Пушкино горье , Музей Андрея Рублева и другие величайшие творения Природы и человеческого Гения, которые составляют гордость российской и мировой цивилизации. Именно уникальность отдельных туристских ресурсов и является объективной исходной основой для образования монопольной туристской ренты. Она называется монопольной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов - основы этой ренты - ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы высшей формы несовершенства современного рынка - абсолютной, или чистой монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естественной, или натуральной, монополией, так как в ее основе лежат два источника: абсолютная ограниченность этих ресурсов, их единичность и отсутствие заменителей (субститутов) данного уникального туристского продукта на рынке туристских услуг. Попробуйте заменить туристский продукт от посещения Московского Кремля или Валаама - и вы поймете тщетность этих попыток: их заменить нечем.
На рынке совершенной
конкуренции малейшему
Таким образом, абсолютная монополия отдельных туристских фирм, использующих уникальные туристские ресурсы, порождает на рынке туристских услуг монопольную власть, которая выражается прежде всего в том, что указанные фирмы устанавливают на рынке монопольные цены. В экономической литературе существует достаточно простой метод, который позволяет измерить силу этой власти. Английский экономист Абба П. Лернер (1905 - 1982) предложил использовать индекс:
Рм - МС
где М - индекс монопольной власти; Рм - монопольная цена (от англ. monopolio price); MC - предельные издержки (от англ. marginal costs).
Смысл индекса М в следующем:
чем больше разрыв между монопольной
ценой и предельными
Предельные издержки в условиях современной России практически рассчитать трудно, поэтому можно заменить их средними валовыми издержками (АТС - от англ. average total costs), используя, однако, принцип подхода А. Лернера к измерению силы монопольной власти. Если при этом числитель и знаменатель умножить на количество реализованных туристских услуг Q, то в числителе индекса будет получена абсолютная величина (масса) валовой прибыли, а в знаменателе - объем продаж турпродукта. Отношение между массой общей прибыли, полученной той или иной туристской фирмой, и объемом продаж показывает, какова доля прибыли в общем объеме реализованного турпродукта:
Экономический смысл
приведенной формулы
Таким образом, с точки зрения закона стоимости, источник монопольной туристской ренты заключен в монопольно высокой цене на уникальный туристский продукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристской ренты заключен в монопольной цене на уникальный турпродукт, которая формируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой монополии. С точки зрения закона стоимости, монопольная туристская рента - это добавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамок нормальной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, монопольная туристская рента - это нормальный доход от использования такого фактора производства туристских услуг, предложение которого абсолютно неэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом (рис. 3.2).
R
R2 . . . . . . . . . . . . . . . . . .
R1 . . . Рис. 3.2. Образование монопольной туристской ренты
На рис.3.2 использованы следующие обозначения: Q -количество туристских ресурсов на рынке (от лат. quanticy -количество); Q1 - количество уникальных туристских ресурсов; S - кривая предложения уникальных туристских ресур-сов (от англ. supply - предложение); D1 и D2 - кривые спроса на уникальные туристские ресурсы (от англ. demand -спрос); R - монопольная туристская рента (от лат. rent -рента); r1 и R2 - монопольная туристская рента в условиях меняющегося рыночного равновесия между спросом на туристские ресурсы уникального качества и предложением этих ресурсов.
Как следует из рис. 3.2, конкретная величина монопольной туристской ренты целиком и исключительно зависит от трех факторов: а) от ограниченности уникальных по качеству туристских ресурсов, б) от их исключительной полезности и в) от объема спроса на них. Следует, однако, иметь в виду, что объем спроса на уникальный туристский ресурс сам по себе имеет производный характер: он зависит от объема спроса на уникальный турпродукт. "Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот"*. "Неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли... Фактически более правдоподобно обратное утверждение: цена земли потому и высока, что высоки цены на зерно".
Если стоимость земли
определяется стоимостью выращиваемой
на ней продукции (а не наоборот),
то, очевидно, стоимость уникального
туристского ресурса