Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 22:06, реферат
Древние египтяне не имели одну общую религию, у них было большое разнообразие культов, посвящённых определённым богам и богиням. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет заочного обучения
Кафедра
гуманитарных и социальных дисциплин
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Культурология»
на
тему: «Священные животные
древнего Египта»
Работа
выполнена:
____________________
(Зачет/незачет)
____________________
(Подпись
преподавателя)
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание.
Введение.
Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила.
Древние египтяне не имели одну общую религию, у них было большое разнообразие культов, посвящённых определённым богам и богиням. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Этот культ проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного. С самого начала все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство богов стали представлять собой гибрид человека с животным. Сами животные же, в основном, никогда не почитались как божества.
Были широко распространены религиозные поклонения (культы) ястребу, соколу, кошке, ибису, быку, коршуну, жуку-скарабею, павиану и крокодилу. Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности. Часто бывало так, что животное, которому преклонялись в одном административном округе (номе), не считалось священным в другом: там его можно было убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей.
На ибиса, коршуна и сокола охота была запрещена всегда и везде, на львов - только в праздники богини Бастет.
Умершее
священное животное, если смерть наступала
в области его культа, бальзамировали,
клали в саркофаг и предавали погребению,
обычно при храме. Мертвых ибисов доставляли
в Гермополь; быков хоронили в том месте,
где они умирали; на западном берегу Нила
- мертвых коров бросали в Нил и т.д. Среди
археологических находок встречаются
саркофаги жуков, змей, рыб.
1.«Ба» и «ка».
В древнем Египте считалось, что “ба” — это нечто невидимое, не покидающее тело насовсем после физической смерти, а остающееся вместе с ним в могиле. Ба выходит из тела ночью и бродит по кладбищу. Питается эта "душа" пирогами и находится под защитой богини кладбища.
“Ка”, по верованиям древних египтян - двойник души человека. С момента смерти “ка" сохранял присущее ему сознание и готовил душу в путь в подземное царство. Затем он находился в гробнице вместе с телом, в то время как душа пребывала в подземном царстве. Подобно людям, животные, предметы и вся неживая природа имеют свои "ка". Считалось, что некоторые властители имеют много "ка".
Для размещения "ка" в могиле создавался специальный "дом ка". Назначался жрец, чтобы обслуживать нужды "ка" и следить за пищей, питьем и предметами, приносимыми и оставляемыми там для "ка". "Ка" поедал не само оставленное, а его "ка". Если принесенное его не удовлетворяло, "ка" мог покинуть могилу, бродить в виде привидения, духа, поедая и выпивая все, что он мог найти. Египтяне верили, что время от времени душа должна возвращаться в могилу, чтобы навестить свое "ка".
“Ба-Ка” - два энергетических потока, два начала - противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Находясь в постоянном соседстве в человеке и взаимодействуя между собой, “Ба” и “Ка” являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности в организме, и человек существует без особых проблем. Слияние “Ба-Ка”, их гармонизация и эволюция рождает “Аах”.
“Аах”
- это посредник между Богом
и людьми или низшее божество, способное
трактовать послания Богов. На самом деле
“Аах” - это нечто большее, чем человек,
но, конечно, не Бог. Это человек со способностями
в определенные моменты прозревать будущее
и предсказывать его.
2.1.Скот
В Древнем Египте быка использовали при сельскохозяйственных работах: на них пахали. Потому бык олицетворял плодородие, и почитание тех богов плодородия, которые имели главенствующее значение в данной местности, сливалось с культом быков. Коровы почитались, как подательницы пищи; помимо этого, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлениями о небе, как о Небесной Корове.
Культ быков и коров больше всего встречался в местностях Дельты. Это можно объяснить тем, что Дельта всегда была богата пастбищами. Обожествляли не весь крупный рогатый скот, а только его отдельных представителей.
Самым почитаемым среди быков был Апис – «Ка» мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и «Ба» - Нила и Осириса, богов возрождающейся природы. После смерти Аписа, его Ба воссоединяется с Ба Осириса.
Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову, и она рождает солнечный диск.
Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Считали, что ритуальный бег Аписа означает богатое плодородие.
Когда бык Апис умирал, его бальзамировали, мумию укладывали в саркофаг, а затем его устанавливали в одной из подземных галерей Мемфисского Некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты. Мемфисский Серапеум являлся грандиозным подземным сооружением с огромными каменными саркофагами для мумий быков. На специальных столбах указаны: дата рождения, дата "вступления в должность" Аписа, и дата смерти - с точностью до одного дня царствования фараона.
После захоронения Аписа жрецы начинали поиски нового быка, подходящего на «должность» Аписа. Для этого бык должен был иметь ряд особых примет. Некоторые из этих примет упоминает Геродот: "Этот Апис, должен был происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него она и рождает Аписа. А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он черный, на лбу у него белый треугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука." Апис должен был удовлетворять 29 признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка. Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами.
Апис не единственный обожествленный бык. Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (Немур). Мневис считался Ка Гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога солнца. Бык Бухис, или Бакис (Бха) считался Ба Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был черным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов.
В
Гермонте в поздние времена
Обожествлены были также белый бык Мина, бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий ее).
Быки
белой и черной масти были редкостью
и потому строго оберегались. Приобретение
в частном порядке и тем
более убиение быка с признаками,которые
могли рассматриваться как священные,
строго карались.
2.2. Птицы
Богами считались мифические священные птицы - Бену и Великий Гоготун. Из птиц, существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Культ
ибиса, священной птицы Тота, был распространен
повсеместно. В Древнем Египте ходили
слухи, что ибис, спрятав шею и голову в
перьях под грудью, представлял подобие
изображения сердца. Говорили: «Ибис очень
враждебен животным, гибельным для людей
и плодов. Он соединяется клювом, также
и рождает детенышей… Ибис ходит, делая
шаги длиной в локоть… При затмении Луны
закрывает глаза, пока луна не засияет
снова... Животное это весьма долговечно.
По природе ибис весьма горяч и прожорлив;
ест гадость: питается змеями и скорпионами,
но одно переваривает легко, из другого
выбирает более удобное для еды… Весьма
редко можно видеть ибиса больным. Всюду
ибис запускает свой клюв и не обращает
внимания на грязь, ходя по ней, чтобы и
там что нибудь подстеречь."
Считалось, что «…ибис, который убивает смертоносных пресмыкающихся, первым научил людей пользоваться врачебными очищениями, т.к. они видели, как он промывает и опоражнивает сам себя. И самые строгие жрецы, подвергаясь очищению, берут очистительную воду там, где пил ибис, потому что если вода вредна или околдована, он не пьет ее и даже не подходит к ней. Расстояние между ногами и промежуток между ногами и клювом образуют у него равносторонний треугольник, а узорчатое смешение его черных и белых перьев напоминает месяц.»
Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец. Когда хотели подчеркнуть продуманность и ясность действий человека, говорили что "поступки его - это походка ибиса Тота."
Соколу поклонялись в Египте с древнейших времен, в связи с представлениями о солнечном диске, как о правом глазе бога Хора-сокола. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей Ра, Хора; на протяжении всей истории египетской религии сокол считался покровителем и защитником фараонов.
Сокол
(или ястреб) с распростертыми крыльями
был символом неба и потому считался
божественным. Такое представление
имело место уже во времена I династии.
С соколом (или ястребом) было связано
множество разнообразных