Сущность и значение туристской ренты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:53, реферат

Описание

В современных условиях, когда вырабатываются новые подходы в налоговой политике, в сфере туризма актуален вопрос о туристской ренте. При соответствующих законодательных основах и правильной социально-экономической политике государства туристская рента может создать необходимую материально-экономическую основу для самофинансирования, саморазвития и самоуправления туристской деятельностью в любом регионе России.

Работа состоит из  1 файл

эконом.туризма.контр.раб.Word.docx

— 52.72 Кб (Скачать документ)

 

На поверхности экономических  явлений все три формы туристской ренты выступают как единая величина, как единый факторный доход. Это  означает, что предприятия и фирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают только абсолютную туристскую ренту, т. е. факторный доход относительно небольшой величины. Те предприятия  и фирмы, которые используют средние  и лучшие туристские ресурсы, получают абсолютную и дифференциальную туристскую ренту, т. е. факторный доход большей  величины, чем в первом случае, а  те, которые используют уникальные туристские ресурсы, получают все три  формы туристской ренты - абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный  доход этих туристских предприятий  максимально высок. Практическая реализация всех рассматриваемых процессов  образования трех форм и совокупной туристской ренты осуществляется через  механизм рыночных цен на туристские услуги.

 

Проанализированные выше закономерности образования туристской ренты отражают лишь чисто экономический  аспект проблемы. Для более глубокого  понимания природы и механизма  функционирования туристской ренты  следует от изучения сущности первого  порядка перейти к рассмотрению сущности второго, более глубокого  порядка - к анализу социальной природы  туристской ренты.

В сфере туризма имеются  все необходимые условия для  образования трех форм туристском ренты: монопольной, дифференциальной и абсолютной.

1. Монопольная  туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов уникального качества. Степень уникальности и исключительности туристских ресурсов абсолютна: количественно ,они иногда представлены в единственном числе, то есть в высшей степени ограничены; качественно туристские ресурсы неповторимы и непревзойденны в своем целебном, историко-культурном или духовном аспекте; для других субъектов хозяйствования и владения они недоступны; с точки зрения их создания в современных условиях, они практически невоспроизводимы. Туристская рента называется монопольной потому, что единичность и уникальность туристских ресурсов, как основы этой ренты, ведут к реальной возможности установления на эти ресурсы абсолютной (чистой) монополии. В ряде случаев абсолютная монополия на уникальные туристские ресурсы является одновременно естественной (или натуральной) монополией, так как в её основе лежат два источника:

1) абсолютная ограниченность  этих ресурсов, их единичность; 

2) отсутствие заменителей  (субститутов) данного уникального  тур продукта на рынке туристских услуг.

Господство абсолютной монополии  на уникальные туристские ресурсы порождает  на рынке туристских услуг монопольно высокие цены на эти услуги.

На рынке совершенной  конкуренции малейшему увеличению спроса на туристские услуги сопутствует  соответствующее предложение, поэтому  цена на эти услуги остается неизменной. В условиях рынка абсолютной монополии  появляется возможность назначить  для потребителя туристских услуг  свою цену. Разумеется, эта цена превышает  предельные издержки. Таким образом, с точки зрения закона стоимости, источник монопольной туристской ренты, заключен в монопольно высокой цене, на уникальный тур продукт, которая превышает нормальную величину общественной рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, источник монопольной туристской ренты заключен в монопольной цене на уникальный тур продукт , которая формируется на рынке в условиях господства абсолютной или чистой монополии. С точки зрения закона стоимости, монопольная туристская рента – это добавочная прибыль, или сверхприбыль, которая формируется вне рамок рыночной стоимости. С точки зрения закона спроса и предложения, монопольная туристская рента – это нормальный доход от использования такого фактора производства туристских услуг, предложение которого абсолютно неэластично, ибо оно ограничено одним уникальным туристским ресурсом.

2. Дифференциальная  туристская рента образуется на основе хозяйственного использования туристских ресурсов неравного качества. Известно, что эти ресурсы характеризуются различной степенью функциональной пригодности для отдыха, лечения, удовлетворения потребностей туристов; имеют различную степень комфортности, надежности, различные эстетические, духовные и нравственные качества. Различные туристские ресурсы в неодинаковой степени удовлетворяют основные цели туристов. В этих условиях уже не уникальные, а массовые туристские ресурсы условно можно разделить на три группы: лучшие, средние и худшие. Количество этих ресурсов ограничено, в особенности ограничено количество лучших и средних ресурсов. Дифференциация качества туристских ресурсов, их различная степень привлекательности порождают объективную основу для образования в сфере туризма добавочной прибыли, в том случае, когда туристское предприятие использует лучшие и средние ресурсы. Механизм образования добавочной прибыли – основы дифференциальной туристской ренты, с точки зрения закона стоимости, можно представить в следующем виде. Использование туристскими предприятиями ресурсов неравного качества порождает дифференциацию производительности индивидуального труда. Дифференциация производительности труда приводит к тому, что индивидуальная стоимость тур продукта в отдельных предприятиях оказывается различной, что находит выражение в различных уровнях издержек (затрат) в туристских предприятиях. Однако на рынке данные предприятия свой тур продукт продают не по индивидуальным, а по общественным (рыночным) ценам. При этом рыночная цена тур продукта ориентируется на уровень затрат тех предприятий, которые используют относительно худшие туристские ресурсы. Последнее обстоятельство вызвано двумя факторами: количественной ограниченностью туристских ресурсов и рыночным спросом на туристские услуги, объем которого не могут удовлетворить только лучшие и средние ресурсы. В этих условиях туристские предприятия, использующие ресурсы лучшего и среднего качества, на национальном и мировом туристском рынке получают добавочную прибыль, так как их индивидуальные издержки ниже общественных (рыночных). Эта разность между общественными, рыночными и индивидуальными стоимостями как раз и образует добавочную прибыль – основу дифференциальной туристской ренты.

3. Абсолютная  туристская рента. Всякий туристский ресурс, включая и худший, как синтез природных, исторических и социально-культурных факторов, по своим потребительским качествам, по уровню полезности превышает чисто природный худший фактор. Понятие «худший природный ресурс» как бы остается в пределах чисто природной, т.е. земледельческой и добывающей сфер, а худший туристский ресурс обладает дополнительной полезностью – оздоровительной, экологической, исторической и социально-культурной, духовной.

По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития значение услуг в целом, а туристских услуг в частности будет возрастать. Повышенный спрос на туристские услуги по сравнению со спросом на чисто  материальные блага не может не найти  отражения в стоимости этих услуг  и, соответственно, в стоимости этих ресурсов. Не случайно во многих странах  смешанной и развитой экономики  норма прибыли в сфере рекреации  и туризма выше, чем в земледелии и добывающих отраслях. К примеру, музей-усадьба (при прочих равных условиях) имеет большую полезность и потому стоит дороже, чем просто дом такого же типа на таком же по размеру и  качеству участке земли. Наряду с  дополнительной полезностью относительно худших туристских ресурсов следует  учитывать и то обстоятельство, что  количественно эти ресурсы ограничены, вследствие чего их предложение на рынке характеризуется низкой эластичностью.

На поверхности экономических  явлений все три формы туристской ренты выступают как единая величина, как единый факторный доход. Это  означает, что предприятия и фирмы, использующие относительно худшие туристские ресурсы, получают только абсолютную туристскую ренту, т.е. факторный доход относительно небольшой величины. Те предприятия  и фирмы, которые используют средние  и лучшие туристские ресурсы, получают абсолютную и дифференциальную туристскую ренту, т.е. факторный доход большей величины, чем в первом случае, а те, которые используют уникальные туристские ресурсы, получают все три формы туристской ренты: абсолютную, дифференциальную и монопольную. Факторный доход этих тур предприятий максимально высок.

 

3. Туристская рента  в системе отношений собственности

 

Всякая рента, в том  числе и туристская, есть форма  реализации права собственности  на тот фактор, на те ресурсы, использование которых порождает ренту, традиционно именуемую соответствующим факторным доходом: доходом от земли, недр, воды, туристских ресурсов. В то же время следует помнить и о другой стороне проблемы: всякая добавочная прибыль, всякий факторный доход, строго говоря, лишь тогда становится рентой, когда он поступает в распоряжение собственника ресурса. В силу этого туристская рента есть форма реализации права собственности на туристские ресурсы. Вопрос о содержании отношений собственности столь важен, что существует целое направление – «экономическая теория прав собственности». Согласно этой теории собственностью являются не ресурсы, а «пучок прав» (доля прав по использованию ресурсов), включающая в себя 11 основных элементов. Совершенно очевидно, что права собственности должны быть рационально поделены между субъектами присвоения туристских ресурсов и соответственно между субъектами присвоения туристской ренты. Такими субъектами прав собственности являются, с одной стороны, органы власти (федеральные, республиканские, местные), а с другой стороны, туристские организации, которые непосредственно создают, реализуют и оказывают услуги. Таким образом, туристская рента как факторный доход от хозяйственного использования туристских ресурсов должна направляться на развитие самого туризма, а субъектами распределения туристской ренты должны стать туристские организации и соответствующие органы власти.


Информация о работе Сущность и значение туристской ренты